г. Владивосток |
|
05 октября 2016 г. |
Дело N А51-17363/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-6133/2016
на решение от 08.07.2016
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-17363/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная торговая компания" (ИНН 2538146674, ОГРН 1112538003478, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.04.2011)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о признании незаконным отказа от 13.08.2015 в регистрации таможенного документа N 10702030/130815/0051367,
при участии:
от ООО "Дальневосточная торговая компания": представитель Матвеев А.Л. по доверенности от 27.02.2015 сроком на 3 года, паспорт:
от Владивостокской таможни: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная торговая компания" (далее - заявитель, общество, декларант, ООО "Дальневосточная торговая компания") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее - ответчик, таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения об отказе от 13.08.2015 в регистрации таможенного документа N 10702030/130815/0051367.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 18.01.2016 производство по делу N А51-17363/2015 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края по делу NА51-20517/2015.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2016 производство по делу N А51-17363/2015 возобновлено.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2016 заявленные обществом требования удовлетворены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.07.2016, таможня просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что решение об отказе от 13.08.2015 в регистрации ДТ принятое таможенным органом на основании "п.п.3 п.4 статьи 190 ТК ТС в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180-182 настоящего Кодекса, Решение ЕЭК N 30 от 21.04.2015". По мнению апеллянта ввоз товаров "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении" возможен лишь при предоставлении в таможенный орган лицензии или заключения (разрешительного документа).
Таможенный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем судебная коллегия с согласия представителя общества и на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанного лица.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возражает. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В августе 2015 года во исполнение контракта от 12.02.2014 N SLDFET2014 на территорию Таможенного союза в адрес общества ввезен, по мимо прочего, товар N 1 - шины пневматические резиновые, б/у пригодные для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению (не являются отходами), код ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 000 9.
В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом подана декларация на товары N 10702030/130815/0051367.
Согласно описи документов к ДТ N 10702030/130815/0051367 общество приложило, в том числе, экспертное заключение от 31.07.2015 N 040117/15.
Указанным заключением N 040117/15 от 31.07.2015, подготовленным экспертом ООО "Бюро экспертиз и оценки ПРОФЭКСПЕРТ" установлено, что шины, бывшие в употреблении, являющиеся товаром N 1 по спорной ДТ пригодны для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.
Ответчиком проведен таможенный досмотр товаров, заявленных в ДТ N 10702030/130815/0051367, в результате которого установлено, что товар N 1 представляет собой шины пневматические резиновые с видимыми следами эксплуатации в виде следов истирания, без камер, без флипперов, высота протектора шин более 5 мм, по результатам досмотра составлен акт таможенного досмотра N 10702030/160715/004543 от 15.07.2015.
Заявителем был сделан запрос в департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии о том, являются ли шины и покрышки пневматические резиновые, бывшие в употреблении, но по своим потребительским свойствам пригодные для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению, отходами либо не являются таковыми.
В письме департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии от 26.06.2015 N 13-548, в разделе 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, содержится товарная позиция - шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (коды 4012 20 0001, 4012 20 0009 ТН ВЭД ТС), в связи с чем данные товары по своим свойствам могут являться опасными отходами, однако, в случае, если шины и покрышки, бывшие в употреблении, не предполагаются к удалению, не утратили свои потребительские свойства и пригодны для дальнейшей эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению, то такие товары не являются опасными отходами.
Из справки органа по сертификации продукции "Промтест" от 21.12.2015 N 469-12/15 следует, что в соответствии с Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, продукция - шины пневматические резиновые бывшие в употреблении, но по своим потребительским свойствам пригодные для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению, код 4012 20 0009 ТН ВЭД ТС, не относятся к объектам обязательной сертификации в системе ГОСТ Р, не относятся к объектам, соответствие которых установленным требованиям осуществляется путем принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии, таким образом, подтверждением того, что шины пневматические резиновые бывшие в употреблении соответствуют установленным требованиям качества и безопасности, является заключение эксперта N 040117/15 от 31.07.2015.
Ввиду несоблюдения декларантом п.п. 3, 5 п. 4 ст. 190 ТК ТС - в графе 44 отсутствует разрешительный документ о не отнесении шин б/у к опасным отходам - должностным лицом таможенного органа принято решение от 13.08.2015 об отказе в регистрации таможенного документа N 10702030/130815/0051367.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, являющегося приложением N 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Положение), настоящее Положение определяет 5 порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Согласно пункту 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45.
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств - членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.
Согласно пункту 27 раздела 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (далее - Единый перечень товаров N 30), к категории опасных отходов отнесены "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении", которым соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200001, 4012200009 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе).
Примечанием к разделу 2.3 "Опасные отходы" разъяснено, что для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
С учетом положений Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, судом верно указано, что под отходами, в том числе для целей применения Положения, следует понимать ввозимые (вывозимые) товары, отвечающие следующей совокупности признаков: данные товары являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства либо потребления, утратили свои потребительские свойства и предназначены для удаления.
В связи с этим безусловное представление соответствующей лицензии при предъявлении к таможенному оформлению товара, перечисленного в разделе 2.3 Перечня товаров, без определения и подтверждения признаков данного товара, относящих его к отходам производства и потребления, неправомерно.
Отсутствие оснований для отнесения всех и любых ввозимых шин, бывших в употреблении, к опасным отходам по Решению N 30, следует и из письма Евразийской экономической комиссии от 26.06.2015 N 13-548 на запрос заявителя. Чтобы отнести шины, бывшие в употреблении, к товарам, при ввозе которых на таможенную территорию Российской Федерации в силу пункта 2.3 Перечня требуется представление лицензии (разрешения), необходимо в числе прочего определить, утратили ли такие товары потребительские свойства, пригодны ли они для дальнейшей эксплуатации
Таможня не учитывает, что ключевым моментом служит не только само наименование (код товарной номенклатуры), но и собственно отнесение (принадлежность) ввозимого товара к опасным отходам.
Как указано выше, согласно примечанию к рассматриваемому разделу 2.3 "Опасные отходы" для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенному органу для отнесения товара N 1 к опасным отходам необходимо было ориентироваться не только на код ТН ВЭД ТС товара, но и на описание, физические характеристики товара N 1.
Как следует из описания товара N 1, указанного в графе 31 ДТ N 10702030/130815/0051367, заявитель указал на цель ввоза товара - для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению, при этом приложил к пакету документов, поданных вместе со спорной ДТ, заключение эксперта в подтверждение обстоятельства возможности дальнейшего использования данного товара по прямому целевому назначению.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, с учетом заключения эксперта, принимая во внимание письмо Директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии от 26.06.2015 N 13-548, установив, что шины пневматические резиновые, ввезенные обществом, не утратили свои потребительские свойства и пригодны для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению, соответствуют требованиям ГОСТ Р 51709-2001, не являются "отходами", суд пришел к верному выводу об отсутствии в необходимости предоставления сведений, указанных в оспариваемом отказе.
При этом таможенным органом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, опровергающих данные выводы суда и подтверждающих правомерность предоставления документов, указанных с оспариваемом решении. Как установлено судом, таможней при рассмотрении представленных декларантом документов не исследовался вопрос о физических характеристиках спорного товара, цели ввоза, фактическом состоянии и пригодности его использования по назначению, не проводилась дополнительная проверка, не назначалась таможенная экспертиза в целях установления данных обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание основания вынесения оспариваемого ненормативного акта, суд правомерно удовлетворил заявление общества, признав незаконным решение таможни от 13.08.2015.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе таможенного органа.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2016 по делу N А51-17363/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17363/2015
Истец: ООО "Дальневосточная торговая компания"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ