Министерство финансов РФ рассмотрело подготовленные Министерством образования и науки РФ материалы по вопросу приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации для рассмотрения на заседании Правительства РФ и сообщает.
За последние четыре года на уровне Правительства РФ принято три концептуальных документа, определяющих направления развития образования в Российской Федерации на долгосрочный период, - Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования и Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, включающие в себя в том числе вопросы развития образования.
В связи с этим вызывает сомнение целесообразность разработки и утверждения нового документа такого же плана - Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
По мнению Минфина России, усилия федеральных органов исполнительной власти, определяющих политику в области образования или имеющих в своем ведении образовательные учреждения, а также органов исполнительной власти субъектов РФ в области образования, должны быть направлены на реализацию уже принятых направлений развития российского образования.
При необходимости возможно внесение некоторых дополнений в указанные выше документы.
Учитывая изложенное, считали бы целесообразным из проекта протокольного решения исключить пункты 2 и 4.
Пункт 5 проекта протокольного решения считали бы необходимым уточнить, изложив его в следующей редакции: "Минобрнауки России (А.А. Фурсенко) совместно с Минэкономразвития России (Г.О. Греф), Минфином России (А.Л. Кудрин) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать проект федеральной целевой программы развития образования", далее по тексту.
Пункт 6 из проекта протокольного решения следует исключить, поскольку вопросы финансирования мероприятий по развитию российского образования должны решаться в процессе формирования проекта федерального бюджета на соответствующий год. Кроме того, неясна взаимосвязь между формированием перечня федеральных целевых программ и финансированием работ по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы. Также следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 26 июня 1996 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" функция подготовки предложений для решения проблем программными методами возложена на Минэкономразвития России.
По перечню основных законопроектов и других нормативных правовых актов, направленных на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации
Пункт 6, предусматривающий подготовку проекта федерального закона о внесении изменений в действующее законодательство в области образования в части введения ЕГЭ, полагали бы преждевременным включать в указанный перечень до подведения итогов и принятия решения по результатам проводимого в настоящее время эксперимента.
Из числа исполнителей по п. 7, касающемуся создания общенациональной системы оценки качества образования, Минфин России следует исключить.
По проекту приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации
В представленном проекте наряду с предложениями, заслуживающими безусловного внимания, присутствует множество предложений, вызывающих сомнение или требующих дополнительных пояснений.
Так, например, не ясны основания, касающиеся введения предшкольного образования (для детей с пяти лет), предусматривающего обязательное одногодичное обучение до поступления в начальную школу, при наличии в стране дошкольного образования.
Предлагаемая структура общего образования предполагает переход на 12-летнее обучение, что потребует значительных дополнительных расходов бюджетов всех уровней.
Необоснованный характер носит предложение о дальнейшем снижении недельной нормы часов за ставку оплаты труда (с 18 - 24 часов в неделю в настоящее время в общеобразовательных школах) при одновременном увеличении оплаты труда.
Неясны основания для выделения в отдельную льготную категорию в части поступления и обучения в вузах граждан, отслуживших в Вооруженных силах России по контракту (подп. 5.5.2).
Вышеуказанные мероприятия носят затратный характер и требуют дополнительных расчетов и обоснований.
Мнение Минфина России по вопросу расширения перечня организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы (отражено в проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании"), направлено в адрес Минобрнауки России письмом от 5 ноября 2004 г. N 09-02-04.
Предложения о финансировании начального и среднего профессионального образования путем выделения субвенций бюджетам субъектов РФ (подп. 5.5.5) противоречат принятым в прошлом году федеральным законам, касающимся разграничения полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, и бюджетному законодательству.
Такое же противоречие заложено в предложении о финансировании дошкольного образования и дополнительного образования детей (подп. 5.5.6).
Не поддерживаются предложения о разработке отраслевых систем оплаты труда (подп. 2 п. 5.4) и пенсионной системы (п. 6 разд. 6).
Реформирование оплаты труда работников образования должно осуществляться в рамках реформирования оплаты труда работников всей бюджетной сферы, а пенсионное обеспечение работников образования предполагается с 2005 года осуществлять в рамках разрабатываемого проекта федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации".
Полагали бы преждевременным также рассмотрение вопроса об изменении механизма финансирования высшего профессионального образования, с учетом проводимых в настоящее время экспериментов по ЕГЭ и финансированию высшего профессионального образования на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), до подведения итогов и принятия решений по результатам этих экспериментов (подп. 5.5.2).
Не поддерживается предложение о корректировке принципов финансирования научных исследований в высшей школе, предусматривающее перераспределение средств в пользу финансирования научных исследований на грантовой основе, с предоставлением права участия в конкурсах научным и образовательным учреждениям вне зависимости от их ведомственной принадлежности (подп. 5.5.4).
Осуществление тех или иных полномочий федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. по предоставлению грантов на проведение научных исследований за счет средств федерального бюджета, регламентируется соответствующими положениями об указанных органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ или на основании его отдельных решений.
При этом согласно Положению о Федеральном агентстве по образованию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 288, агентству такое право на предоставлено.
Кроме того, следует иметь в виду, что согласно определению понятия "грант", приведенному в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и научно-технической политике", выделение ассигнований на проведение научных исследований по гранту должно осуществляться только в форме государственной поддержки (субвенции).
Вышеуказанным законом (ст. 5), а также Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ст. 8, 9) проведение научно-исследовательских работ отнесено к одному из видов основной деятельности высших учебных заведений и научных организаций, которая в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ должна финансироваться вышестоящей организацией (учредителем) на основании сметы доходов и расходов.
Учитывая изложенное, представленные материалы по вопросу приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, по мнению Минфина России, требуют доработки.
Заместитель министра |
Т.А. Голикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина России, в проекте Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации присутствует множество предложений, вызывающих сомнение или требующих дополнительных пояснений.
Неясны основания, касающиеся введения предшкольного образования (для детей с пяти лет), предусматривающего обязательное одногодичное обучение до поступления в начальную школу.
Необоснованный характер носит предложение о дальнейшем снижении недельной нормы часов за ставку оплаты труда (с 18 - 24 часов в неделю в настоящее время в общеобразовательных школах) при одновременном увеличении оплаты труда.
Неясны основания для выделения в отдельную льготную категорию в части поступления и обучения в вузах граждан, отслуживших в Вооруженных силах России по контракту.
Предложения о финансировании начального и среднего профессионального образования путем выделения субвенций бюджетам субъектов РФ противоречат федеральным законам, касающимся разграничения полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, и бюджетному законодательству.
Письмо Минфина РФ от 22 ноября 2004 г. N 09-02-02 "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", февраль 2005 г., N 6