Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2016 г. N Ф08-8415/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
01 сентября 2016 г. |
дело N А32-4641/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс": представитель по доверенности от 28.11.2015 Петренко С.П., паспорт;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: представитель по доверенности от 30.03.2016 Манаенкова В.В., паспорт;
от Управления ветеринарии Краснодарского края: представитель по доверенности от 01.12.2015 Бобров В.А., удостоверение; представитель по доверенности от 01.12.2015 Никитина Я.С., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2016 по делу N А32-4641/2016, принятое судьей Шкира Д.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (ИНН 2309134483,ОГРН 1122309006775)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2311079945,
ОГРН 1052306435719)
Третье лицо: Государственное управление ветеринарии Краснодарского края
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным бездействия по уклонению от исполнения предусмотренной постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310 обязанности принятия решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни блютанг на бывшей свинотоварной ферме N 2, расположенной на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от станицы Старовеличковской Калининского района Краснодарского края.
Заявленные требования мотивированы тем, что блютанг отнесен к категории особо опасных болезней животных, изъятие предусмотрено статьей 19 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. В то же время административным органом не вынесено решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни блютанг.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано отсутствием оснований считать обжалуемое бездействие незаконным, ввиду того, что Главным государственным ветеринарным инспектором субъекта Российской Федерации в административный орган не направлялась информация о выявлении на закрепленной за ним территории очага особо опасных болезней животных.
Общество с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2016 отменить, ссылаясь на неисполнение управлением обязанности, предусмотренной пунктом 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310. По мнению общества, информирование управления о наличии очага особо опасного заболевания подтверждается непосредственным участием в рассмотрении дела N А32-22784/2014 об оспаривании постановления главы Администрации (губернатора) Краснодарского края об установлении карантина в очаге особо опасного заболевания блютанг. Общество обращалось к управлению с заявлением об изъятии (отчуждении) животных, решение по заявлению общества принято не было. Управление в подтверждение правовой позиции не ссылается на неинформированность, указывая лишь на то, что утратил силу приказ Минсельхоза Российской Федерации от 22.06.2006 N 184 "Об утверждении Перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства".
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Ссылается на альтернативный характер статьи 19 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", допускающей возможность изъятия животных, указывает, что утратил силу приказ Минсельхоза Российской Федерации от 22.06.2006 N 184 "Об утверждении Перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства". Ссылается также на п. 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 и указывает, что информации от Главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации о наличии очага особо опасных болезней в порядке п. 6 Правил N 310 в управление не поступала. Также указывает, что заявитель был предупрежден об ответственности за ввоз инфицированных животных, однако от партии животных не отказался. Риск, связанный с импортом поголовья крупного рогатого скота лежит на заявителе.
Определением от 10.08.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Государственное управление ветеринарии Краснодарского края.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное управление ветеринарии Краснодарского края просило решение оставить без изменения. Указывает, что обязанность по информированию Управления Россельхознадзора была исполнена надлежащим образом, в обоснование чего представлена переписка.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" (покупателем) и компанией "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия) (продавец) заключен контракт от 12.02.2014 N 2014-623/01 на поставку 800 голов племенных животных КРС молочной голштинской породы, зарегистрированных Ассоциацией голштинского скота США, происхождения США, на условиях DAP, Российская Федерация, порт Новороссийск согласно Инкотермс-2010.
Общество направило в Государственное управление ветеринарии гарантийное письмо от 19.02.2014, в котором сообщило о том, что гарантирует выполнение в полном объеме всех ветеринарных требований при ввозе животных из-за рубежа, указания Россельхознадзора от 19.05.2009 N ФС-ЕН-2/4096, от 08.07.2008 N ФС-НВ-2/6739, от 22.01.2007 N ФС-ЕН-2/374.
Россельхознадзором выдано разрешение от 14.04.2014 N ФС/УВН-01/91613 на ввоз 800 голов племенного КРС из штата Айдахо США на основании контракта от 12.02.2014 N 2014-623/01.
Управлением ветеринарии в адрес общества направлены письма от 30.04.2014 N 65.01-2357/14-14, от 08.05.2014 N 65.01-2462/14-14, в которых сообщалось о том, что на основании результатов экспертизы от 18.04.2014, проведенной специализированной организацией в США, в отношении готовящихся к поставке КРС и, находящихся на карантине, выявлено наличие 12 проб положительно реагирующих на блутанг от партии 800 голов КРС.
По акту приема-передачи N 1 от 09.06.2014 заявителем в рамках вышеназванного контракта от 12.02.2014 N 2014-623/01 получен товар - 751 голова племенных животных - телок КРС молочной голштинской породы.
Управлением ветеринарии в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края направлено представление от 25.06.2014 N 65.01/3637/14-09 об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" в соответствии со статьями 3.1, 9, 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом) на территории свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс", расположенной на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от ст-цы Старовеличковской Калининского района, и предупреждения распространения заболевания на территории Краснодарского края, на основании представления руководителя государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 25 июня 2014 года N 65.01-3637/14-09 об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс", расположенной на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от ст-цы Старовеличковской Калининского района, до отмены карантина; утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края согласно приложению к данному постановлению.
Государственному управлению ветеринарии Краснодарского края поручено разработать и утвердить план организационно-хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий по оздоровлению от заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом) животных на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края.
Вышеназванным постановлением установлены следующие ограничения: определить неблагополучным пунктом территорию бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс", расположенную на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от ст-цы Старовеличковской Калининского района (пункт 1.1); изолировать больных и подозрительных по заболеванию животных, закрепить за ними отдельный обслуживающий персонал (пункт 1.2); запретить вход в неблагополучный пункт лицам, не связанным с обслуживанием животных (пункт 1.3); запретить вывоз домашних и диких жвачных животных в другие хозяйства для племенных и пользовательных целей, продуктов убоя и сырья животного происхождения, а также спермы, консервированной крови и сыворотки жвачных животных, кормов (пункт 1.4); огородить территорию неблагополучного пункта, оставив один вход, и установить круглосуточный охранный пост; установить таблички с информацией о подозрении на заболевание животных блутангом (пункт 1.5).
Приказом Управления ветеринарии от 26.06.2014 N 232 утвержден план организационно-хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий по оздоровлению от заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом) животных на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края, согласно пункту 6 которого с целью подтверждения диагноза запланировано провести исследования сыворотки крови в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир.
Согласно заключениям ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир от 07.07.2014 N 01-12/3432, N 01-12/3433 по результатам исследований сыворотки крови на наличие антител к вирусу болезни блутанг методом иммуноферментного анализа (ИФА) из 750 исследованных проб - 176 показали положительные результаты.
В результате исследований в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир (письмо от 11.07.2014 N 01-12/3615 о результатах лабораторных исследований сыворотки крови КРС) в реакции длительного связывания комплимента (РДСК) выявлены сероположительные к блутангу животные (10 положительных из 21 исследованных).
В связи с выявлением в результате исследований в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимира в реакции длительного связывания комплемента сероположительных по инфекционной катаральной лихорадке крупного рогатого скота (блутангу) животных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2014 N 741 в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" внесены изменения, согласно которым перечень мероприятий дополнен пунктом 1.6 следующего содержания: подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне. Срок исполнения - немедленно. Исполнитель - администрация ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" (по согласованию) отдел госветнадзора "Славянский" (контроль).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2014 N 1010 внесены следующие изменения: в преамбуле постановления от 30.06.2014 N 647 заменены слова "в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом)" словами "в целях ликвидации заболевания крупного рогатого скота инфекционной катаральной лихорадкой овец (синий язык, блутанг)"; в преамбуле постановления от 21.07.2014 N 741 слова "в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 30 декабря 1994 года" заменены словами "в соответствии с Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 27 марта 1974 года N 115-6а".
В соответствии с постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2014 N 1010 и от 30.06.2014 N 647 Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края общество направлено требование от 28.07.2014 N 6501-4418/14-14, содержащее указание на исполнение в срок до 20.08.2014 следующих мероприятий:
1. В соответствии с пунктами 2.2.4, 4.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец от 30 декабря 1994 года N 13-4-2/227, подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" на специально выделенной убойной площадке или санитарной бойне, мясокомбинате под контролем ГБУ "Ветуправление Калининского района".
2. Мясо и другие продукты, полученные от убоя больных и подозрительных по заболеванию животных подвергнуть промпереработке или проварке с доведением температуры в толще массы не менее 80 С в течение 2-х часов.
3. В соответствии и с п. 4.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец от 30 декабря 1994 года N 13-4-2/227, после убоя провести дезинфекцию всех мест, где находилась подвергнутая убою группа животных.
4. В срок до 31.07.2014 - согласовать время и место убоя животных, а также места переработки и утилизации продуктов убоя с Госветуправлением Краснодарского края.
Обществом в судебном порядке обжалованы постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 и от 21.07.2014 N 741 (дело N А32-27784/2014) и требование от 28.07.2014 N 6501-4418/14-14 (дело N А32-28272/2014). Вступившими в законную силу судебными актами в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество указывает, что до настоящего времени животные, зараженные блютангом, продолжают находиться в очаге эпизоотии на СТФ N 2, изъятие животных не производилось.
Общество обратилось в управление с письмом от 08.05.2015, в котором проинформировало управление о наличии очага блютанга и запросило сведения о том, получало ли управление Россельхознадзора от Государственного управления ветеринарии информацию о наличии очага блютанга, и принималось ли управлением Россельхознадзора решение о необходимости проведения отчуждения животных.
В письме от 18.05.2015 N 02-12-18/2202 на заявление общества управление Россельхознадзора указывает, что информация о выявлении антител к вирусу блютанга от ГБУ КК "Управление ветеринарии Краснодарского края" поступила в письме от 26.06.2014 N 376, решение о необходимости проведения отчуждения животных не принималось в связи с отсутствием на то оснований и обращения Государственного управления ветеринарии на отчуждение животных.
21.12.2015 заявитель обратился в управление с заявлением об изъятии (отчуждении) крупного рогатого скота, в котором потребовало незамедлительно исполнить предусмотренную постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310 обязанность принять предусмотренное законом решение о необходимости проведения отчуждения животных Общества и изъятия продуктов животноводства - в целях ликвидации очага особо опасной болезни блютанг, которым официально является СТФ N 2, расположенная на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от станицы Старовеличковской Калининского района Краснодарского края.
В письме от 15.01.2015 N 02-12-18/102 управление указывает обществу на невозможность отчуждения животных по причине отсутствия для этого законных оснований. Управление ссылается на то, что приказ Минсельхоза РФ от 22.06.2006 N 184 "Об утверждении Перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства" утратил силу.
Считая указанное бездействие административного органа незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Пунктом 8 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310) предусмотрено, что организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению N 2.
Из материалов дела усматривается, что у части животных, приобретенных по контракту N 2014-623/01 от 12.02.2014 были выявлены признаки заболевания "блютанг", что послужило основанием для объявления государственным управлением ветеринарии Краснодарского края карантинной площадки СТФ N 2 очагом эпизоотии и внесения представления главе администрации (губернатору) Краснодарского края об установлении карантина.
Постановлением от 21.07.2014 N 741 "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июня 2014 года N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" было определено произвести (по согласованию с ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс") убой всей партии импортных животных.
При этом данным постановлением либо иным нормативным документом, вынесенным на его основании, не было предусмотрено изъятие продуктов животноводства.
Из текста постановления от 21.07.2014 N 741 следует, что указанное мероприятие включено в перечень в связи с выявлением в результате исследований в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимира в реакции длительного связывания комплемента сероположительных по инфекционной катаральной лихорадке крупного рогатого скота (блутангу) животных, в соответствии с Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 27 марта 1974 года N 115-6а.
Порядок предупреждения и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец (блутанг) установлен Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 27.03.1974.
Указанной инструкцией установлены мероприятия, необходимые для предотвращения распространения и ликвидации особо опасных болезней животных, в частности, блутанга (синий язык, катаральная лихорадка овец).
В силу положений названной инструкции крупный рогатый скот длительное время может быть вирусоносителем, не проявляя клинических признаков болезни. Возбудитель от зараженных животных передается кровососущими насекомыми (мокрицы, комары).
Пунктом 1.1 инструкции предусмотрено, что в целях предупреждения заноса возбудителя болезни на территорию СССР не допускают ввоз овец, коз, КРС, диких жвачных животных, продуктов убоя и сырья, полученных от этих животных, а также спермы производителей из стран, неблагополучных по катаральной лихорадке овец; импорт восприимчивых к блутангу животных.
В силу пункта 1.2 Инструкции в случае обнаружения клинически больных или положительно реагирующих по РСК животных всю группу импортных животных подвергают убою.
В рамках дела N А32-28272/2014 суды установили, что требование управления от 28.07.2014 N 6501-4418/14-14, пунктом 1 которого предусмотрен убой всей группы крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, вынесено во исполнение постановлений Администрации Краснодарского края, вынесенных в соответствии с Законом о ветеринарии и направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов особо опасной заразной болезни животных на территории Краснодарского края.
Вместе с тем, оснований для вывода о том, что уничтожение продукции в данном случае не может рассматриваться как принудительное отчуждение (изъятие) имущества собственника для государственных нужд, у суда не имеется. Соответствующих доводов с нормативным обоснованием своей позиции в этой части управлением Россельхознадзора не приведено.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 310 исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.
Такое решение Управлением Россельхознадзора не принято.
Кроме того, заявитель прямо поименован в постановлениях главы администрации (Губернатора) Краснодарского края об установлении ограничительных мероприятий, таким образом, для ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" он одновременно является распорядительным документом, обязывающим произвести уничтожение продукции, и фактически в данной ситуации заменяющим принятие отдельного решения по вопросу об отчуждении.
Управление Россельхознадзора ссылается на утрату силы приказом Минсельхоза от 22.06.2006 N 184, которым был утвержден перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных. Данный приказ утратил силу, однако, Приказом Минсельхоза РФ от 19.12.2011 N 476 "блютанг" отнесен к категории особо опасных болезней животных.
Вывод суда о неинформированности управления о наличии очага особо опасного заболевания материалами дела не подтверждается, поскольку в материалах дела имеется соответствующая переписка общества и управления. Кроме того, Управление Россельхознадзора участвовало в рассмотрении дела N А32-27784/2014 (о признании недействительным постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2014 N 741 "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края").
Привлеченное к участию в деле Главное управление ветеринарии также представило суду переписку с управлением Россельхознадзора: письма от 25.06.2014 N 6501-3631/14-15 и N 6501-3614/14-08.
Согласно пункту 4 Правил N 310 должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей болезней, определенных перечнем, указанным в пункте 3 настоящих Правил, или животных с клиническими признаками таких болезней немедленно направляют информацию об этом в письменной форме государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 5 Правил, Государственный ветеринарный инспектор по закрепленной территории обслуживания при получении указанной в пункте 4 настоящих Правил информации вносит в орган местного самоуправления представление о введении ограничительных мероприятий, в том числе карантина, по форме, утверждаемой Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В силу пункта 6 Правил Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации при получении указанной в пункте 4 настоящих Правил информации немедленно направляет в письменной форме информацию о выявлении на закрепленной за ним территории очага особо опасных болезней животных в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Как следует из пункта 7 Правил руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению N 1.
Как поясняет Главное управление ветеринарии, указанная обязанность была им выполнена, при этом Управление Россельхознадзора наличие переписки в порядке, установленном п.6 Правил N 310 отрицает.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в деянии управления Россельхознадзора признаков незаконного бездействия материалам дела не соответствует.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Управлением не были приняты необходимые меры при обнаружении угрозы возникновения, распространения опасных инфекционных болезней животных, предусмотренные Правилами N 310.
Определение способа восстановления нарушенных прав заявителя относится к компетенции суда, рассматривающего спор (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с учетом обстоятельств конкретного дела.
Вопреки доводам управления Россельхознадзора положения статьи 19 Закона о ветеринарии в совокупности с процедурой, установленной Правилами N 310 и положениями п. 1.2 Временной инструкции о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, после принятия постановления главы администрации (губернатора) об осуществлении убоя животных не предусматривают альтернатив в принятии решения о необходимости отчуждения животных в очаге особо опасного заболевания. При этом упомянутый федеральный закон и принятый на его основании нормативный акт не устанавливают зависимость принятия такого решения от соблюдения ими ветеринарных норм и правил (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.11.2014 по делу N А32-44064/2013 по вопросу о выплатах компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество).
При таких обстоятельствах в качестве восстановительной меры апелляционная коллегия полагает необходимым обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея принять решение в порядке пункта 7 Правил N 310 об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с управления Россельхознадзора в пользу общества в связи с удовлетворением его требований подлежат возмещению понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Вместе с тем, поскольку факт уплаты государственной пошлины в силу прямого указания Налогового кодекса Российской Федерации должен подтверждаться подлинным платежным документом, а заявление и апелляционная жалоба были направлены в суды в электронном виде, и оригиналы платежных поручений от 12.02.2016 N 214 и от 03.06.2016 N 787 не были представлены, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается. В соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражный суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, данный вопрос может быть разрешен после представления обществом оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2016 по делу N А32-4641/2016 отменить. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в связи с непринятием решения в порядке пункта 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310, о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания блютанг на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края.
Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея принять решение в порядке пункта 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310, о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания блютанг на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4641/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2016 г. N Ф08-8415/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Государственное управление Ветеринарии Краснодарского края, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11570/16
22.12.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4641/16
21.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8415/16
01.09.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11570/16
02.06.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4641/16