Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф08-9333/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2016 г. |
дело N А32-32677/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель Копылов Е.Н. по доверенности от 01.10.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2016 по делу N А32-32677/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги,
принятое в составе судьи А.М. Боровика,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Югводоканал" (далее - ООО "Югводоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, выраженном в письме от 07.08.2015 N 52-14731/15-33.12; обязании департамента в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" обратиться в уполномоченный орган за устранением наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1; обязании департамента осуществить подготовку и подписание проектов договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31; 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38 и направить в адрес заявителя проекты договоров аренды для подписания (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 125-126).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о невозможности представления заявителю в аренду спорных участков. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1 пересекают границы других земельных участков. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:1104011:7, 23:19:1104011:6, 23:19:1104011:5 сняты с кадастрового учета.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Югводоканал" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 07.04.2016 отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что суд первой инстанции не дал оценки такому основанию для отказа в предоставлении участков в аренду как расположение на участках ряда объектов, в отношении которых у департамента отсутствует информация об отнесении к объектам движимого либо недвижимого имущества и наличия надлежащим образом оформленных прав. Все объекты, расположенные на испрашиваемых земельных участках, принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. Общество эксплуатирует указанные объекты на основании концессионного соглашения от 24.03.2010. Земельные участки, снятые с учета исключены из заявленных требований при их уточнении в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, следовательно, внести изменения в сведения, содержащиеся в кадастровом учете, может только субъект Российской Федерации в лице департамента. По условиям концессионного соглашения от 24.03.2010 земельные участки предоставляются концессионеру в аренду в соответствии с действующим законодательством на срок действия концессионного соглашения. В отношении участков с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:31, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38 препятствия для предоставления в аренду обществу в отказе департамента не указаны.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Югводоканал" 09.07.2015 обратилось в департамент с заявлением N 6 о приобретении права аренды на земельные участки и заключении договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104011:6, 23:19:1104011:7, 23:19:1104011:5, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38, расположенные в Ленинградском районе Краснодарского края, на основании п. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением департамента, изложенном в письме N 52-14731/15-33.12 от 07.08.2015 обществу отказано в предоставлении в аренду указанных земельных участков. Департамент указал, что согласно материалам обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" на земельных участках с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38 расположен ряд объектов, в отношении которых у департамента отсутствует информация об отнесении к объектам движимого либо недвижимого имущества и наличия надлежащим образом оформленных прав. Границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:9:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1 пересекают границы иных земельных участков. По имеющейся в департаменте информации земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:1104011:6, 23:19:1104011:5, 23:19:1104011:7 сняты с кадастрового учета.
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельных участков в аренду является незаконным, ООО "Югводоканал" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 23 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения в департамент с заявлением о предоставлении участков в аренду) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", лицо, с которым заключено концессионное соглашение в качестве документов, подтверждающих право приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, представляет концессионное соглашение, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровую выписку об испрашиваемом земельном участка, выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок, выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Из материалов дела следует, что 24.03.2010 между субъектом Российской Федерации - Краснодарский край (концедент) и ООО "Югводоканал" (концессионер) заключено концессионное соглашение, в соответствии с которым концессионер обязуется за свой счет выполнять обязанности по реконструкции принадлежащего на праве собственности концеденту объекта концессионного соглашения, состав и описание которого приведены в разделе 4 настоящего концессионного соглашения, модернизацию и иное улучшение характеристик иного имущества и осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения потребителям на территории обслуживания с использование объекта концессионного соглашения и иного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности включая снижение непроизводительных расходов (потерь воды).
Срок действия соглашения - вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует в течение 30 лет (пункт 3.1.1).
Согласно разделу 4 объектом соглашения являются объекты недвижимого имущества: сооружения систем водоснабжения, предназначенные для забора, подъема, водоподготовки, транспортировки и обеспечения подачи потребителям на территории обслуживания питьевой и технической воды. Все объекты недвижимости, входящие в объект соглашения являются государственной собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
В состав объекта соглашения входят: "Таманское направление", "Ейское направление", "Троицкое направление", а также иное имущество, предназначенное для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной соглашением: движимое и недвижимое имущество, в том числе элементы системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, принадлежащие концеденту на праве собственности, образующие единое целое с объектом соглашения и/или предназначенные для использования по общему назначению с объектом соглашения для осуществления концессионером деятельности.
Земельные участки, на которых располагаются объекты недвижимости, согласно п. 6.2.1 концессионного соглашения предоставляются концедентом концессионеру в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, действующим земельным законодательством и договором аренды земельного участка.
ООО "Югводоканал" в целях реализации обязательств по концессионному соглашению 09.07.2015 обратилось с заявлением в департамент о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104011:6, 23:19:1104011:7, 23:19:1104011:5, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38.
В обоснование отказа в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38 департамент указал, что на данных земельных участках расположен ряд объектов, в отношении которых у департамента отсутствует информация об отнесении к объектам движимого либо недвижимого имущества и наличия надлежащим образом оформленных прав.
Между тем, заинтересованное лицо не учло следующее.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что концедент обязан передать в установленный концессионным соглашением срок концессионеру объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество.
Как установлено в пункте 1 статьи 11 названного Закона земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, предоставляется концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах на срок, который устанавливается концессионным соглашением в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах и не может превышать срок действия концессионного соглашения.
В концессионном соглашении от 24.03.2010 приведен перечень объектов данного соглашения, подлежащих передаче обществу. При этом согласно разделу 4 концессионного соглашения объекты соглашения являются государственной собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 N 345, Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
Таким образом, департамент обладает полной информацией об объектах государственной собственности, находящихся на земельных участках, испрашиваемых в аренду.
С учетом изложенного, департамент, являясь фактически распорядителем объектов, являющихся предметом концессионного соглашения, не мог не знать, какие именно объекты расположены на спорных земельных участках.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2016 по делу N А32-32676/2015.
Концессионное соглашение от 24.03.2010 указано обществом в заявлении от 09.07.2015 о предоставлении земельных участков в аренду в качестве правового основания для предоставления в пользование данных участков. В заявлении также приведены сведения о земельных участках и расположенных на них объектах, являющихся предметом концессионного соглашения.
Факт непредставления всех приложений к концессионному соглашению при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков не может являться основанием для отказа в предоставлении участков в аренду. Стороной концессионного соглашения от 24.03.2010 является субъект Российской Федерации - Краснодарский край, следовательно, данное соглашение с 28 приложениями могло быть получено департаментом от соответствующего органа субъекта, выступающего стороной данного соглашения.
Кроме того, такого основания для отказа в предоставлении земельных участков заявителю как непредставление приложений к концессионному соглашению решение департамента от 07.08.2015 N 52-14731/15-33.12 не содержит.
Следовательно, вышеназванное основание для отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38 в аренду не основаны на Законе.
Основанием для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 23:9:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1 послужил факт пересечения границ указанных участков с границами иных земельных участков.
В пункте 24 статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости.
Представленными в материалы дела кадастровыми паспортами от 23.07.2015 N 2343/12/15-818487, N 2343/12/15-818668, N 2343/12/15-818733, N 2343/12/15-818839 на указанные земельные участки подтверждается факт пересечения границ данных участков с границами иных земельных участков: границы земельного участка с кадастровым номером 23:19:1101000:21 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:19:1101000:227; границы земельного участка с кадастровым номером 23:19:1101000:23 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:0000000:31,23:19:1101000:86; границы земельного участка с кадастровым номером 23:19:1101000:25 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:11:0403000:184; границы земельного участка с кадастровым номером 23:19:1101000:37 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:1101000:170,23:19:1101000:171; границы земельного участка с кадастровым номером 23:19:1104020:1 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:19:1104011:9 (т. 1 л.д. 208-211, 216).
При этом статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и не допускает возможности вольной трактовки ее положений. Поскольку границы испрашиваемых обществом участков налагаются на другие земельные участки, следовательно, подлежат уточнению, данное обстоятельство является достаточным для отказа в их предоставлении в аренду заявителю.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя в части земельных участков с кадастровыми номерами: 23:9:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отказ соответствует положениям п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и правовых оснований для возложения на департамент обязанности по предоставлению данных земельных участков не имеется.
Довод общества о том, что границы указанных участков подлежат уточнению их собственником (Краснодарский край), не принимается апелляционным судом по следующим основаниям.
Порядок предоставления, в том числе, в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 указанной статьи Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в департамент);
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора аренды земельного участка.
С учетом положений статьи 39.14 Земельного кодекса в целях приобретения земельного участка заинтересованному в его получении лицу, в случае, когда границы земельного участка подлежат уточнению, необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка; после принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка обеспечить выполнение необходимых кадастровых работ и впоследствии обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрен статьей 39.15 Земельного кодекса.
В силу пункта 2 указанной статьи Земельного кодекса к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в частности, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 13 статьи 39.15 Земельного кодекса в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка; в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии у него полномочий на уточнение границ спорных земельных участков противоречит положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса, в соответствии с которыми в случае, если границы земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении. Согласно условиям концессионного соглашения концессионеру предоставлены права владения и пользования объектом концессионного соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.
Специальное регулирование в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в части обязанностей по образованию земельного участка или уточнению границ земельного участка в Земельном кодексе отсутствует.
В соответствии с общим порядком обязанность по образованию земельного участка или уточнению границ земельного участка возлагается на лицо, заинтересованное в его приобретении.
В результате анализа условий концессионного соглашения и приложений к нему суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу пункта 6.2.1 концессионного соглашения концедентом предоставляются концессионеру земельные участки в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, действующим земельным законодательством и договором аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 6.1.1 концессионного соглашения передаваемые концессионеру земельные участки включают в себя земельные участки, на которых располагается имущество, составляющее объект концессионного соглашения, а также земельные участки, на которых располагается иное имущество и которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Описание земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края, в том числе их кадастровые номера, местоположение, площадь, описание границ, а также кадастровые паспорта земельных участков содержатся в Приложении N 22 (пункт 6.1 концессионного соглашения).
Согласно пункту 6.3.1 концессионного соглашения земельные участки предоставляются концессионеру в аренду в соответствии с действующим земельным законодательством и на срок действия концессионного соглашения в течение 60 рабочих дней с даты вступления в силу настоящего концессионного соглашения после предоставления концессионером установленных действующим законодательством документов и государственной регистрации прав владения и пользования концессионера на передаваемый объект концессионного соглашения и/или недвижимое имущество, входящее в состав иного имущества.
В приложении N 23 к концессионному соглашению содержится согласованная сторонами форма типового договора аренды земельных участков.
В силу пункта 4.3.18 типовой формы договоров аренды земельных участков арендатор обязан в двухмесячный срок с момента утверждения в установленном порядке градостроительной документации (документации по планировке территорий, в состав которых входят соответствующие земельные участки) за свой счёт обеспечить формирование (включая проведение землеустроительных работ) и кадастровый учёт новых сформированных земельных участков.
Таким образом, согласно условиям концессионного соглашения и содержанию типовой формы договора аренды, согласованной сторонами соглашения, в случае возникновения необходимости проведения землеустроительных работ по формированию границ земельного участка соответствующая обязанность возлагается на арендатора.
Поскольку ООО "Югводоканал" является лицом, которое вправе совершить действия по уточнению границ испрашиваемых участков, требование заявителя об обязании департамента в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" обратиться в уполномоченный орган за устранением наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Учитывая изложенное, отказ департамента в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:9:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1 соответствует положениям действующего земельного законодательства. В указанной части решение суда первой инстанции является законным.
Сведения о пересечении границ остальных испрашиваемых заявителем земельных участков (23:19:1101000:31, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38) с границами иных земельных участков в кадастровых паспортах отсутствуют (т. 1 л.д. 215, 217-221).
Кроме того, в оспариваемом решении департамента от 07.08.2015 N 52-14731/15-33.12 отсутствуют основания для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 23:19:1104013:1 и 23:19:1101000:44. Препятствия предоставления указанных участков обществу в аренду в виде наложения на границы иных земельных участков отсутствуют.
В отношении отказа в предоставлении в аренду земельных участков 23:19:1104011:6, 23:19:1104011:7, 23:19:1104011:5, заявитель отказался от указанного требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган.
Ввиду неприведения департаментом соответствующих земельному законодательству оснований для отказа заявителю в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:31, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38, 23:19:1104013:1, 23:19:1101000:44 в аренду, требования ООО "Югводоканал" в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 24.03.2005 N 11 в случае признания действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным, арбитражный суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости (абзац 6 пункта 4 постановления).
Таким образом, в случае признания незаконными действий органа государственной власти, отказавшего заявителю в предоставлении в аренду земельного участка или уклонившегося от такого представления, суд обязывает соответствующий орган принять решение о предоставлении земельного участка на праве аренды, подготовить проект договора аренды и направить его в установленный срок обратившемуся с заявлением лицу.
В силу указанных норм последствием признания незаконным отказа в предоставлении земельных участков является понуждение заинтересованного лица подготовить соответствующие проекты договоров аренды и направить их в адрес ООО "Югводоканал".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина по заявлению в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса составляет 3 000 руб. и была уплачена обществом по платежному поручению N 16451 от 03.06.2015.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1 500 руб.
По платежному поручению N 1 от 04.04.2016 ООО "Югводоканал" оплатило 3 000 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. возвращена заявителю из федерального бюджета определением от 16.06.2016.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Поскольку требования заявителя удовлетворены государственная пошлина по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 4 500 руб. подлежит взысканию с департамента в пользу ООО "Югводоканал".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2016 по делу N А32-32677/2015 отменить в части.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края, (ОГРН 10223011228399, ИНН 2308077553), г. Краснодар, от 07.08.2015 N 52-14731/15-33.12 в части отказа в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:31, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38, 23:19:1104013:1, 23:19:1101000:44, как противоречащий статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края, (ОГРН 10223011228399, ИНН 2308077553), г. Краснодар, подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью "Югводоканал" (ОГРН 1062320038384, ИНН 2320139238), г. Крымск, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения подписанный со своей стороны уполномоченным лицом, содержащий все существенные для договора данного вида условия, договоры аренды земельного участка с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:31, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38, 23:19:1104013:1, 23:19:1101000:44.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края, (ОГРН 10223011228399, ИНН 2308077553), г. Краснодар, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал" (ОГРН 1062320038384, ИНН 2320139238), г. Крымск, 4 500 рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32677/2015
Истец: ООО "Югводоканал"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края