Требование: об истребовании имущества из чужого незаконного владения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
13 сентября 2016 г. |
Дело N А83-1059/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2016.
В полном объёме постановление изготовлено 13.09.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Проценко А.И.,
судей Калашниковой К.Г.,
Остаповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём с/з Голубенко В.А.,
при участии:
от истца - не явились,
от ответчика (МУП "Ялтинский городской пансионат") - Попов А.В., доверенность N 01-5/410 от 30.11.2015;
от ответчика (Совет министров Республики Крым) - Асрян Л.В., доверенность N 1/01-48/904 от 18.02.2016;
от ответчика (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым) - Кравец А.В., доверенность от 03.08.2016 N 1070-Д;
иные лица, участвующие в деле, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Национального союза писателей Украины на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 мая 2016 года по делу N А83-1059/2016 (судья Радвановская Ю.А.),
по иску Национального союза писателей Украины
(ул. Банковая, 2, г. Киев, Украина, 01024, идентификационный код 00016018)
к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Ялта "Ялтинский городской пансионат"
(ул. Щербака, 11, г. Ялта, Республика Крым, 298600; ОГРН 1159102025840),
Администрации города Ялты Республики Крым
(пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600; ОГРН 1149102101609),
Совету министров Республики Крым
(пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295000; ОГРН 1149102016414),
Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым
(ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295000),
Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Солнечная Таврика"
(ул. М.Залки, 17Б, г. Симферополь, Республика Крым, 295003; ОГРН 1149102013169)
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
15.02.2016 Национальный союз писателей Украины (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования городской округ Ялта "Ялтинский городской пансионат" (далее - ответчик 1, МУП "Ялтинский городской пансионат"), Администрации города Ялты Республики Крым (далее - ответчик 2, Администрация), Совету министров Республики Крым (далее - ответчик 3), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - ответчик 4, Министерство), Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Солнечная Таврика" (далее - ответчик 5, ГУП РК "Солнечная Таврика") об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Исковые требования мотивированы тем, что Национальному союзу писателей Украины на праве частной собственности принадлежит недвижимое имущество "Дом творчества писателей имени А.П. Чехова", расположенное по адресу: ул. Манагарова, д.7, г. Ялта, Республика Крым, на основании свидетельства о праве собственности N П-546 от 09.02.1999 и акта приема-передачи от 09.02.1999.
Как указывает истец, Совет министров Республики Крым распорядился не принадлежащим ему имуществом - "Дом творчества писателей имени А.П. Чехова", расположенным по адресу: ул. Манагарова, 7, в г. Ялта, Республика Крым, которое в соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым N 547-р от 18.06.2014 "О ликвидации организаций и создании государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика" передано в хозяйственное ведение ГУП РК "Солнечная Таврика", что, по мнению истца, является нарушением статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также его прав как собственника имущества.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2016 по делу N А83-1059/2016 (судья Радвановская Ю.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции мотивировал свои выводы тем, что истец не представил суду надлежащих доказательств, подтверждающих факт неправомерных действий со стороны ответчика - Совета министров Республики Крым в отношении спорного имущества, поскольку в соответствии с действующим законодательством, а также правовыми актами, которые не оспорены истцом на момент рассмотрения данного дела судом и не отменены по иным обстоятельствам, Республика Крым является собственником имущества пансионата "Дом творчества писателей имени А.П. Чехова", расположенного по адресу: ул. Манагарова, 7, г. Ялта. По мнению суда первой инстанции, Совет министров Республики Крым, как орган, к полномочиям которого отнесены функции по управлению и распоряжению имуществом Республики Крым, воспользовавшись своим правом на осуществление собственного правового регламентирования вопросов в сфере имущественных отношений в Республике Крым, распорядился спорным имуществом, закрепив его на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Национальный союз писателей Украины, обратился в суд апелляционный инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, основанием для отмены обжалуемого судебного акта является то, что судом первой инстанции при вынесении решения неверно применены нормы материального и процессуального права, судом не установлены имеющие значение для дела обстоятельства, кроме того, по мнению апеллянта, судом дана ненадлежащая оценка доказательствам, которые представлены истцом, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 апелляционная жалоба принята к производству.
Во время судебного заседания, назначенного на 06.09.2016, представители ответчиков - МУП "Ялтинский городской пансионат", Совета министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым возражали против доводов апелляционной жалобы, просили суд в ее удовлетворении отказать, подробные возражения изложены в отзывах на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Истец - Национальный союз писателей Украины и ответчики - ГУП РК "Солнечная Таврика" и Администрация города Ялты Республики Крым явку уполномоченных представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем свидетельствуют почтовые уведомления, находящиеся в материалах дела.
Информация о рассмотрении дела размещена в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.
Как усматривается из материалов дела, определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 апелляционная жалоба Национального союза писателей Украины оставлялась без движения, поскольку к ней не был приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере. Кроме того, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 260 АПК РФ к апелляционной жалобе заявителем не прилагалась копия обжалуемого судебного акта. Заявителю было предложено устранить обстоятельства, которые стали основанием для оставления жалобы без движения, в срок до 23.08.2016.
Указанный судебный акт был направлен в два адреса, указанные истцом: ул. Банковая, 2, г. Киев, Украина, 01024 и ул. Теплая Балка, д.5, кв.5, г. Ялта, Республика Крым, 298612 (представитель Тюленев К.Г.).
09.08.2016 заявителем устранены обстоятельства, которые послужили основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определение апелляционного суда от 10.08.2016 о принятии апелляционной жалобы к производству направлено в адрес заявителя 10.08.2016, однако оно не было вручено адресату - Тюленеву К.Г. и возвращено в суд с отметкой почтового отделения "Истек срок хранения".
Таким образом, принимая во внимание изложенное выше, а также тот факт, что на протяжении рассмотрения дела судом первой инстанции представитель истца Тюленев К.Г. извещался по указанному в деле адресу, принимал участие в судебных заседаниях, а потому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 АПК РФ считается надлежаще уведомленным о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства в информационной системе "Мой Арбитр", а также на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/).
При таких обстоятельствах в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
По результатам общекрымского референдума, проведенного 16.03.2014 в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Пунктом 6, 7 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым. Собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым.
18.06.2014 Советом министров Республики Крым принято распоряжение N 547-р "О ликвидации организаций и создании государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика", с последующим внесением в него изменений Распоряжениями от 20.06.2014 N 552-р, от 27.06.2014 N 601-р (л.д.116-118, т.1).
Указанным распоряжением создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Солнечная Таврика", целью деятельности которого является удовлетворение общественных потребностей: обеспечение прав граждан на санаторно-курортное лечение, отдых, свободу передвижения, охрану здоровья, культурное просвещение; получение прибыли путем развития санаторно-курортных комплексов.
Также данным распоряжением за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Солнечная Таврика" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество организаций, указанных в Приложении 3 к Распоряжению, необходимое для осуществления уставной деятельности предприятия. Пунктом 97 Приложения 3 в указанный перечень включен пансионат "Дом творчества писателей им. А.П. Чехова", расположенный по адресу: г. Ялта, ул. Манагарова, 7.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Государственным Советом Республики Крым в постановлении от 22.04.2015 N 597-1/15 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на передачу имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" Совету министров Республики Крым дано согласие на передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым нежилых зданий и сооружений литер "Б", "В", "Е", "Ж", "3", "К", "М", "О", "П", "Р", "С", "У", "Ф", "X", "Ц", расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Манагарова, 7.
Распоряжением Совета министров Республики Крым N 416-р от 12.05.2015 "О передаче имущества" указанное имущество было передано из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (л.д.11-12, т.2), а в последующем, на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым N 541 "О передаче имущества" от 14.07.2015 передано от ГУП РК "Солнечная Таврика" в муниципальное образование городского округа Ялта Республики Крым.
Также, постановлением Администрации города Ялта N 1583-п от 03.08.2015 "О включении имущества в муниципальную казну муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" недвижимое имущество - пансионат "Дом творчества писателей имени А.П.Чехова", расположенное по адресу: ул. Манагарова, 7, г. Ялта, Республика Крым было включено в муниципальную казну муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Кроме того, постановлением Администрации города Ялта Республики Крым N 1733-п от 24.08.2015, спорное имущество передано муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Ялта "Ялтинский городской пансионат".
Истец - Национальный союз писателей Украины, считая себя собственником недвижимого имущества - пансионата "Дом творчества писателей имени А.П. Чехова", расположенного по адресу: ул. Манагарова, 7, г. Ялта, Республика Крым, обратился в арбитражный суд с требованиями об истребовании имущества из чужого незаконного владения, в обоснование свого права ссылается на свидетельство о праве собственности N П-546 от 09.02.1999 и акт приема - передачи от 09.02.1999 (л.д.30,31, т.1).
Поскольку, по мнению истца, его право собственности на спорное имущество не прекращено, а незаконные действия Совета министров Республики Крым, которые выразились в распоряжении имуществом Национального союза писателей Украины, являются нарушением его прав, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы участников судебного процесса, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный 21.03.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 предусмотрено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Как ранее установлено судебной коллегией и усматривается из материалов дела, 18.06.2014 Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 547-р "О ликвидации организаций и создании государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика" с последующим закреплением за ГУП РК "Солнечная Таврика" на праве хозяйственного ведения спорного имущества - пансионата "Дом творчества писателей им. А.П. Чехова", расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Манагарова, 7.
В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Согласно статье 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, правовой анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация на переходной период предоставила Республике Крым право регулирования имущественных правоотношений на территории Республике Крым, а потому, по мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы об обратном являются необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что Совет министров Республики Крым распорядился не принадлежащим ему имуществом, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными и несоответствующими фактическим обстоятельствам дела ввиду следующего.
Пунктом 1 постановления Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" от 30.04.2014 N 2085-6/14 (далее - Постановление) установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 01 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Пунктом 2 Постановления Госсовета установлено, что Совет министров Республики Крым уполномочен представлять интересы Республики Крым как собственника по выявлению объектов, указанных в пункте 1 данного постановления, и признанию на них прав собственности Республики Крым.
Согласно пункту 3 Постановления Совета министров разрешено передавать свои полномочия, указанные в пункте 2 данного Постановления, другому исполнительному органу государственной власти Республики Крым.
Пунктом 4 Постановления Совета министров предоставлено право учреждать, ликвидировать и преобразовывать государственные унитарные и казенные предприятия, государственные бюджетные, казенные, автономные учреждения, иные государственные организации, расположенные на территории Республики Крым, открытые акционерные общества с формированием уставного капитала за счет принадлежащего государственным организациям имущество и/или находящегося в их оперативном управлении, полном хозяйственном ведении, или иного государственного имущества.
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым, а именно:
- управление и распоряжение имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством;
- издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым;
- осуществление функций и полномочий собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, данным Законом и законодательством Республики Крым;
- принятие решений о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 данной статьи.
Указанные акты относятся к действующему законодательству Республики Крым и подлежат применению на территории Республики Крым на основании статьи 9 Договора от 18 марта 2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов", статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающих действие на территории Республики Крым законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым.
Поскольку вышеуказанные правовые акты не оспорены истцом на момент рассмотрения данного дела и не отменены по иным обстоятельствам, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, относительно того, что Республика Крым является собственником недвижимого имущества - "Дом творчества писателей имени А.П. Чехова", расположенного по адресу: ул. Манагарова, 7, г. Ялта, Республика Крым, а потому постановления и распоряжения государственных органов Республики Крым обязательны для исполнения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что Совет министров Республики Крым, как орган, к полномочиям которого отнесены функции по управлению и распоряжению имуществом Республики Крым, воспользовавшись своим правом на осуществление собственного правового регламентирования вопросов в сфере имущественных отношений в Республике Крым, распорядился вышеуказанным имуществом, закрепив его на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что указанные выше обстоятельства установлены раннее, в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 и решении Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2014 по делу N А83-1248/2014 по заявлению Национального союза писателей Украины к Совету министров Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Частного предприятия "Позитив-Юг", Фонда имущества Республики Крым о признании частично недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым и о понуждении ответчика совершить определенные действия (л.д.30-43, т.2).
Доводы апеллянта относительно того, что принадлежащее Национальному союзу писателей Украины имущество в настоящее время находится в незаконном фактическом владении у Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым судебная коллегия не принимает во внимание поскольку считает их необоснованными по следующим основаниям.
Как ранее установлено апелляционным судом, Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Государственным Советом Республики Крым в постановлении от 22.04.2015 N 597-1/15 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на передачу имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" Совету министров Республики Крым дано согласие на передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым нежилых зданий и сооружений литер "Б", "В", "Е", "Ж", "3", "К", "М", "О", "П", "Р", "С", "У", "Ф", "X", "Ц", расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Манагарова, 7.
03.08.2015 ГУП РК "Солнечная Таврика" и Администрацией города Ялты Республики Крым подписан передаточный акт, в соответствии с которым в собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым прийнято движимое имущество согласно Приложению 1 и нежилые задания и сооружения литер "Б", "В", "Е", "Ж", "3", "К", "М", "О", "П", "Р", "С", "У", "Ф", "X", "Ц", расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Манагарова, 7 (л.д.13-14, т.2).
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Так, согласно указанной статье гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что у Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с 03.08.2015 возникли гражданские права на спорное имущество на основании вышеуказанных актов государственных органов Республики Крым.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Истребование имущества из чужого незаконного владения представляет собой один из вещных способов защиты права собственности. Реализуется он путем предъявления собственником, утратившим владение, иска к фактическому владельцу имущества, не имеющему на владение законных оснований.
В силу статьи 301 ГК РФ, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 32, 36, 39, 40 постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в предмет доказывания по заявленному требованию входят следующие обстоятельства:
- приобретение истцом права собственности или иного законного (титульного) владения на истребуемое имущество, являющееся индивидуально-определенной вещью;
- выбытие указанного в иске имущества из фактического владения собственника (законного владельца);
- наличие истребуемого имущества в натуре;
- фактическое владение ответчиком истребуемым имуществом в отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи;
- незаконность владения ответчиком этим имуществом.
Для удовлетворения искового требования необходимо наличие указанных обстоятельств в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
Однако, истцом в материалы дела не представлено надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих наличия у него права собственности на имущество, расположенное по адресу: ул. Манагарова, 7, г. Ялта, Республика Крым.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Национальным союзом писателей Украины исковых требований, поскольку истцом не доказан факт наличия у него права собственности на спорное имущество, а также факт нарушения его прав со стороны ответчиков.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Кроме того, обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 мая 2016 года по делу N А83-1059/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Национального союза писателей Украины без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Проценко |
Судьи |
К.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1059/2016
Истец: Национальный союз писателей Украины
Ответчик: Администрация города Ялты, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУП Республики Крым "Солнечная Таврика", ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СОЛНЕЧНАЯ ТАВРИКА", МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУП "ЯЛТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПАНСИОНАТ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Тюленев Кирилл Георгиевич
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-215/17
13.09.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1364/16
31.05.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1059/16
17.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1059/16