г. Воронеж |
|
20 сентября 2016 г. |
Дело N А48-3017/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А.
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Зубова О.Д., представитель по доверенности от 06.05.2016 выдана сроком на один год; Гринкевич Л.С., представитель по доверенности от 02.12.2015 выдана сроком на один год;
от индивидуального предпринимателя Абашидзе Давида Владимировича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение Арбитражного суда Орловской области от 18.07.2016 по делу N А48-3017/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Капишникова Т.И.), по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Абашидзе Давида Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - заявитель, Управление Россельхознадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Абашидзе Давида Владимировича (далее - ИП Абашидзе Д. В., предприниматель) к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Данное дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, предусмотренном пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Россельхознадзора обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что действия предпринимателя необходимо квалифицировать по ч. 2 ст.14.1 и ч.1. ст.14.43 КоАП, как два самостоятельных состава, так как им осуществлялась деятельность по реализации лекарственных препаратов, без лицензии на осуществление такой деятельности, а также нарушены правила хранения лекарственных средств и реализация недоброкачественных, немаркированных лекарственных средств.
Представители Управления Россельхознадзора в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
ИП Абашидзе Д.В. явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
От индивидуального предпринимателя в материалы дело поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Абашидзе Давид Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 314574920600051.
На основании обращения гражданина Козлова С. М. в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Управления от 11.04.2016 N 254-Р Управлением в период с 12.04.2016 по 12.05.2016 проведена внеплановая выездная проверка ИП Абашидзе Д. В.
12.04.2016 страшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора при проведении проверки магазина предпринимателя, расположенного в ТЦ "Кромы" по адресу: Орловская область, Кромской район, ул. 25 лет Октября д.20, в присутствии предпринимателя и двух понятых в соответствии со ст. 27.1, ст.27.14 КоАП РФ был составлен протокол N 1 об изъятии лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Данные лекарственные препараты переданы на ответственное хранение ИП Абашидзе Д. В. по акту приема-передачи изъятых вещей и документов на хранение от 12.04.2016 г. N 1.
В соответствии экспертным заключением ФГБУ "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" от 21.04.2016 г. N 34- ФЛП/16,
кондиционер для аквариумной воды, антисептический МЕТИЛЕНОВЫЙ СИНИЙ содержит в своем составе метиленовый синий, обладающий фармакологической активностью, тем самым обеспечивая профилактику и лечение заболеваний у рыб, то, следовательно, он является лекарственным препаратом и подлежит государственной регистрации на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
кондиционер для аквариумной воды, антисептический АQUACONS предназначен для профилактики и лечения вирусных и бактериальных заболеваний у рыб, то, следовательно по назначению, он является лекарственным препаратом и подлежит государственной регистрации на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (л.д.36-37).
По итогам проведения проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10.05.2016 г. N 254 (л.д.38-39)., в котором отражено, что Индивидуальным предпринимателем осуществляется хранение и розничная торговля лекарственными препаратам для ветеринарного применения.
При этом выявлены следующие нарушения:
- у Индивидуального предпринимателя отсутствует лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (хранение лекарственных препаратов для ветеринарного применения, розничная торговля лекарственными препаратами для ветеринарного применения);
- в помещении не соблюдены правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, а именно полы бетонные, не окрашены, не имеют не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию механической и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, полки, на которых находятся лекарственные средства для ветеринарного применения, не промаркированы и не пронумерованы, стеллажные карты отсутствуют, помещение не оснащено приборами для регистрации параметров воздуха (термометром и пирометром), отсутствует приказ об утверждении способа организации хранения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, не осуществляется учет лекарственных средств на бумажном носителе или в электронном виде, отсутствует специально выделенная и обозначенная (карантинная) зона для хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных, влажная уборка проводится 1 раз в 2 дня, а не ежедневно.
- реализация ИП Абашидзе Д.В. таблеток для регуляции половой охоты для котов и кобелей СЕКС БАРЬЕР в количестве 9 упаковок по 10 таблеток, серия 02101115, годен до 12.2018 г., производитель ООО "НВП "Астрафарм", N ПВР -3-1.0/00312, полученных по товарному чеку от 23.02.2016 г., не имеющих маркировки, соответствующей ст. 46 Федерального Закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", являющихся недоброкачественными, на вторичной упаковке которых не указаны способ применения, дозировка или концентрация препарата.
- реализация кондиционера для аквариумной воды, антисептического МЕТИЛЕНОВОГО СИНЕГО в количестве 2 флакона по 50 мл, изготовлено декабрь 2015, 6 срок годности 2 года, производитель ООО "ЗООМИР", поступившего по товарному чеку от 15.01.2016 г., кондиционера для аквариумной воды, антисептического AQUACONS в количестве 2 флаконов по 50 мл, изготовлено январь 2015, срок годности 2 года, производитель ООО "ЗООМИР", поступившего по товарному чеку N СКН-507 от 15.02.2016 г., незарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств для ветеринарного применения РФ, Реестре зарегистрированных в Республике Беларусь ветеринарных препаратов, Реестре зарегистрированных в Республике Казахстан ветеринарных препаратов, являющихся контрафактными.
С актом проверки ИП Абашидзе Д. В. ознакомлен, копия акта проверки со всеми приложениями им получены, что подтверждается соответствующей подписью, имеющейся в нем.
11.05.2016 по факту не соблюдения правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора составлен протокол N 107 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ (л.д.18-19), в котором указано на нарушение ответчиком п.п.3, 8, 11, 13, 15-17 Приказа Минсельхоза России от 15.04.2015 г. N 145 "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения", ч.1 ст.13, п.2 ч.1 ст.46, ст.57, ч.ч.1, 2 ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федерального закона от 27.12.2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании".
Протокол составлен в присутствии ИП Абашидзе Д.В., которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 24.2-24.4, 25.1, 25.4 КоАП РФ, и вручена копия протокола, о чем свидетельствуют соответствующие отметки и подписи ответчика (л.д.19).
В протоколе N 107 об административном правонарушении от 11.05.2016 г. Индивидуальный предприниматель признал факт совершения вменяемого правонарушения.
На основании акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10.05.2016 N 254 помимо протокола N 107 об административном правонарушении от 11.05.2016 по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, административным органом по факту хранения и розничной торговли лекарственными препаратами для ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения осуществляется в отношении ИП Абашидзе Д.В. 11.05.2016 составлен протокол N 177 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.06.2016 по делу N А48-3018/2016, вступившим в законную силу, Индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа 4000 руб. с конфискацией лекарственных препаратов для ветеринарного применения, поименованных в протоколе об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 12.04.16 N 1 и переданных на ответственное хранение ИП Абашидзе Давиду Владимировичу.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов (ч.3 ст.23.1 КоАП РФ), Управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и ст.14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 г., а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. п.1, 1.1, 6.2 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона от 07.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно п. 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регулирует отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств (ч.1 ст.1).
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 2 части 1 статьи 46 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" устанавливает, что лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
Статья 57 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" запрещает продажу фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 3, 8, 11, 13, 15, 16, 17 Правил хранения лекарственных средств, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 15.04.2015 N 145, установлены требования для содержания полов, ограждающих конструкций в помещения для хранения лекарственных средств, для стеллажей, шкафов, стеллажных карт.
В помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Хранение лекарственных средств должно быть систематизировано, с учетом лекарственных средств с ограниченным сроком годности.
Нарушение предпринимателем п.п. 3, 8, 11, 13, 15-17 Приказа Минсельхоза России от 15.04.2015 г. N 145 "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения", ч.1 ст.13, п.2 ч.1 ст.46, ст.57, ч.ч.1, 2 ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федерального закона от 27.12.2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждено: актом проверки от 10.05.2016 N254, протоколом N107 от 11.05.2016 об административном правонарушении, экспертным заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" от 21.04.2016 г. N34- ФЛП/16 и им не оспаривается.
Кроме того, 11.05.2016 на основании акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10.05.2016 N 254 помимо протокола N 107 об административном правонарушении от 11.05.2016 по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, административным органом по факту хранения и розничной торговли лекарственными препаратами для ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения осуществляется в отношении ИП Абашидзе Д.В. составлен протокол N 177 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.06.2016 г. по делу N А48-3018/2016, вступившим в законную силу, Индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа 4000 руб. с конфискацией лекарственных препаратов для ветеринарного применения, поименованных в протоколе об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 12.04.16г. N 1 и переданных на ответственное хранение ИП Абашидзе Давиду Владимировичу.
В силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Отраженные в протоколах от 11.05.2016 N N 107, 177 административные правонарушения, выявлены в рамках одной проверки, одним и тем же контролирующим органом, в отношении одного и того же лица, оба состава правонарушения образуются одним действием: фактом реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения без лицензии.
Согласно ч.5 ст.4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Все допущенные ИП Абашидзе Д. В. нарушения производны от нарушения, выразившегося в реализации лекарственных препаратов ветеринарного назначения без лицензии, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Устранение нарушений при хранении не легализует их реализацию.
В связи с чем, доводы административного органа суд ситает несостоятельными.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 11.05.2005 г. N 5-П, от 27.05.2008 г. N 8-П, от 16.06.2009 г. N 9-П).
В п.6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 г. N 9-П разъяснено, что из положений статей 1.2 - 1.6 КоАП РФ следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 10.02.2009 г. по делу "Сергей Золотухин (Sergey Zolotukhin) против Российской Федерации" (жалоба N 14939/03) отметил, что положения ст.4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), "если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же".
Суд обоснованно учел изложенную правовую позицию, принял во внимание решение Арбитражного суда Орловской области от 16.06.2016 по делу N А48-3018/2016.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.07.2016 по делу N А48-3017/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок по ч. 4, ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3017/2016
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Ответчик: Ип Абашидзе Давид Владимирович