Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2016 г. N Ф08-9319/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2016 г. |
дело N А32-6881/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноплевым И.А.,
при участии:
от заявителя (ответчика): представитель Есванджия А.А. по доверенности от 02.03.2016 г.,
от заинтересованного лица (истца): представитель Жур О.Н. по доверенности от 31.12.2015 г.,
от третьих лиц: представители не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро" (ИНН 3662175167, ОГРН 1123668019661)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2016 г. по делу N А32-6881/2016
по иску Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620)
к обществу с ограниченной ответственностью "Агро" (ИНН 3662175167, ОГРН 1123668019661)
при участии третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общество с ограниченной ответственностью "БТИ, землеустройство, оценка", Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю
об изъятии земельного участка,
принятое в составе судьи Сумина Д.П.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агро" (далее - ответчик):
- об изъятии путём выкупа для федеральных нужд у ООО "АГРО" земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) общей площадью 93499 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" денежной суммы в размере 12000 руб. (рыночная стоимость земельного участка) и 350 руб. (убытки) на банковский счет ООО "АГРО" или на депозитный счет нотариуса;
- обязании отдела N 14 Управление Федерального Казначейства по Краснодарскому краю в городе Сочи произвести выплату денежной суммы в размере 12000 руб. (рыночная стоимость земельного участка) и 350 руб. (убытки) на банковский счет ООО "АГРО" или на депозитный счет нотариуса, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до ФКУ Упрдор "Черноморье";
- обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю прекратить право собственности ООО "АГРО" на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м. расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах;
- обязании ООО "АГРО" освободить земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах;
- обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) общей площадью 93499 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах;
- обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности ООО "АГРО" на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601001:2160 площадью 93 123 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2016 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общество с ограниченной ответственностью "БТИ, землеустройство, оценка", Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2016 г., прият отказ от иска в части обязания Отдела N 14 Управление Федерального Казначейства по Краснодарскому краю в городе Сочи произвести выплату денежной суммы в размере 12000 руб. и 350 руб. на банковский счет ООО "Агро" или на депозитный счет нотариуса, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до ФКУ Упрдор "Черноморье"; обязании ООО "АГРО" освободить земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) общей площадью 93499 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности ООО "АГРО" на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601001:2160 площадью 93 123 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах Производство по делу в данной части прекращено.
В остальной части исковые требования удовлетворены. Изъят для федеральных нужд путем прекращения права собственности ООО "Агро" на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 (категория земель земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) общей площадью 93499 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" возмещения за изымаемый для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 в размере 13000 руб. на банковский счет ООО "АГРО". С ООО "Агро" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб. ООО "Агро" с депозитного счета арбитражного суда возвращена сумма излишне уплаченных денежных средств в счет оплаты экспертизы в размере 1500 руб. ФКУ Упрдор "Черноморье" с депозитного счета арбитражного суда возвращены уплаченные в счет оплаты экспертизы денежные средства в размере 28000 руб. С депозитного счета Арбитражного суда Краснодарского края ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" перечислены денежные средства в размере 28000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Агро" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение изменить, исключив из мотивировочной части указание на то, что ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела об оспаривании указанного отчета об оценке N 006-08/15 от 25.08.2015 является следствием злоупотребления ответчиком своим процессуальным правом и явно направлено на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта. Абзац пятый резолютивной части решения изложить в следующей редакции: "Изъять для федеральных нужд путем прекращения права собственности ООО "Агро" на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 (категория земель земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) общей площадью 93499 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" возмещения за изымаемый для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 в размере 207864 руб. на банковский счет ООО "АГРО". Исключить из резолютивной части решения положение об обращении его к немедленному исполнению.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводами суда первой инстанции о злоупотреблении ответчиком своими правами при подаче ходатайства о приостановлении производства по делу не соответствует обстоятельствам дела; и необоснованности определения размера возмещения за изымаемый земельный участок в соответствии с экспертным заключением от 10.06.2016 г.
Представитель заявителя (ответчика) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении, заявил ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы, представил письма экспертных учреждений и платежное поручение N 98 от 15.08.2016 г., свидетельствующее о внесении на депозитный счет апелляционного суда денежных средств в размере 35400 руб.
Представитель заинтересованного лица (истца) против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям отзыва, просил решение суда оставить без изменения. Против проведения повторной судебной экспертизы возражал.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Поскольку ответчиком не подтверждено соответствующими доказательствами наличие предусмотренных статьей 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для назначения в суде апелляционной инстанции повторной судебной экспертизы по настоящему делу, судебная коллегия полагает названное выше ходатайство подлежащим отклонению. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в суде первой инстанции в судебное заседание вызывался эксперт, давал пояснения по экспертному заключению. Кроме того, судом первой инстанции привлекался специалист.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя (ответчика) и заинтересованного лица (истца), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 03.03.2015 г. N 331-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край".
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31.03.2015 г. N 551-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки, указанные в приложении к настоящему распоряжению, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) площадью 93499 кв.м., по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах, принадлежащий ответчику на праве собственности.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 19.08.2015 г. N 1488-р внесены изменения в приложение N 1 и приложение N 2 к распоряжению Федерального порожного агентства от 31.03.2015 г. N 551-р "Об изъятии для нужд РФ земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта "реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М 25 Новороссийск/Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 -км 42, Краснодарский край " изложить в редакции согласно приложению N 1 и приложению N 2 соответственно к настоящему распоряжению.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., попадает в зону строительства объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край" (именуемое также - Объект).
Из пункта 2 вышеуказанного распоряжения следует, что ФКУ Упрдор "Черноморье" обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
18.05.2015 г. за исх. N 4432/10 в адрес ООО "Агро" было направлено уведомление, согласно которому ФКУ Упрдор "Черноморье" уведомляло собственника о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м. расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах, подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта ""Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край".
На основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31.03.2015 N 551-р проведена государственная регистрация ограничения (обременения) земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 площадью 93499 кв.м., расположенного по адресу Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах.
Факт принадлежности ООО "АГРО" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 площадью 93499 кв.м., расположенного по адресу: К Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.04.2015 г.
На основании договора N 2014/125 ПП от 08.10.2014 г., заключенного между ЗАО Институт "Стройпроект" и ООО "БТИ, землеустройство, оценка", последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 (земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) площадью 376 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах, а также размера убытков, причиненных таким изъятием.
Размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) площадью 376 кв.м., в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке от 25.08.2015 N 006-08/15 (далее - Отчет), подготовленного независимым оценщиком ООО "БТИ, землеустройство, оценка".
В соответствии с Отчетом, денежная сумма подлежащая уплате Управлением ООО "АГРО" составляет 12350 руб., в том числе:
- рыночная стоимость земельного участка площадью 376 кв.м., с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 составляет - 12000 руб.;
- права требования на возмещение убытков, связанные с изъятием земельного участка, составляет 350 руб.
Вышеуказанный отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в СРО Региональная ассоциация оценщиков (экспертное заключение N 23/080915-04 от 08.09.2015).
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, руководствуясь статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", подпунктом 55.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", ФКУ Упрдор "Черноморье" были подготовлены проект соглашений в связи с изъятием путем выкупа земельного участка в целях обеспечения реализации проекта.
С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества ФКУ Упрдор Черноморье" подготовлен проект соглашения с ООО "АГРО", пунктом 2 статьи 2, которого предусмотрена выплата денежных средств ООО "АГРО" в размере 12 350 рублей.
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен посредством почтовой связи заказным письмом от 22.09.2015 N 9877/10 ООО "АГРО".
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения получен ООО Агро" 16.10.2015 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Статьей 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ, регламентировано, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации.
Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утверждённый Приказом Минтранса РФ от 13 января 2010 г. N 5 (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) и пунктом 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.
В силу положений указанного Порядка границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов (п. 2 приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения").
В соответствии с пунктом 5 Порядка, организация и проведение работ по образованию земельных участков в целях размещения автомобильной дороги федерального значения осуществляется владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 6 названного Порядка, определено, что в случаях, предусмотренных утвержденной в установленном порядке проектной документацией на строительство или реконструкцию автомобильных дорог федерального значения при необходимости изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимости для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги федерального значения, в том числе для формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для указанных целей, осуществляется Федеральным дорожным агентством.
Организация работ по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимости для указанных целей осуществляется владельцами автомобильных дорог федерального значения (п. 7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 5).
Как верно установлено судом первой инстанции, автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-290 "Новороссийск - Керченский пролив - граница с Украиной" закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор "Черноморье", что подтверждается свидетельством от 15.07.2015 г. N АА185747, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.07.2015 г. сделана запись регистрации N 23-23/021/001/605/2015-8919/1.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с п. 7 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", ФКУ Упрдор "Черноморье" наделено полномочиями по изъятию земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., попадает в границы строительства объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край" (именуемое также - Объект).
18.05.2015 г. за исх. N 4432/10 в адрес ООО "Агро" было направлено уведомление, согласно которому ФКУ Упрдор "Черноморье" уведомляло собственника о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок площадью 376 кв.м. расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах, подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта ""Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край".
На основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31.03.2015 N 551-р проведена государственная регистрация ограничения (обременения) земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 площадью 93499 кв.м., расположенного по адресу Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах.
Факт принадлежности ООО "АГРО" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 площадью 93499 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.04.2015 г.
Согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Такой порядок предусмотрен статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путём выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В силу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В рамках настоящего дела Арбитражным судом Краснодарского края, по ходатайству сторон, была назначена и проведена экспертом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" Красновым Алексеем Петровичем судебная экспертиза.
На разрешение эксперта были поставлен следующий вопрос: определить размер возмещения за земельный участок, с кадастровым номером 23:30:0601000:2159, площадью 376 кв.м. изымаемого для федеральных нужд, а именно рыночную стоимость указанного земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, убытки, причиненные изъятием названного земельного участка, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем такого земельного участка обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с экспертным заключением от10.06.2016 г., составленным экспертом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" Красновым А.П., размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159, площадью 376 кв.м. изымаемого для федеральных нужд, а именно рыночную стоимость указанного земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, убытки, причиненные изъятием названного земельного участка, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем такого земельного участка обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством, составляет округленно 13000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца об изъятии для федеральных нужд путем прекращения права собственности ООО "Агро" на земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 площадью 376 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 (категория земель земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства) общей площадью 93499 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, А/Ф "Южная", в границах посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" возмещения за изымаемый для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 в размере 13000 руб. на банковский счет ООО "АГРО".
При вынесении решения, Арбитражный суд Краснодарского края также учитывал возражения ответчика относительно соблюдения истцом процедуры изъятия спорного земельного участка, в которых ответчик ссылается на следующие обстоятельства.
26.05.2015 г. в адрес ООО "Агро" поступило Уведомление о направлении информации N 4432/10 от 18.05.2015 г. Согласно уведомлению подведомственная организация Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) - ФКУ Упрдор "Черноморье" руководствуясь статьей 56.6. Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 279 Гражданского кодекса РФ, уведомила ООО "Агро", как собственника земельного участка, что, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 31.03.2015 г. N551-р изъята часть земельного участка, площадью 376 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749.
Законодательством, действовавшим в период принятия Распоряжения об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества N 551-р от 31.03.2015 г., предусмотрено, что собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. (Гражданский кодекс Российской Федерации (в редакции от 22.10.2014 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 02.03.2015 г.).
Из даты вышеуказанного уведомления о направлении информации усматривается, что ООО "Агро" было поставлено в известность об изъятии участка с к.н. 23:30:0601000:2105 26 мая 2015 года. И только 16 октября 2015 года ответчик получил от истца письмо с проектом соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159. До этой даты уведомлений об изъятии данного участка ООО "Агро" не получало.
Согласия на выкуп земельного участка ранее истечения одного года с момента уведомления об изъятии ответчик не давал. Соответственно, до истечения годичного срока с момента извещения (16.10.2016) отсутствуют правовые основания для изъятия участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159.
Как установлено подпунктом 1 пункта 4 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляются, в том числе, кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости.
Кадастровый паспорт изымаемого земельного участка с к.н. 23:30:0601000:2159 истец ответчику не направлял, что подтверждается описью вложения в ценное письмо от 24.09.2015 г.
Довод ответчика о несоблюдении истцом процедуры изъятия земельного участка в части неправомерности изъятия земельного участка до истечения годичного срока с момента извещения ответчика правомерно отклонен судом первой инстанции за необоснованностью по следующим основаниям.
Согласно разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 г.), пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника. С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как указывалось выше, и ответчиком не отрицалось, последний уведомлен 26.05.2015 г. об изъятии земельного участка площадью 376 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что земельный участок не может быть изъят до истечения годичного срока с момента получения им уведомления о принятии решения об изъятии земельного участка, поскольку на момент рассмотрения настоящего спора (20.06.2016 г.) и вынесения арбитражным судом решения по данному делу необходимый срок (1 год) истек.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 по делу N А14-7960/2013.
Каких-либо законных оснований считать годичный срок не с момента уведомления ООО "Агро" об изъятии части земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749 с приложением распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31.03.2015 N 551-р об изъятии земельного участка площадью 376 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:749, а с момента получения соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 (16.10.2015) не имеется и ответчиком никак не обосновано.
Судом первой инстанции также учитывалось и на это указывал сам ответчик, что соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 получено последним 16.10.2015 г., в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на момент обращения в суд с исковым заявлением (03.03.2016 г.) истцом соблюден 90-дневный срок обращения в суд с иском об изъятии земельного участка.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции довод ответчика о несоблюдении истцом процедуры изъятия земельного участка в части не направления в адрес ответчика с соглашением об изъятии спорного земельного участка кадастрового паспорта участка ввиду следующего.
Ответчик ссылается на указание в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 г.) на необходимость с 1 апреля 2015 г. направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела и устных пояснений представителя ответчика следует, что копия кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 направлена ответчику в составе Отчета об оценке рыночной стоимости N 006-08/15 (т. 3, л.д.129-132).
При таких обстоятельствах, утверждение ответчика о нарушении его прав только в связи с тем, что в его адрес направлен не оригинал кадастрового паспорта земельного участка, а копия такового, является несостоятельным. При этом, ответчик не указывает, каким именно образом направление копии кадастрового паспорта нарушает его права.
Арбитражный суд Краснодарского края также учитывал, что судебной защите подлежит только нарушенное право, однако, в данном случае не имеется оснований полагать нарушенным право ООО "Агро".
Поскольку решение об изъятии недвижимого имущества общества принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону, в арбитражный суд за изъятием для федеральных нужд обратилось уполномоченное лицо, размер возмещения установлен заключением эксперта от 10.06.2016, требования об изъятии для государственных нужд земельного участка площадью 376 кв.м. с кадастровым номером 23:30:0601000:2159 удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
В соответствии со статьей 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 N 828 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) (подпрограмма "Автомобильные дороги")", Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), как ответственный исполнитель, приступил к реализации части целевой программы, направленной на обеспечение связи транспортной инфраструктуры Российской Федерации с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики республики Крым.
Одной из первоочередных задач по созданию транспортного перехода через Керченский пролив является строительство объекта: "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край", ответственным исполнителем которого является Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Черноморье").
Основное назначение проектируемой дороги - транспортная связь полуострова Крым с материковой частью Российской Федерации (полуостров Таманский), а также территории создаваемого сухогрузного района морского порта Тамань с внешней дорожно-транспортной сетью Краснодарского края.
Проектируемый Объект имеет важное транспортное, экономическое, а также с учетом существующей геополитической обстановки - оборонное и стратегическое значение, обеспечивая связь территорий Краснодарского края и Крымского полуострова через Керченский пролив.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 г. N 118-р, а также разработанным на его основе и утвержденным Федеральным Дорожным Агентством планом (графиком) реализации мероприятий по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему (приложение N 2), ввод в эксплуатацию автодорожных подходов к мостовому переходу предусматривается 12.12.2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
ФКУ Упрдор "Черноморье" 21.08.2015 г. разместило извещение о проведении электронного аукциона на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Предмет электронного аукциона: "реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь) Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край".
Порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме установлен статьей 70 Закона N 44-ФЗ.
28.09.2015 г. заключен государственный контракт N 1/15 СМР реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь) Строительство подъезда от автомобильной дороги М 25- Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0- км 42, Краснодарский край.
По условиям контракта подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ: "Реконструкция участков автомобильной дороги г.Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь) Строительство подъезда от автомобильной пороги м-25 Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участка км 0 - км 42, Краснодарский край" в соответствии с проектом, утвержденным распоряжением Росавтодора от 15.07.2015 г. N 1224-р, и надлежащим образом исполнить принимаемые по настоящему Контракту гарантийные обязательства, а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (10.1 контракта).
Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения государственного контракта (начальный срок выполнения работ); окончание: завершение строительно-монтажных работ - октябрь 2018 г.; получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - декабрь 2018 г. конечный срок выполнения работ), перенос сроков строительства не предусмотрен.
Вместе с тем, с учетом положений статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.
Кроме того из линейного графика строительства дороги 0-42 видно, что срок строительства начинается с октября 2015 г. и составляет 39 месяцев.
Соответственно, решение суда подлежит немедленному исполнению.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (платежное поручение N 83 от 18.07.2016 г.), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отнесению на заявителя жалобы.
Ввиду того, что судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства о назначении повторной судебной, внесенные на депозитный счет Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по платежному поручению N 98 от 15.08.2016 г. денежные средства в размере 35400 руб., подлежат возврату обществу с ограниченной ответственностью "Агро".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2016 года по делу N А32-6881/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агро" (ИНН 3662175167, ОГРН 1123668019661) с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 35400 руб., оплаченные по платежному поручению N 98 от 15.08.2016 г.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6881/2016
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агенства, ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ООО "Агро"
Третье лицо: ООО "БТИ, землеустройство, оценка", ООО "БТИ, землеустройство.оценка", Отдел УФК N 14 по КК в г. Сочи, Темрюкский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Росреестра по КК, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФК по КК