Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 декабря 2016 г. N Ф06-16626/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 сентября 2016 г. |
Дело N А55-1554/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Стрюкова Г.А. (доверенность от 24.12.2015 г.), Шамилина Е.Ю.(доверенность от 24.12.2015 г.),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ряхова Л.В. (доверенность от 28.08.2015 г.),
от муниципального предприятия городского округа Самара "Городской земельный центр" - Ларионова Е.Н. (доверенность от 25.04.2016 г.),
от Администрации городского округа Самара - Стрюкова Г.А. (доверенность от 15.01.2016 г.),
от Департамента градостроительства городского округа Самара - извещен, не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Солнечный берег" - извещен, не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Агро-Макс" - извещен, не явился;
от ФГБУ "Национальный парк "Самарская лука" - извещен, не явился;
от Министерства природных ресурсов и экологии РФ - извещен, не явился;
от ТУ Росимущества в Самарской области - извещен, не явился;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2016 года по делу N А55-1554/2016 (судья Филатов М.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, (ОГРН 1026303117994), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц:
- муниципального предприятия городского округа Самара "Городской земельный центр", (ОГРН 1026301173172, ИНН 6316038812), г. Самара,
- Администрации городского округа Самара,
- Департамента градостроительства городского округа Самара,
- Общества с ограниченной ответственностью "Солнечный берег",
- Общества с ограниченной ответственностью "Агро-Макс",
- ФГБУ "Национальный парк "Самарская лука", г. Самара,
- Министерства природных ресурсов и экологии РФ, г. Москва,
- ТУ Росимущества в Самарской области, г. Самара,
- ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области,
о признании незаконными решений и об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8153 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1598, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71.9 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0201001:1598, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8156 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1601, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1601, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8162 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1597, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1597, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8164 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 66,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1596, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 66,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1596, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8159 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 66,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1604, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 66,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1604, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8154 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1599, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1599, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8167 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1607, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1607, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8179 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1606, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71.9 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0201001:1606, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8157 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0201001:1603, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1603, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8175 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости -нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1605, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1605, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8150 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1600, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1600, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8171 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1602, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 71,9 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1602, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.12.2015 N 63/001/771/2015-8181 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 28,0 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1326, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (летний домик), площадью 28,0 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0201001:1326, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Департамент управления имуществом городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что рассмотрев материалы по строительным мероприятиям в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Самара, Кировский район, Правый берег Волги, 1417 км от устья, Департамент градостроительства городского округа Самара пришел к выводу, что строительные мероприятия не нарушают действующие строительные нормы, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, не превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом, в связи с чем в силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на их строительство и реконструкцию не требуется, что подтверждается письмом N Д05-0101/3053-0-1 от 05.05.2015.
Податель жалобы указывает, что решениями Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-23638/2013 от 24.02.2014, N А55-741/2014 от 26.02.2015 установлено, что спорные объекты недвижимости находятся в пользовании МП городского округа Самара "Городской земельный центр", следовательно, у Департамента отсутствуют основания для изъятия указанных объектов из хозяйственного ведения, а поскольку индивидуально - технические характеристики спорных объектов недвижимости в настоящий момент изменены, что подтверждается письмом Департамента градостроительной деятельности городского округа Самара N Д05-0101/3053-0-1 от 05.05.2015, имеются основания для их корректировки, регистрация права хозяйственного ведения на реконструированные объекты недвижимости возможна только после регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, неосновательным является довод суда первой инстанции о необходимости обращения Департамента и МП городского округа Самара "Городской земельный центр" в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимости и о регистрации прекращения права хозяйственного ведения на прежние объекты недвижимости.
В судебном заседании представители Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, МП городского округа Самара "Городской земельный центр" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества - нежилые здания (летние домики), расположенные по адресу: г. Самара, Кировский район, Правый берег реки Волги, 1417 км от устья.
На основании абзацев 10, 11 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган сообщениями от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8156; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8153; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8162; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8164; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8159; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8154; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8167; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8179; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8157; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8175; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8150; от 02.12.2015 исх. N 63/001/771/2015-8171; от 23.10.2015 исх. N 63/001/771/2015-8181 отказал Департаменту в государственной регистрации права на указанные объекты недвижимости.
Основанием для отказа в регистрации явилось, в том числе, отсутствие разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Посчитав указанные отказы в государственной регистрации прав незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя в экономической сфере, Департамент обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии п.2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п.1 ст.25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
К регистрации были заявлены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 63:01:0201001:1600 - по данным государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) представляет собой нежилое здание площадью 71,9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1321 (летний домик N 2 площадью 20 кв.м.) и 63:01:0201001:1329 (летний домик N 1 площадью 20 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1604 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 66.9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1330 (летний домик N 19 площадью 17,5 кв.м.) и 63:01:0201001:1331 (летний домик N 18 площадью 17.5 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1326 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 27.2 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект был реконструирован путем выноса террасы и переустройства внутреннего пространства; 63:01:0201001:1597 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71,9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1327 (летний домик N 7 площадью 20 кв.м.) и 63:01:0201001:1328 (летний домик N 9 площадью 20 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1598 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71.9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1324 (летний домик N 5 площадью 20 кв.м.) и 63:01:0201001:1325 (летний домик N 6 площадью 20 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1603 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71,9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1339 (нежилое здание площадью 20 кв.м.) и 63:01:0601001:324 (летний домик N 14 площадью 14,3 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1602 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71,9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1332 (летний домик N 17 площадью 20 кв.м.) и 63:01:0201001:1337 (летний домик N 16 площадью 20 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1605 -по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71.9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1322 (нежилое здание площадью 20 кв.м.) и 63:01:0201001:1333 (летний домик N 13 площадью 20 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1606 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71.9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1340 (нежилое здание площадью 20 кв.м.) и 63:01:0201001:1341 (нежилое здание площадью 20 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1607 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71,9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1334 (летний домик N 11 площадью 20 кв.м.) и 63:01:0201001:1335 (летний домик N 10 площадью 20 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1599 -по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71,9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1320 (летний домик N 4 площадью 20 кв.м.) и 63:01:0201001:1323 (летний домик N 3 площадью 20 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1596 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 66.9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1336 (летний домик N 20 площадью 17,5 кв.м.) и 63:01:0201001:1338 (летний домик N 15 площадью 17,5 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой; 63:01:0201001:1601 - по данным ГКН представляет собой нежилое здание площадью 71,9 кв.м. по указанному выше адресу, год ввода в эксплуатацию которого, 2014. Данный объект образован в результате реконструкции объектов с кадастровыми номерами 63:01:0000000:20080 (летний дом N 8 площадью 14,4 кв.м.) и 63:01:0601001:313 (летний домик N 12 площадью 14,3 кв.м.) путем их объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой.
Департаментом с заявлениями о государственной регистрации права для государственной регистрации права муниципальной собственности были предоставлены следующие документы: выписки из реестра муниципальной собственности: от 03.08.2015 N 15-07-06/34771; от 03.08.2015 N 15-07-06/34769; от 03.08.2015 N 15-07-06/34767; от 03.08.2015 N 15-07-06/34783; от 03.08.2015 N 15-07-06/34785; от 03.08.2015 N 15-0706/34775; от 03.08.2015 N 15-07-06/34789; от 03.08.2015 N 15-07-06/34781; от 03.08.2015 N 15-07-06/34765; от 03.08.2015 N 15-07-06/34770; от 03.08.2015 N 15-07-06/34776; от 03.08.2015 N 15-07-06/34788; от 03.08.2015 N 15-07-06/34778; письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.05.2015 N Д05-0101/3053-0-1.
В соответствии с нормами пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
На основании статьи 17 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, право на строительные изменения (строительство, реконструкция) недвижимости может быть реализовано при наличии разрешения органа местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Управлением в процессе приостановления регистрации направлялись запросы в Администрацию городского округа Самара с целью выяснения, выдавались ли разрешения на ввод в эксплуатацию заявленных к регистрации объектов.
В ответ на запрос Управления поступило письмо Администрации городского округа Самара N 34-06-10/9919 от 13.10.2015, согласно которому разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км. от устья, в документах, находящихся на оперативном хранении в отделе подготовки, прохождения и контроля распорядительных документов управления делопроизводства, контроля исполнительской дисциплины и архивов Департамента организации процессов управления Аппарата Администрации городского округа Самара с 2008 года по настоящее время не обнаружено.
Кроме того, в Управление поступило письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N 38-Д05-09/9447 от 16.10.2015, который, рассмотрев обращение регистратора, поступившее из Администрации г.о. Самара, сообщил, что органом местного самоуправления разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых зданий, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, правый берег реки Волги, 1417 км от устья, не выдавались.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0201001:0003 (равнозначен 63:01:0201001:3), расположенный по адресу: Самарская область, Кировский район г. Самара, Национальный парк "Самарская Лука", лесничество Рождественское, квартал 5 площадью 25 000 кв.м., сформирован и поставлен на кадастровый учет 03.07.2007 с разрешенным использованием под базу отдыха "Заволжская".
Право собственности муниципального образования городской округ Самара на указанный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0201001:3 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав 01.02.2013 N регистрационной записи 63-6301/552/2013-138 на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г.Самары", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2013 серии 63-АК N 043112, выданного взамен свидетельства от 01.02.2013 серии 63-АК N 087339 и выписками из Единого государственного реестра прав.
Распоряжением заместителя главы городского округа - главы администрации Кировского района городского округа Самара от 15.02.2013 N 32 земельному участку площадью 25 000 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0201001:0003 присвоен адрес: Самарская область Кировский район, правый берег Волги, 1417 км от устья.
В рамках дела N А55-29350/2013 рассматривалось исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к Администрации городского округа Самары о признании отсутствующим права собственности муниципального образования городской округ Самара на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0201001:3, расположенный по адресу Самарская область Кировский район, правый берег Волги. 1417 км от устья.
Решением арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2014 года по делу N А55-29350/2013 в иске отказано, законность судебного акта подтверждена Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 и Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2015.
Судом правильно учтено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:1062, осуществлена на основании отмененного впоследствии судебного акта по делу N А55-18275/2008, а других доказательств нахождения спорного земельного участка в собственности Российской Федерации, в том числе в границах Национального пака "Самарская лука", не представлено, и что доказательства вхождения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0201001:3 в состав единого землепользования с кадастровым номером 63:01:0000000:1062, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, истцом в материалы дела не представлены.
Указанные обстоятельства были предметом рассмотрения по делу N А55-741/2014, и установлены судебными актами в рамках дела N А55-741/2014.
Также судом в рамках рассмотрения дела N А55-741/2014 было установлено следующее.
В 2011 году в связи с обращением муниципального предприятия г.о. Самара "Ремжилуниверсал" и МП г.о. Самара "Городской земельный центр" следующие объекты имущества базы отдыха "Заволжская" исключены из состава имущества МП "Ремжилуниверсал" и переданы МП г.о. Самара "Городской земельный центр": нежилое здание - летний домик N 1, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1329, 63:01:0201001:1321; нежилое здание - летний домик N 2, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1328, 63:01:0601001:313; нежилое здание - летний домик N 3, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0601001:324, 63:01:0201001:1339; нежилое здание - летний домик N 4, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1323,63:01:0201001:1320; нежилое здание - летний домик N 5, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1324, 63:01:0201001:1325; нежилое здание - летний домик N 6, общей площадью 66,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 78,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1331,63:01:0201001:1330; нежилое здание - летний домик N 7, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1327, 63:01:0201001:1328; нежилое здание - летний домик N 8, общей площадью 66,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 78,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1338, 63:01:0201001:1336; нежилое здание -летний домик N 9, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1335, 63:01:0201001:1329; нежилое здание - летний домик N 10, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1337, 63:01:0201001:1332; нежилое здание - летний домик N 11, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1333,63:01:0201001:1322; нежилое здание - летний домик N 12, общей площадью 71,9 м2, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 83,8 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1340, 63:01:0201001:1341; нежилое здание - летний домик N 13, общей площадью 27,2 м, общей площадью с учетом лоджий, балконов, веранд, террас 39,7 м2, кадастровый номер: 63:01:0201001:1326.
В связи с тем, что содержание базы отдыха оказалось экономически не выгодным, было принято решение, согласованное с Департаментом 07.03.2013, о реализации имущества посредством продажи ООО "Агро-Макс" 25.03.2013.
В целях восстановления работоспособности базы отдыха ООО "Агро-Макс" просило согласовать ремонт и переоборудование за счет собственных средств на сумму 33 000 000 рублей. Муниципальное предприятие в письме от 12.04.2013 сообщило об отсутствии возражений против осуществления ремонта и переоборудования комплекса движимого и недвижимого имущества. Факт осуществления ремонта и переоборудования подтверждается также постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении заместителя прокурора Кировского района г. Самары от 24.03.14г. - установлен факт реконструкции объектов недвижимого имущества - 24 домов путем объединения их временными сооружениями - верандами.
Между ООО "Агро-Макс" и Муниципальным предприятием городского округа Самара "Городской земельный центр" заключен договор купли-продажи от 25.03.2013 движимого и недвижимого имущества.
Однако вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55 -19679/2013 было установлено, что сделки по передаче спорного имущества в хозяйственное ведение и последующей продажи указанного имущества муниципальным предприятием в силу их притворности являются ничтожными.
В связи с чем в рамках рассмотрения дела N А55-741/2014 Департамент ссылался на то, что с учетом обстоятельств, установленных в деле N А55-19679/2013, объекты не выбыли из состава муниципального имущества.
Согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни или здоровью граждан.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено: в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Судебный порядок признания права собственности на самовольную постройку не освобождает застройщиков от обязанности выполнять установленные законом и иными нормативными актами правила и условия возведения объектов недвижимости.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права и может применяться, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по не зависящей от него причине не смогло получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный объект в определенном законом порядке. Указанные обстоятельства обязан доказать истец, как заявитель требования о признании права собственности на самовольно возведенный объект.
В силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешением на строительство служит документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право на строительство.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются документы, приведенные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного ОКС градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (пункт 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8, пунктом 1 статьи 131, пунктом 2 статьи 223 настоящего Кодекса право собственности приобретателя недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и возникает с момента ее проведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены в статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
К ним, в частности, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В ходе рассмотрения дела судом дела N А55-741/2014 установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует и обратного не представлено, что по данным Единого государственного реестра прав на объекты с кадастровыми номерами 63:01:0201001:1321, 63:01:0201001:1329, 63:01:0201001:1327, 63:01:0201001:1339, 63:01:0201001:1322, 63:01:0201001:1334, 63:01:0201001:1336, 63:01:0201001:1330. 63:01:0201001:1328, 63:01:0601001:324, 63:01:0201001:1333, 63:01:0201001:1335. 63:01:0201001:1338, 63:01:0201001:1331, 63:01:0201001:1324, 63:01:0201001:1332, 63:01:0201001:1340, 63:01:0201001:1320, 63:01.0000000:20080, 63:01:0201001:1326, 63:01:0201001:1325, 63:01:0201001:1337, 63:01:0201001:1341, 63:01:0201001:1323, 63:01:0601001:313 зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием - г.о. Самара и право хозяйственного ведения за муниципальным предприятием г.о. Самара "Городской земельный центр".
В соответствии с п.2 статьи 8.1, п.1 статьи 131 ГК РФ государственной регистрации в ЕГРП подлежит, в том числе прекращение права.
Согласно п.п. 3 и 4 Приказа Министерства экономического развития РФ N 765 от 23.12.2013 (далее - Приказ), ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел реестра содержит записи: об описании объекта недвижимого имущества, о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе, сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации ограничениях (обременениях) этих прав и сделках с этим объектом недвижимого имущества. В соответствии с п.35 Правил с прекращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел ЕГРП закрывается.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на заявленные к регистрации объекты (реконструированные) сопровождается открытием разделов, содержащих записи о правах на образованные здания, и закрытием (ликвидацией) разделов, содержащих записи о правах на прежние объекты (объекты до реконструкции). Такие записи подлежат внесению в ЕГРП одновременно.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, заявления от муниципального образования - г.о. Самара и от муниципального предприятия г.о. Самара "Городской земельный центр" о регистрации прекращения права собственности и о регистрации прекращения права хозяйственного ведения на прежние объекты недвижимости в Управление не поступали. При этом, заявления о регистрации права хозяйственного ведения муниципального предприятия г.о. Самара "Городской земельный центр" на вновь образованные объекты недвижимости также не поступали.
Суд правильно посчитал неосновательной ссылку Департамента об отсутствии необходимости подачи заявлений о регистрации прекращения права собственности и о регистрации прекращения права хозяйственного ведения на прежние объекты недвижимости, в связи с тем, что запись о прекращении прав вносится без заявлений.
В абз.2 п.26 Приказа описывается иная правовая ситуация, т.е. речь идет об утрате объектом статуса объекта недвижимости. Однако в рассматриваемой ситуации прежние объекты являются объектами недвижимости и такой статус не утрачивали.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отказы регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты, являются законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
К регистрации были заявлены объекты недвижимости, реконструированные путем объединения, в результате надстройки общей эксплуатируемой мансарды и обустройства общего входа с террасой.
По данным Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) объекты недвижимости, существовавшие до реконструкции принадлежат на праве собственности муниципальному образованию - г.о.Самара и на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию г.о.Самара "Городской земельный центр".
Поступившие в адрес Управления документы, полученные в порядке межведомственного взаимодействия, свидетельствовали об отсутствии оснований для государственной регистрации права собственности за муниципалитетом на спорные объекты недвижимости.
Податель жалобы ссылается на то, что поступившие в Управление ответы Администрации г.о.Самара и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара не могли быть приняты судом в качестве доказательств обоснованности отказов Управления.
Однако государственный регистратор согласно нормам Закона о регистрации принимает решения исходя из документов, представляемых на регистрацию, и документов, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия. Поскольку документы, поступившие на запрос Управления, свидетельствовали об отсутствии разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, то основания для регистрации отсутствовали.
Государственная регистрация права собственности на заявленные к регистрации объекты (реконструированные) сопровождается открытием разделов, содержащих записи о правах на образованные здания, и закрытием (ликвидацией) разделов, содержащих записи о правах на прежние объекты (объекты до реконструкции). Такие записи подлежат внесению в ЕГРП одновременно.
Однако заявления от муниципального образования - г.о. Самара и от муниципального предприятия г.о. Самара "Городской земельный центр" о регистрации прекращения права собственности и о регистрации прекращения права хозяйственного ведения на прежние объекты недвижимости в Управление не поступали. При этом, заявления о регистрации права хозяйственного ведения муниципального предприятия г.о. Самара "Городской земельный центр" на вновь образованные объекты недвижимости также не поступали.
Податель жалобы указывает, что основанием для погашения права хозяйственного ведения является приказ Департамента об изъятии объектов недвижимости из хозяйственного ведения МП г.о. Самара "Городской земельный центр". Данный довод заявителя является несостоятельным, поскольку в силу п.1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер, в связи с чем, регистрации прекращения права хозяйственного ведения МП г.о. Самара "Городской земельный центр" как и регистрация прекращения права собственности муниципалитета на объекты недвижимости до реконструкции производится исключительно по заявлению правообладателей.
Спорные объекты реконструированы, поэтому регистрация права собственности на них производится путем открытия новых разделов ЕГРП, поскольку в результате реконструкции образуется новый объект недвижимости.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2016 года по делу N А55-1554/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1554/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 декабря 2016 г. N Ф06-16626/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Муниципальное предприятие городского округа Самара "Городской земельный центр", ООО "Агро-Макс", ООО "Солнечный берег", Территориальное управление Росимущества в Самарской области, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука", ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области