Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2016 г. N Ф03-5755/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
02 сентября 2016 г. |
А73-654/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1072723005079: Быков А.А., представитель по доверенности от 19.02.2016 N 203;
от Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, ОГРН 1022700780288: не явились;
от Министерства обороны Российской Федерации: Быков А.А., представитель по доверенности от 21.01.2015;
от Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края: Сысоева Н.А., представитель по доверенности от 28.09.2015 N 1-13/1615;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 01.06.2016
по делу N А73-654/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серовой Е.Н.
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края
об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГКУ ДВТУИО, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Оборского сельского поселения муниципального района им. Лазо Хабаровского края (далее - ответчик, администрация) о понуждении принять в собственность объекты недвижимости, расположенные по адресам: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18 и указанные в Приложении к Приказу N 719 (в перечне объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность муниципального образования "Оборское сельское поселение района им. Лазо Хабаровского края", а именно: здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 157), здание штаба (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 192), здание караульного помещения (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 193), здание пожарного депо (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 194), здание мазутного склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 195), здание котельной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 196), здание водонапорной башни (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 197), здание водонасосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 198), здание водонасосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 199), здание проходной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 200), здание гаража (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 201), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 202), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 203), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 204), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 205), здание очистных сооружений (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 206), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 207), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 208)), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 209)),здание столовой (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 210), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 211)), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 212)), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 213)), здание общежития (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 213) здание котельной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 214), здание магазина (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 215), здание котельной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 216), здание котельной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 217), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 218)), здание столовой (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 219), здание насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 220), здание насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 221), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 222), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 223), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 224), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 225), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 226), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 227), здание станции перекачки (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 228), здание насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 229), здание насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 230), здание овощехранилища (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 231), здание магазина (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 232), здание штаба (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 233), здание казармы (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 234), здание медицинского пункта (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 237), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 238)), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 239)), здание комбината бытового обслуживания (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 240), здание бани (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 241), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 242), здание клуба (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 243), здание караульного помещения (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 244),здание хранилища (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 245), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 246), здание насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 247), здание мойки (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 248), здание заправки (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 249), здание казармы (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 250), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 251), здание столярной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 252), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 253), здание контрольно - пропускного пункта (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 254), здание мазутно - насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 255), здание контрольно - пропускного пункта (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N18, инвентарный номер 257), об обязании Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта подписать акты приема передачи объектов недвижимого имущества; об обязании Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края зарегистрировать права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества; об обязании Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края отразить в реестре муниципального имущества муниципального образования "Оборское сельское поселение района имени Лазо Хабаровского края" объекты недвижимого имущества.
Решением от 01.06.2016 иск удовлетворен частично, в отношении следующих объектов недвижимости: здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 157), здание штаба (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 192), здание пожарного депо (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 194), здание мазутного склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 195), здание котельной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 196), здание водонапорной башни (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 197), здание водонасосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 198), здание проходной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 200), здание гаража (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 201), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 202), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 203), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 204), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 205), здание очистных сооружений (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 206), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 211)), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 212)), здание котельной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 216), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 218)), здание насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 220), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 224), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 226), здание станции перекачки (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 228), здание насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 229), здание насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 230), здание магазина (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 232), здание штаба (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 233), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 238)), жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир, (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 239)), здание бани (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 241), здание караульного помещения (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 244),здание хранилища (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 245), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 246), здание мойки (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 248), здание заправки (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 249), здание склада (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 251), здание столярной (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 252), здание трансформаторной подстанции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 253), здание контрольно - пропускного пункта (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 254), здание мазутно - насосной станции (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 255), здание контрольно - пропускного пункта (Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18, инвентарный номер 257).
Стороны обратились с апелляционными жалобами.
Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края в жалобе просит решение отменить. Указывает, что для приема-передачи объектов при разграничении публичной собственности требуется волеизъявление соответствующих муниципальных образований, на что указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 04.12.2007 N 828-О-П; по результатам обследования спорных объектов сторонами составлен акт от 21.04.2016, согласно которому часть объектов демонтированы, состояние других объектов неудовлетворительное, у Минобороны России отсутствует техническая документация, подтверждающая, что объекты недвижимости являются безопасными для использования, согласно переписке здания находятся в разграбленном состоянии, подлежат списанию; отказ от приемки объектов ответчик мотивировал тем, что спорные объекты находятся в неудовлетворительном состоянии и возможность их использования в любых целях отсутствует, что истец не опроверг; полагает, что истцом не соблюдены требования подпункта "а" пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, поскольку имущество находится в состоянии, непригодном для эксплуатации и возможность его использования для решения задач местного значения не доказана.
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в жалобе просит иск удовлетворить в полном объеме. Указывает, что на основании, в том числе положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 17.09.2013 N 719 у ответчика возникла обязанность принять в муниципальную собственность спорное имущество в полном объеме.
Определением от 02.08.2016 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
Определением от 29.08.2016 произведена замена судьи Иноземцева И.В. в связи с уходом в отпуск на судью Гричановскую Е.В.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционных жалоб начато сначала.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении своей апелляционной жалобы, пояснил, что техническая документация на земельный участок, занятый передаваемыми объектами недвижимости, отсутствует, отдельно под каждым объектом недвижимости земельный участок не сформирован, на земельном участке расположены объекты войсковой части 59313-42, используемые для нужд обороны страны.
Представитель третьего лица просил удовлетворить жалобу Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, пояснил, что спорные объекты находятся в разрушенном состоянии, вместе с тем на основании распоряжения Администрации Оборского сельского поселения муниципального района им. Лазо Хабаровского края от 04.03.2014 N 5 в муниципальную собственность приняты семь объектов недвижимости с инвентарными номерами 211, 192, 194, 212, 218, 238, 239.
Администрация Оборского сельского поселения муниципального района им. Лазо Хабаровского края извещалась о времени и месте рассмотрения жалобы, представитель в суд не прибыл.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителей истца и третьих лиц, исследовав приобщенные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17.09.2013 N 719 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Оборское сельское поселение района имени Лазо Хабаровского края" переданы из федеральной собственности в собственность муниципального образования муниципального образования "Оборское сельское поселение района имени Лазо Хабаровского края объекты недвижимого имущества.
Во исполнение Приказа N 719 истец направил в адрес Администрации Оборского сельского поселения муниципального района им. Лазо Хабаровского края передаточный акт, который не был подписан.
Распоряжением Администрации Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 04.03.2014 N 5 в муниципальную собственность Оборского сельского поселения принято следующее имущество, передаваемое из федеральной собственности:
- жилой дом, инв.N 211, в наличии каркас, без стоимости, расположенный по адресу: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18;
- здание штаба, инвентарный номер 192 в наличии каркас;
- здание пожарного депо, инв.N 194 в наличии каркас;
- жилой дом, инв.N 212, в наличии каркас, без стоимости, расположенный по адресу Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18;
- жилой дом, инв.N 218, в наличии каркас, без стоимости, расположенный по адресу: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18;
- жилой дом, инв.N 238, в наличии каркас, без стоимости, расположенный по адресу: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18;
- жилой дом, инв. N 239, находится в разрушенном состоянии, без стоимости, расположенный по адресу: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18.
Остальные объекты недвижимости, указанные в приказе N 719, ответчиком не приняты.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения истца в арбитражный суд.
Согласно абзацам 6-8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из данной нормы права передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (что имеет место в спорной ситуации) осуществляется на основании решения, принимаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
На основании пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 08.11.2007 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Безвозмездная передача военного недвижимого имущества оформляется принятием решения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (статья 3 Закона N 423-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, для приема-передачи объектов при разграничении публичной собственности требуется волеизъявление соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, в предмет доказывания в рамках настоящего дела входят обстоятельства: принадлежности имущества истцу; волеизъявления истца на передачу имущества ответчику; согласие ответчика на принятие имущества; правомерность нахождения заявленного имущества в собственности сельского поселения в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Факты принадлежности имущества истцу и волеизъявления истца на передачу имущества ответчику подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.
Волеизъявление ответчика принять в муниципальную собственность передаваемое имущество выражено только в отношении семи объектов недвижимости, а именно:
- жилой дом, инв.N 211, в наличии каркас, без стоимости, расположенный по адресу: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18;
- здание штаба, инвентарный номер 192 в наличии каркас;
- здание пожарного депо, инв.N 194 в наличии каркас;
- жилой дом, инв.N 212, в наличии каркас, без стоимости, расположенный по адресу Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18;
- жилой дом, инв.N 218, в наличии каркас, без стоимости, расположенный по адресу: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18;
- жилой дом, инв.N 238, в наличии каркас, без стоимости, расположенный по адресу: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18;
- жилой дом, инв. N 239, находится в разрушенном состоянии, без стоимости, расположенный по адресу: Хабаровский край, пос. Обор, в/г N 18.
Согласно распоряжению от 04.03.2014 N 5 ответчик принял названные объекты недвижимости в муниципальную казну Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
В отношении остальных объектов недвижимого имущества ответчик указал на их ненадлежащее состояние (разрушены), в связи с чем просил внести изменения в приказ N 719 письмом от 24.07.2014 241.
Поскольку объекты с инвентарными номерами 211, 212, 218, 192, 194, 238, 239 приняты ответчиком в муниципальную казну Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, то есть требования истца удовлетворены до подачи иска, оснований для удовлетворения иска в отношении указанных объектов не имеется.
В отношении остальных объектов недвижимости согласие органа местного самоуправления на их принятие отсутствует.
Исходя из содержания приобщенных в дело актов осмотра объектов недвижимости усматривается, что доводы ответчика обоснованны, спорные объекты непригодны для эксплуатации в интересах муниципального образования, находятся в полуразрушенном состоянии.
Утрата недвижимой вещью таких свойств, как пригодность для использования ее в целях, для которых она предназначена, влечет утрату свойства оборотоспособности вещи, что исключает юридические вопросы передачи отсутствующего объекта гражданских прав в силу статей 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, передача аварийных, непригодных для выполнения своего функционального назначения объектов, возможно подлежащих сносу, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных федеральными законами.
По имеющимся материалам дела не установлена объективная необходимость передачи в муниципальную собственность имущества для его использования в целях реализации функций местного самоуправления, исходя из его финансово-экономических возможностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанных судебных актах разъяснил, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, для безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества необходимо соблюдение ряда условий, в частности таких как: объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий и возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Из материалов дела следует, что в спорном случае возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения истцом не доказана, и судом не установлена.
Соответственно, несогласие органа местного самоуправления объективно отражает отсутствие оснований для принятия спорных объектов в муниципальную собственность.
Указанные обстоятельства и правовая позиция высшей судебной инстанции судом первой инстанции при принятии решения не учтены, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку противоречат вышеприведенному толкованию норм права, данному Конституционным Судом Российской Федерации.
Государственная пошлина не взыскивается в бюджет, поскольку и истец, и ответчик освобождены от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2016 по делу N А73-654/2016 отменить. В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-654/2016
Истец: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Ответчик: Администрация Оборского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Третье лицо: Администрация муниципального района им. Лазо, Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Митнистерство обороны Российской Федерации