г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А56-78044/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): 1) Якубов Ш.М. по доверенности от 24.11.2015, 2) Якубов Ш.М. по доверенности от 22.10.2015, 3) Якубов Ш.М. по доверенности от 01.12.2015
от ответчика (должника): Лагутенкова О.Н. по доверенности от 12.01.2016
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16355/2016) ООО "Мясная Гатчинская Компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2016 по делу N А56-78044/2015 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению 1) Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Комарова А.Н., 2) ООО "Мясная Гатчинская Компания", 3) ООО "Константа"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
3-е лицо: Управление Ветеринарии Ленинградской области
об оспаривании приказа от 21.10.15 N 204
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комаров А.Н., Общество с ограниченной ответственностью "Мясная Гатчинская Компания", Общество с ограниченной ответственностью "Константа" обратились с заявлением о признании незаконным приказа Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 21.10.2015 N 204 "О проведении контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разведению, убою сельскохозяйственных животных, переработке мяса".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Ветеринарии Ленинградской области.
Решением от 05.04.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ООО "Мясная Гатчинская Компания" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы, со ссылкой на положения Федерального закона "О ветеринарии" N 4979-1 и Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, указывает на отсутствие у Управления Роспотребнадзора полномочий на проведение внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разведению, убою сельскохозяйственных животных.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления Роспотребнадзора против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Приказ N 204 издан 21.10.2015 во исполнение приказа Роспотребнадзора от 15.10.2015 N 1063-ДСП "О проведении контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разведению, убою сельскохозяйственных животных". Данный приказ Роспотребнадзора, в свою очередь, издан в целях реализации поручения Правительства РФ от 08.10.2015 N АД-П11-6850.
В соответствии с приказом N 204 начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области приказано провести внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разведению, убою сельскохозяйственных животных, переработке мяса на основании пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приступив к внеплановым выездным проверкам не позднее 23.10.2015.
На основании приказа N 204 территориальными отделами Управления изданы распоряжения о проведении внеплановых выездных проверок заявителей. По результатам проведенных проверок в действиях заявителей выявлены административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.3, 8.2 КоАП РФ.
Обращаясь с заявлением о признании приказа недействительным, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комаров А.Н., Общество с ограниченной ответственностью "Мясная Гатчинская Компания", Общество с ограниченной ответственностью "Константа" ссылаются на нарушение Роспотребнадзором требований Закона N 294-ФЗ и проведение проверки с превышением предоставленных госоргану полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 4,5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Правительства РФ.
Внеплановые проверки в отношении Заявителей проводились Управлением в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в рамках предоставленных полномочий.
Управление Роспотребнадзора осуществляет деятельность на территории Ленинградской области в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 689 и вправе, в силу п. 8.1 Положения, осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
-организовывать и проводить проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
-организовывать и проводить проверки соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта РФ в области ветеринарии относятся организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ
Согласно пункту 3 Порядка осуществления уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области регионального государственного ветеринарного надзора на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 29.01.2014 N 10, пункту 2.8 Положения об Управлении ветеринарии Ленинградской области, утвержденного постановления Правительства Ленинградской области от 13.09.2012 N 284, Управление ветеринарии осуществляет в пределах компетенции региональный государственный ветеринарный надзор на территории Ленинградской области.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, законодательно закреплены сферы деятельности Управления Роспотребнадзора Ленинградской области (в том числе - организовывать и проводить проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; организовывать и проводить проверки соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов) и Управления ветеринарии Ленинградской области (организация проведения на территории Ленинградской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, решение иных вопросов в области ветеринарии).
То обстоятельство, что заявители осуществляют деятельность в области разведения, убоя сельскохозяйственных животных, переработке мяса и указанная деятельность подлежит ветеринарному надзору, не исключает возможности проведения внеплановых проверок иными государственными органами, в том числе и органами Роспотребнадзора в пределах их компетенции.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что в соответствии с приказом N 204 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора изданы распоряжения о проведении внеплановых выездных проверок в отношении заявителей, задачами которых являются соблюдение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей, в частности, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", "О безопасности мяса и мясной продукции", "О безопасности упаковки", а также Санитарных правил и норм.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора подчеркнул, что проверки на соблюдение ветеринарных норм, в том числе проверки условий содержания животных, здоровья самих животных, Управлением не проводилось, Роспотребнадзором проверялись исключительно условия труда работников, производственное сырье, а также охрана окружающей среды на предприятиях, означенный довод подтверждается материалами административных дел.
Таким образом, Управлением Роспотребнадзора проверка проводилась в пределах предоставленной ему компетенции.
При таких обстоятельствах, ссылки апеллянта на положения Федерального закона "О ветеринарии" N 4979-1 и Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 отклоняется судом апелляционной инстанции.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый приказ не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Заявление Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Комарова А.Н., ООО "Мясная Гатчинская Компания" и ООО "Константа" правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2016 по делу N А56-78044/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78044/2015
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комаров А. Н., Глава КФХ Комаров А. Н., Глава КФХ Комаров А. Н., ООО "Мясная Гатчинская Компания", ООО "Константа" представитель Якубов Ш. М., ООО "Константа", ООО "Мясная Гатчинская Компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
Третье лицо: Прокуратура Ленинградской область, Управление ветеринарии Ленинградской области, ООО "Константа"
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16355/16
17.06.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15715/16
12.05.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12213/16
05.04.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-78044/15