Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2005 г. N АФ-59/03
С целью реализации законодательства Российской Федерации об образовании, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в Министерстве образования и науки Российской Федерации 7 декабря 2004 г. прошло совещание "Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана". На совещании был обсужден комплекс вопросов, посвященных совершенствованию государственных образовательных стандартов общего образования, их научно-методическому обеспечению, повышению квалификации работников образования, внесению изменений в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
Решение совещания направляется для использования в работе.
Министр |
А.А. Фурсенко |
Решение
совещания "Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана" от 7 декабря 2004 г.
Заслушав и обсудив выступления, совещание приняло следующее решение:
1. В настоящее время в образовательной практике могут использоваться, как равноправные, два пакета документов, определяющие содержание общего образования:
- приказы Минобразования России от 9 февраля 1998 г. N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации"*(1), от 19 мая 1998 г. N 1235 "Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования"*(2), от 19 мая 1998 г. N 1236 "Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования"*(3), от 30 июня 1999 г. N 56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования"*(4);
- совместный приказ Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования от 29 января 2004 г. N 315/2 "О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. N 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"*(5) и приказы Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"*(6). При этом необходимо иметь в виду, что в 2004 году утверждены не государственные образовательные стандарты общего образования, включающие федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения, а только федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования и федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Установление федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования является компетенцией федеральных органов государственной власти и органов управления образованием (ст. 28 Закона РФ "Об образовании"), а одной из функций Минобразования России являлось утверждение федеральных компонентов государственных образовательных стандартов (п. 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258). Вместе с тем следует обратить внимание на то, что вышеназванные приказы носят в основном рекомендательный характер (за исключением п.п. 1 приказов N 1089 и N 1312, носящих утверждающий характер, и п. 2 приказа N 1312 - предписывающего характера).
2. Считать, что утвержденный федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования является федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования первого поколения. Он выстроен с учетом реального состояния системы общего образования и сложного сочетания двух основных факторов - сегодняшних возможностей образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей граждан страны в качественно новом общем образовании - и поэтому является переходным и временным.
3. Учитывая практику разработки федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана, целесообразно приступить к разработке концептуальных основ и принципов построения федерального компонента государственных образовательных стандартов второго поколения. В связи с этим предложить Российской академии образования (Н.Д. Никандрову) рассмотреть данный вопрос и дать предложения в Минобрнауки России.
4. В целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации рекомендовать:
- Минобрнауки России завершить работу по внесению изменений в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического образования с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, и введения профильного обучения на третьей ступени общего образования. Рособрнадзору (В.А. Болотову) осуществлять разработку контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, ориентируясь при этом на обязательный минимум среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 30 июня 1999 г. N 56) и федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312).
Рособразованию (Г.А. Балыхину) и Департаменту государственной политики в образовании (И.И. Калине) в рамках Федеральной программы развития образования осуществлять мониторинг введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана.
5. Предложить Российской академии образования (Н.Д. Никандрову) совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитиным) обеспечить работу по организации научно-методического сопровождения введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования.
6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации, принимая решение о введении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, сосредоточить усилия на создании необходимых для этого условий (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.).
______________________________
*(1) "Вестник образования", 1998, N 4, с. 54.
*(2) Там же, 1998, N 9, с. 3.
*(3) Там же, N 9, с. 3.
*(4) Там же, N 10, с. 24.
*(5) "Вестник образования", 1999, сентябрь, с. 3.
*(6) Там же, 2004, N 5, с. 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
7 декабря 2004 г. проведено совещание по вопросам совершенствования государственных образовательных стандартов общего образования.
Минобрнауки России, Российской академии образования, Рособразованию, органам управления образованием субъектов РФ рекомендовано приступить к разработке концептуальных основ и принципов построения федерального компонента государственных образовательных стандартов второго поколения, обеспечить работу по организации научно-методического сопровождения и созданию материально-технических, учебно-методических, кадровых условий для введения федерального компонента образовательных стандартов, а также осуществить иные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие образовательной системы РФ.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2005 г. N АФ-59/03
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", апрель 2005 г., N 8, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", май 2005 г., N 14 (с приложением), в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", май 2005 г., N 15