Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2016 г. N Ф08-9002/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
08 сентября 2016 г. |
Дело N А15-1354/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу МРИ ФНС России по КН по РД на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08 июня 2016 года по делу N А15-1354/2016 (судья Магомедов Р.М.),
по заявлению ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (ОГРН 10205620009926),
к МРИ ФНС России по КН по РД (ОГРН 1030502625823),
о признании недействительным полностью решения МРИ ФНС России по КН по РД (ОГРН 1030502625823) от 28.09.2015 N 770 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания"- Мирзоев Ю.С. по доверенности N 432 от 22.12.2015,
в отсутствие МРИ ФНС России по КН по РД надлежащим образом извещенной о дате и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РД с заявлением к МРИ ФНС России по КН по РД (далее - инспекция) о признании недействительным полностью решения от 28.09.2015 N 770 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 08.06.2016 признано недействительным, как несоответствующее НК РФ решение МРИ ФНС России по КН по РД от 28.09.2015 N 770 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения общества к налоговой ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ в виде взыскания 148 296,7 руб. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
МРИ ФНС России по КН по РД не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 08.06.2016 в части удовлетворения заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 08.06.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие инспекции, надлежащим образом извещенной о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании акта камеральной налоговой проверки от 12.08.2015 N 1453 инспекцией принято решение от 28.09.2015 N 770 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 5931808 руб. и оно привлечено к ответственности по п.1 статьи 119 НК РФ в размере 148296,7 руб. При этом налоговым органом учтены смягчающие вину общества обстоятельства.
Не согласившись с решением инспекции и посчитав его незаконным и нарушающим его права, заявитель в порядке, установленном статьями 101.2, 139 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс), обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
По результатам рассмотрения жалобы общества решением УФНС России по РД от 11.01.2016 за N 16-08/00026@ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.09.2015 N 770 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В порядке статей 137 и 138 НК РФ общество обратилось с заявлением в арбитражный суд об оспаривании указанных решений налоговых органов.
С рассматриваемым заявлением в арбитражный суд общество обратилось 31.03.2016 в электронном виде (решение УФНС России по РД принято 11.01.2016), то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.
Решения, действия (бездействия) налоговых органов могут быть признаны судом незаконными (недействительными) при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя (статьи 198 и 201 АПК РФ).
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для налогового периода первый квартал 2015 года сроками уплаты НДС являются 27 апреля, 25 мая и 25 июня 2015 года.
Соответственно, налогоплательщик должен был уплатить в бюджет НДС в следующем порядке:-27.04.2015 - 6916 840 руб.; - 25.05.2015 - 6 916 840 руб.; -25.06.2015-6 916 841 руб.
В связи с этим налоговый орган посчитал, что налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности исходя из суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по первому сроку за 1 квартал 2015 года - 6 916 840 руб., уменьшенной на имевшуюся переплату в сумме 984 972 руб.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах,
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расиста) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ, форма и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом ФНС России N ММВ-7-3/558@ от 29.10,2014 г. "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а так же форма представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" утверждена версия нового формата, применяемого с 01.01.2015 со значением 5.04.
В соответствии с пунктом 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ, налогоплательщики налога на добавленную стоимость, а также лица, укачанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях" При этом, рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки"
В соответствии с письмом Минфина России от 29 апреля 2011 года N 03-02- 08/49, датой представления декларации в электронном виде является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении специализированного оператора связи.
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99-й, представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.
Судом установлено, что, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 г., должна быть представлена не позднее 25.04.2015.
Однако в связи с тем, что 25.04.2015 и 26.04.2015 являются выходными днями срок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 г., установлен не позднее 27.04.2015.
Налогоплательщиком налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2015 г. в адрес налогового органа направлена посредством ТКС 27.04.2015. в 23 ч. 21 мин. и соответственно в соответствии с разъяснениями Минфина РФ данными в письме от 29 апреля 2011 года N 03-02-08/49 указанная дата и считается датой представления декларации.
Налоговым органом в связи с выявлением ошибки, препятствующей приему документа по ТКС отказано в приеме налоговой декларации (расчета), и налогоплательщику направлено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) 27.04.2015.
Вследствие вышеуказанных действий налогового органа налогоплательщиком повторно по ТКС 28.04.2015 направлена налоговая декларация в электронном виде.
В материалы дела представлены "подтверждения даты отправки" датированные 27.04.2015 и 28.04.2015 и "уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций (расчета) в электронном виде" датированные соответственно 27.04.2015 и 28.04.2015.
Из указанных документов следует, что обществу было отказано в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, направленного в налоговый орган файлом от 27.04.2015 и от 28.04.2015, по причине выявления нарушения с кодом ошибки 0300300000- "структура файла обмена не соответствует требованиям формата" и множество ошибок с кодом 0300300001 - "Файл не соответствует xsd-схеме".
Управление в своем решении указывает, что "представление налоговой декларации с техническими ошибками" и ошибки "структуры файла обмена не соответствует требованиям формата" (или не представление налоговой декларации по установленному с 2015 г. новому формату") - это разные категории ошибок.
Причиной не принятия налоговым органом спорной налоговой декларации послужило нарушение налогоплательщиком установленного формата представления налоговой декларации. Как следует из оспоренного решения вследствие нарушения обществом формата представления декларации по НДС (приложения N 9 к декларации) она к обработке не принята, что квалифицировано инспекцией как непредставление декларации в установленные сроки. При этом как следует из материалов дела и подтверждается подтверждением даты отправки декларации посредством специализированного оператора связи по ТКС ЗАО "Калуга Астрал" налоговая декларация по НДС за 1 кв. 2015 года направлена в налоговый орган по месту учета 27.04.2015, то есть в установленный законом срок.
Из представленного в материалы дела уведомления об отказе в приеме налоговой декларации в электронном виде от 27.04.2015 и пояснений технического центра поддержки ошибка в файле обмена не соответствует требованиям формата, то есть в книге продаж согласно приложению N 9 к декларации не указаны ИНН и КПП контрагентов общества.
Судом первой инстанции установлено, что форма и формат самой декларации представленной 27.04.2015 соответствуют установленным требованиям. Установлено несоответствие формату представления приложения N 9 (книги продаж) к декларации.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно п.6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые' органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
В ст. 111 НК РФ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в п. 4 ч. 1 ст. 111 НК РФ: обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не мене 1000 руб.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что нарушение порядка, формы либо формата представления налоговой декларации не образуют состава правонарушения, указанного в статье 119 НК РФ. Довод инспекции о том, что нарушение формата представления декларации и последующее её непринятие инспекцией приравнивается к непредставлению декларации в установленный срок правомерно отклонен судом первой инстанции как не основанный на законе.
Ссылка инспекции на правовую позицию изложенную в постановлении ФАС СЗО от 25.09.2012 по делу А56-69736/2011 неприменима к данным правоотношениям, так как в рамках указанного дела судом не оценивались обстоятельства привлечения к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, а рассматривались правоотношения связанные с непринятием налоговой декларации к камеральной проверке вследствие её непринятия налоговым органом по причине несоответствия установленной форме и формату, а в рамках настоящего спора заявитель оспаривает законность решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ по причине непринятия декларации вследствие нарушения формата её представления в налоговый орган.
Оспаривая решение инспекции в полном объеме заявитель помимо доводов о признании недействительным оспариваемого решения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ не привел в заявлении иных доводов в его обоснование, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления в остальной части.
Доводы инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 08 июня 2016 года по делу N А15-1354/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08 июня 2016 года по делу N А15-1354/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1354/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2016 г. N Ф08-9002/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам РД
Третье лицо: Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Республики Дагестан