Положение
о Национальном аттестационном комитете по сварочному производству
(утв. Федеральным горным и промышленным надзором России 12 января 1999 г.)
1. Область применения
Настоящее положение устанавливает статус, структуру, полномочия функции и порядок работы "Национального аттестационного комитета по сварочному производству" (далее - НАКС).
Положение предназначено для организации работы руководящих органов НАКС, их взаимодействия с Госгортехнадзором России, аттестационными центрами, юридическими и физическими лицами, пользующимися услугами системы аттестации специалистов сварочного производства (далее - САСв), соответствующими международными организациями.
2. Общие положения
2.1. НАКС является руководящим органом САСв, принимающим принципиальные решения по структуре, направлениям и методам ее деятельности, развитию, функциям, правилам работы и порядку взаимодействия ее составных частей, формированию и использованию ресурсов, внешним связям.
2.2. НАКС создается и действует в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.9-97, "Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства" Госгортехнадзора России и настоящим Положением.
2.3. НАКС является автономной некоммерческой организацией, деятельность которой регулируется Законом РФ от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" и Договором учредителей от 20 января 1998 г.
2.4. НАКС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные виды счетов (включая валютный), круглую печать со своим наименованием, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
НАКС предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым органам и иным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.5. Финансирование деятельности НАКС осуществляется за счет:
- регулярных и единовременных поступлений от учредителей;
- оплаты договоров с аттестационными центрами на проведение экспертизы, ведения реестра аттестационных центров и пунктов и аттестованного персонала, консультирования и оказания методической помощи;
- реализации разработанных методик, программ и другой документации, связанной с проведением аттестации персонала в области сварочного производства;
- добровольных имущественных взносов и пожертвований;
- доходов, получаемых от собственности НАКС;
- кредитов;
- других, не запрещенных законом поступлений.
2.6. Решения НАКС, не составляющие исключительной компетенции Госгортехнадзора России, определенной "Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства", имеют для аттестационных центров силу непосредственного действия.
2.7. Наблюдательный совет является высшим коллегиальным органом управления НАКС и обеспечивает соблюдение целей, в интересах которых был создан НАКС.
2.8. Президент НАКС осуществляет общее руководство НАКС и организует выполнение решений Наблюдательного совета.
2.9. Вице-президенты обладают полномочиями Президента в закрепленных за ними сферах деятельности.
2.10. Управляющий научно-технический совет (УНТС) координирует работу НАКС в области научной деятельности, вырабатывает рекомендации для Наблюдательного совета, формирует научно-технические, инвестиционные и инновационные программы, проводит экспертизу и оценку результатов выполненных работ и научно-технической деятельности творческих коллективов, подразделений и отдельных работников НАКС. УНТС возглавляет Председатель в должности заместителя Начальника Госгортехнадзора России.
2.11. Исполнительная дирекция является исполнительным органом НАКС и практически осуществляет реализацию задач, определенных Уставом НАКС и настоящим Положением.
2.12. Региональный представитель представляет интересы НАКС в определенном регионе Российской Федерации и оказывает содействие исполнительной дирекции в реализации задач, связанных с функционированием САСв.
3. Организационная структура
3.1. Организационная структура САСв приведена на рисунке.
3.2. Общее руководство НАКС осуществляет Наблюдательный совет.
Наблюдательный совет формируется на общем собрании Учредителей из представителей Учредителей и штатных сотрудников НАКС. Штатные сотрудники не могут составлять более чем одну треть членов Наблюдательного совета. Представители учредителей наделяются всеми полномочиями путем выдачи доверенностей от своих организаций на участие в работе Наблюдательного совета в установленном законодательством порядке сроком на 5 лет с правом пролангации. Учредители имеют право досрочно заменить своего представителя в Наблюдательном совете.
Все члены наблюдательного совета имеют по одному голосу. Члены Наблюдательного совета работают на общественных началах.
3.3. Наблюдательный совет открытым голосованием выбирает из своих членов Президента НАКС. Президент НАКС выбирается сроком на 5 лет с правом переизбрания на второй срок.
Организационная структура системы аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства
/---------------------------------------------------\
| ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ |
\---------------------------------------------------/
|
|-------------------------------------------\
| |
|
/------------------------------------------------------------------------------------\ |
| Национальный аттестационный комитет по сварочному | |Л
| производству (НАКС) | |И
| /---------------------------\ /------------\ /-----------------\ | |Ц
| | Управляющий |--| Президент |----------| Наблюдательный | | |Е
| /---| научно-технический совет | \------------/ | совет | | |Н
| | | | | | | | |З
| | \---------------------------/ | \-----------------/ | |И
| | | |Р
| | /----------------------\ /------------------\ | | |О
| | | Подкомитет по | | Исполнительная | | | |В
| |--| научно-методической |---\ | дирекция | /-----------------\ | |А
| | | работе | | | | | Учредители | | |Н
| | | | | \------------------/ | | | |И
| | \----------------------/ | | | \-----------------/ | |Е
| | | | | | |
| | /----------------------\ | | | | |
| |--| Подкомитет по |---| | | | |
| | | аккредитации | | | | | |
| | \----------------------/ | | | /------------------\ | |
| | | | | | Региональные |-\ | |
| | |--------/ \---| представители | |-\ | |
| | /----------------------\ | | | | | | |
| |--| Подкомитет по |---| \------------------/ | | | |
| | | апелляциям | | \------------------/ | | |
| | \----------------------/ | \------------------/ | |
| | | | |
| | /----------------------\ | | |
| | | Подкомитет по | | | |
| \--| международным связям |---/ | |
| \----------------------/ | |
| | |
\------------------------------------------------------------------------------------/ |
| |
Экспертиза |
/------------------------------\ |
/----------------------------|Головные аттестационные центры|-\ |
\------------------------------/ |-\ |
/----------------------\ \------------------------------/ |-----|
| Аттестационные |-\ \------------------------------/ |
| пункты | |-\ | |
| | | | | |
\----------------------/ | | | |
\----------------------/ | | |
\----------------------/ |
/------------------------------\ |
/----------------------------| Аттестационные центры |-\ |
\------------------------------/ |-\ |
/----------------------\ \------------------------------/ |-----/
|Аттестационные пункты |-\ \------------------------------/
\----------------------/ |-\
\----------------------/ |
\----------------------/
Президент НАКС подотчетен Наблюдательному совету, несет перед ним ответственность за осуществление деятельности НАКС и выполнение возложенных на него функций и полномочий.
Президент НАКС вправе делегировать исполнение отдельных полномочий другим должностным лицам НАКС, а в качестве Председателя Наблюдательного совета - членам Наблюдательного совета.
Вице-президенты выбираются Наблюдательным советом по согласованию с Президентом НАКС из своих членов и являются заместителями Президента.
3.4. Состав УНТС, включая его Председателя, утверждается Госгортехнадзором России. УНТС формируется из высококвалифицированных специалистов: представителей Госгортехнадзора России, специалистов промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, академических и проектных организаций, высшей школы и научно-технических обществ. УНТС должен состоять из 20 - 30 человек. В целях исключения преобладания каких-либо интересов качественный состав УНТС формируется следующим образом:
- не менее трех специалистов органов государственного надзора;
- не менее трех специалистов промышленных предприятий;
- не менее трех специалистов академических, проектных или научно-исследовательских институтов;
- не менее двух специалистов высшей школы;
- не менее двух представителей органов государственного управления;
- не менее двух представителей научно-технических обществ.
3.5. Для оперативного управления текущей работы и подготовки вопросов к рассмотрению Председатель УНТС формирует коллегию в составе 5 - 8 человек и образует Подкомитеты по направлениям, в том числе:
- по научно-методической работе;
- по аккредитации;
- по международным связям;
- по апелляциям.
Руководители Подкомитетов назначаются Председателем УНТС. Члены УНТС работают на общественных началах.
3.6. Исполнительным органом НАКС является Исполнительная дирекция, формируемая Президентом НАКС.
Исполнительная дирекция состоит из исполнительного директора, его заместителя(ей) и постоянного персонала, согласно штатному расписанию.
Исполнительный директор назначается Наблюдательным советом по представлению Президента НАКС.
Исполнительный директор не может подвергаться давлению, либо принуждению, которые могут повлиять на его беспристрастное ведение дел НАКС, и несет ответственность перед Наблюдательным советом за то, чтобы вся выполняемая текущая работа была свободна от влияния лиц, имеющих коммерческие интересы в результате аттестации.
Квалификация и послужной список исполнительного директора должны позволять считать его компетентным для выполнения поставленных задач.
Заместитель исполнительного директора назначается Президентом НАКС и обладает полномочиями исполнительного директора в закрепленных за ним сферах деятельности.
Постоянный персонал НАКС принимается на работу исполнительным директором согласно штатному расписанию, утвержденному Президентом.
Персонал должен располагать четко изложенными инструкциями в письменном виде, регламентирующими его обязанности и ответственность. Эти инструкции должны постоянно актуализироваться.
3.7. Региональный представитель НАКС назначается Президентом НАКС, действует по его доверенности на основании трудового соглашения с Исполнительной дирекцией.
4. Задачи и функции
4.1. Основными задачами НАКС являются:
- организация работы по формированию совместно с Госгортехнадзором России единой системы аттестации специалистов, технологий, материалов и оборудования сварочного производства;
- организация работ по проведению экспертиз и выдаче заключений о соответствии объектов, продукции и услуг в области сварочного производства нормативным требованиям;
- достижение взаимного признания международных, региональных и национальных систем подготовки и аттестации специалистов сварочного производства;
- оказание консультационных, посреднических и инжиниринговых услуг юридическим и физическим лицам по подготовке, переподготовке, аттестации и использованию специалистов в области сварочного производства;
- привлечение средств от собственной хозяйственной деятельности, средств учредителей и других заинтересованных лиц для разработки и реализации проектов, содействующих развитию САСв;
4.2. С целью решения этих задач НАКС выполняет следующие функции:
- вырабатывает политику, направления и программы развития в области аттестации персонала, оборудования, технологий и материалов сварочного производства в рамках системы обеспечения качества и безопасности на производстве и объектах, подведомственных Госгортехнадзору России;
- разрабатывает и утверждает основные руководящие документы системы аттестации персонала, технологий, материалов и оборудования в области сварки;
- участвует в создании центров по подготовке, переподготовке и аттестации отечественных и иностранных сварщиков и специалистов сварочного производства, выполняет по поручению Госгортехнадзора России экспертные обследования создаваемых аттестационных центров и пунктов;
- проводит оценку и принимает решения по совершенствованию деятельности САСв, в том числе по ее взаимодействию с заказчиками, аналогичными системами, органами государственного управления и надзора, другими заинтересованными организациями;
- готовит предложения Госгортехнадзору России по совершенствованию процедуры аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства;
- обобщает опыт методической и аттестационной деятельности аттестационных центров и пунктов, обеспечивает методическое и консультационное содействие их работе;
- проводит совместно с Госгортехнадзором России и специализированными научно-исследовательскими организациями проверку работы аттестационных центров и пунктов;
- устанавливает требования к экзаменаторам, занимающимся аттестацией сварщиков и специалистов сварочного производства, порядок их аттестации и учета;
- устанавливает объекты и документы, подлежащие обязательной регистрации в реестре САСв, и порядок ведения реестра;
- ведет учет лицензированных участников САСв;
- организует учет аттестованных сварщиков и специалистов сварочного производства;
- определяет объем информации, представляемой организациями - участниками САСв;
- устанавливает источники образования ресурсов САСв, принципы ценообразования и взаиморасчетов за услуги, прейскуранты на основные виды услуг, нормативы отчислений в централизованные фонды;
- устанавливает направления и нормативы использования ресурсов САСв;
- взаимодействует с зарубежными организациями по вопросам подготовки и квалификации персонала в области сварки с целью изучения и использования международного опыта;
- готовит предложения о взаимном признании международных, региональных и национальных систем аттестации в области сварочного производства;
- рассматривает апелляции по поводу действий органов по аттестации, участвующих в САСв.
4.3. К исключительной компетенции Наблюдательного совета относится решение следующих вопросов:
- внесение изменений в Устав НАКС;
- определение приоритетных направлений деятельности НАКС;
- определение принципов формирования и использования имущества НАКС, в том числе принятие решений об образовании фондов и порядке их использования;
- утверждение по представлению Президента кандидатуры исполнительного директора;
- утверждение финансового плана НАКС и внесение в него изменений;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- создание филиалов и открытие представительств НАКС;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация НАКС.
4.4. Президент НАКС:
- осуществляет общее руководство деятельностью НАКС;
- обеспечивает выполнение перспективных планов НАКС;
- без доверенности действует от имени НАКС, представляя его интересы во всех отечественных и иностранных организациях и учреждениях;
- распоряжается в пределах прав, предусмотренных действующим законодательством, имуществом НАКС;
- формирует исполнительную дирекцию;
- представляет на рассмотрение Наблюдательного совета отчеты и баланс хозяйственно-финансовой деятельности НАКС;
- утверждает (подписывает) учредительные документы филиалов представительств, хозяйственных обществ и иных обособленных структурных подразделений НАКС;
- организует разработку и утверждает внутренние инструктивные материалы и должностные инструкции;
- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников НАКС, его филиалов и представительств;
- утверждает штатное расписание и устанавливает размеры и систему оплаты труда работников НАКС;
- утверждает договорные цены и тарифы на услуги, работы, продукцию и товары НАКС;
- реализует иные права, не относящиеся к исключительной компетенции Наблюдательного совета.
4.5. Вице-президенты осуществляют руководство деятельности НАКС по закрепленным за ними направлениям, а в случае невозможности выполнения Президентом своих функций или по его поручению - по любым другим вопросам, относящимся к компетенции Президента.
4.6. В компетенцию УНТС входит:
- выработка общей политики и координация работ различных звеньев САСв;
- принятие принципиальных решений по совершенствованию деятельности САСв;
- разработка и согласование методических документов САСв;
- взаимодействие с Органами государственного управления и надзора;
- участие в работе международных организаций в области сварки и подготовка документов о взаимном признании международных, региональных и национальных систем аттестации персонала, технологий, материалов и оборудования в области сварочного производства.
- рассмотрение апелляций по поводу действий любых структурных звеньев САСв и принятие решений по спорным вопросам между любыми звеньями САСв, по которым не найдено приемлемого решения на более низких уровнях.
4.7. Исполнительная дирекция:
- приводит в исполнение решения и постановления органов управления НАКС;
- осуществляет организационно-техническое обеспечение работы комитетов НАКС, в том числе сбор, обработку и оформление необходимых материалов;
- ведет учет лицензированных участников САСв и аттестованных сварщиков и специалистов;
- организует проведение экспертизы и проверку работы аттестационных центров и пунктов;
- по распоряжению Президента открывает в банках расчетные, текущие, валютные и другие счета;
- заключает договоры (сделки);
- организует производство и реализацию товаров и услуг, приносящих прибыль и отвечающих целям создания НАКС;
- привлекает партнеров (юридических и физических лиц) в России и за рубежом для установления делового сотрудничества и кооперации с целью разработки и реализации совместных проектов;
- пользуется банковскими кредитами в установленном порядке;
- выдает доверенности;
- принимает на работу и увольняет работников НАКС согласно штатному расписанию;
- ведет бухгалтерский учет и выполняет необходимую отчетность;
- исполнительный директор и его заместитель(и) действуют от имени НАКС по доверенности.
4.8. Региональный представитель:
- координирует и контролирует работу аттестационных центров в своем регионе;
- взаимодействует с местными органами Госгортехнадзора России по всем вопросам, связанным с аттестацией персонала, технологий, материалов и оборудования в области сварочного производства;
- оказывает содействие экспертным комиссиям НАКС при проведении экспертизы и инспектировании аттестационных центров.
5. Порядок работы
5.1. Заседания Наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседания Наблюдательного совета проводит Президент НАКС. Протокол заседаний ведет секретарь, выбираемый из присутствующих членов Наблюдательного совета. Для кворума необходимо участие как минимум двух третей списочного состава Наблюдательного совета. Решения принимаются открытым голосованием. Все решения Наблюдательного совета принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего. На основании решений Наблюдательного совета Президент НАКС издает приказы, выдает распоряжения и указания, обязательные для всех работников НАКС, его филиалов и представительств.
5.2. Управляющий научно-технический совет работает в соответствии с принятыми им планами. Заседания УНТС проводит Председатель или замещающий его член коллегии. Для кворума необходимо участие как минимум половины списочного состава УНТС. Решения принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа присутствующих. Решения УНТС реализуются соответствующими подкомитетами и исполнительной дирекцией с привлечением штатных сотрудников НАКС и внештатных специалистов на основании приказов, распоряжений и указаний Президента НАКС.
5.3. Поручения исполнительному директору и его заместителю(ям) выдаются Президентом НАКС, а в его отсутствие - вице-президентами НАКС.
5.4. Поручения штатным сотрудникам НАКС выдаются исполнительным директором или его заместителем.
Первый заместитель начальника |
Е.А. Малов |
Согласовано
Президент Национального |
Н.П. Алешин |
"11" января 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение устанавливает статус, структуру, полномочия, функции и порядок работы Национального аттестационного комитета по сварочному производству.
Положение предназначается для организации работы руководящих органов Комитета, их взаимодействия с Госгортехнадзором России, аттестационными центрами, юридическими и физическими лицами, пользующимися услугами системы аттестации специалистов сварочного производства, соответствующими международными организациями.
Комитет является руководящим органом системы аттестации специалистов сварочного производства, принимающим принципиальные решения по структуре системы, направлениям и методам деятельности, развитию, функциям, правилам работы и порядку взаимодействия ее составных частей, формированию и использованию ресурсов, внешним связям.
Положение о Национальном аттестационном комитете по сварочному производству (утв. Федеральным горным и промышленным надзором России 12 января 1999 г.)
Текст положения приводится по официальному изданию "Сборник нормативных документов системы аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства" Госгортехнадзора России, Москва, 1999 г.