г. Челябинск |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А07-9528/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Бабиной О.Е., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2016 по делу N А07-9528/2016 (судья Харисов А.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Крутовская Светлана Владимировна (доверенность N НЮ-46/92 от 22.07.2015),
общества с ограниченной ответственностью "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" - Савченкова Елизавета Николаевна (доверенность б/н от 31.12.2015).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ООО "ППЖТ", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 1 641 788 руб. 63 коп. платы за пользование вагонами (т. 1, л.д. 1-4).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 29 418 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.07.2016 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 29 418 руб. (т. 11, л.д. 81-99).
В апелляционной жалобе ООО "ППЖТ" просило решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т. 11, л.д. 105-112).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ППЖТ" ссылалось на то, что суд не применил норму п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30, а именно - не исследовал вопрос об отсутствии вины ответчика в возникшей задержке вагонов. Утверждает, что суд первой инстанции не выяснил обстоятельство о причине неприема вагонов - превышение заявленного количества вагонов, предусмотренного заявкой ГУ -12, то есть вине истца в возникшей задержке вагонов. Ссылается на то, что суд не выяснил обстоятельство о причине неприема вагонов - превышение количества одновременно подаваемых вагонов.
ОАО "РЖД" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор N 4/15 от 29.12.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ППЖТ" при станции Аллагуват Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" с учетом протокола разногласий (т.1, л.д. 9-34).
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по письменному уведомлению.
В соответствии с пунктом 6 договора приемосдатчик станции Аллагуват передает уведомление по телефону приемосдатчику владельца не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, с записью в книгу уведомлений.
В силу п. 7 договора сдаваемые вагоны на железнодорожный путь необщего пользования подаются локомотивом перевозчика на выставочные станционные пути N 1-10 Северного парка станции Аллагуват, дальнейшее продвижение и расстановка вагонов по местам погрузки и выгрузки производится локомотивом владельца.
В случае отсутствия возможности подачи вагонов локомотивом владельца, по отдельной письменной заявке, вагоны подаются на выставочный путь N 81 владельца локомотивом перевозчика, дальнейшие продвижение и расстановка вагонов по местам погрузки и выгрузки производится локомотивом владельца.
Согласно п. 8 договора количество вагонов, одновременно сдаваемых владельцу, устанавливается:
- не более 64 (4-х осных) вагонов-цистерн, весом не более 5 300 тонн на выставочные станционные пути N 1-10;
- не более 69 (4-х осных) вагонов-цистерн или 60 условных вагонов, весом не более 5 300 тонн на железнодорожный путь N 81 ООО "ППЖТ".
В случае одновременного прибытия в адрес владельца вагонов в количестве свыше установленного размера одновременной подачи невозможности из подачи по причинам, зависящим от владельца, вагоны зачисляются на ответственный простой владельца с оформлением Акта общей формы, что является основанием для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с п. 17.3 договора за время нахождения данных вагонов на путях общего пользования.
Согласно пункту 11 договора о готовности вагонов к уборке приемосдатчик владельца передает письменное уведомление приемосдатчику станции Аллагуват под роспись.
В соответствии с пунктом 12 договора готовые к уборке вагоны принимаются перевозчиком на выставочные станционные пути в течение 6 часов с момента получения письменного уведомления от владельца о готовности их к уборке.
Согласно пункту 14 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона, который составляет 14, 1 час. Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей и уборкой вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой с этих мест локомотивом владельца составляет 5,0 час.
Положениями п. 17.3.2 стороны предусмотрели обязанность ответчика производить плату за пользование вагонами, принадлежащими истцу или иным юридическим и физическим лицам, в размере 50% от платы, предусмотренной в Приложении N 1 к договору:
- за время ожидания подачи или приема вагонов (контейнеров) по причинам, зависящим от владельца;
- за время задержки вагонов (контейнеров) в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Приложением N 1 к договору согласованы расчетные размеры платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД" (т. 1 л.д. 16-19).
Из протокола согласования договорной цены на оказание услуг по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов (Приложение N 2 к договору), следует, что плата за пользование железнодорожного пути необщего пользования, при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов предусмотренная пунктом 17 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов определяется в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056 "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД" при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов" по ставке утвержденной правлением ОАО "РЖД" 15.12.2014 N 42 в размере 2 812 руб. за км. в сутки.
Начисление платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" производится ежесуточно, за развернутую длину 2,060 км в сумме 5 792 руб. 72 коп. без учета НДС (т. 1 л.д. 20).
Сторонами подписаны протокол разногласий и протокол согласования разногласий к договору от 29.12.2014 N 4/15 (от 06.03.2015, от 13.04.2015; т. 1 л.д. 21-34).
В подтверждение заявленных исковых требований истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов N 022581, N 022580, N 022579, N 022578, N 022577, N 022576, N 022582.
По ведомости подачи и уборки вагонов N 022581 (т. 1, л.д. 38-40).
02.05.2015 в 17 час. 30 мин. мск. вр. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны N N 51088045, 50695386, 50927987, 51054740, 51519353, 50694983, 50909662, 50997162, 50904440, 51405314, 51402709, 50708239, 50920933, 51222586, 51192169, 51230498, 50716141, 50710946, 53985909, 50940741, 50922442, 51226868, 50903632, 50908540, 51489508, 50710557, 51499622, 50707835, 53931820, 50717370, 51788008, 53988887, 53944039, 50112135, 53992061, 51481109, 50724186, 50705151 (акт общей формы N 1/81) (т., 1 л.д. 43-45).
В связи с невозможностью подачи вагонов ответчику по вине последнего, они простаивали на путях общего пользования с 02.05.2015 в 17 час. 30 мин. мск. вр. по 06.05.2015 до 12 час. 05 мин. мск. вр. Время задержки каждого вагона составило 90 час. 35 мин. (акт общей формы N 1/86 - т. 1, л.д. 47-49).
Размер платы составил 5 184 руб. 70 коп. за один вагон 4-х остный вагон * 38 вагонов = 197 018 руб. 60 коп., без учета НДС, расчет произведен в ведомости подачи и уборки вагонов (т.1, л.д. 42).
По ведомости подачи и уборки вагонов N 022580 (т. 1, л.д.69-71).
08.05.2015 в 06 час. 55 мин. мск. вр. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны N N 50108216, 50112507, 50110022, 50113505, 50122365, 50122282, 50107044,51462943, 51603892, 53944484, 50708965, 50714914, 50935816, 53969804,51575108, 50906411, 51474310, 50696848, 50931930, 51420289, 50385855,50985241, 51406965, 51534980, 50903509, 50708015, 51499416, 50483429,51489326, 53943957, 51482966, 50910900, 53930905, 50925684, 51498889,51519239, 50930239, 50920743, 50943489, 51768729, 50900943, 50990571,50906932, 50689538, 51071363, 53985529, 50991850, 51425189, 50940444,50906429, 50377662, 51425270, 50377985, 50900364 (акт общей формы N 1/88 - т. 1, л.д. 74-76).
В связи с невозможностью подачи вагонов ответчику (по вине ответчика), они простаивали на путях общего пользования с 08.05.2015 в 06 час. 55 мин. мск. вр. по 09.05.2015 года до 11 час. 45 мин. мск. вр. время задержки каждого вагона составило 28 час. 50 мин. (акт общей формы N 1/89 - т. 1, л.д. 78-80).
Материалы дела содержат разногласия к указанным актам общей формы N 1/88, 1/89 (т. 1, л.д.77,81).
Размер платы составил 930,10 руб. за один вагон 4-х остный вагон * 54 вагонов = 50225 руб. 40 коп. без учёта НДС, расчёт произведён в ведомости подачи и уборки вагонов (т. 1, л.д.73).
По ведомости подачи и уборки вагонов N 022579 (т. 1, л.д. 97-99).
27.04.2015 года в 22 час. 15 мин. мск. вр. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны N N 51550002, 51462810, 51603231, 51459840, '51459915, 51222438, 50655026, 50707975, 50931179, 50900026, 51574911, 50709047, 51051290, 51051894, 51603041, 53922712, 51788602, 51519312, 50922582, 50920412, 50921253, 51414639, 51071157, 51164861, 51594927, 53989729, 51606945, 51414068, 53925012, 53943510, 50696202, 51596849, 50483262, 51195139, 51788560, 50925817, 50902964, 51222479, 50715085, 51073328, 51406833, 51788636, 50711456, 50921170, 51489656, 51533545, 57021347, 51594935 (акт общей формы N 1/66 - т. 1, л.д. 102-104).
В связи с невозможностью подачи вагонов ответчику (по вине ответчика), они простаивали на путях общего пользования с 27.04.2015 года в 22 час. 15 мин. мск. вр. по 05.05.2015 года до 00 час. 05 мин. мск. вр. время задержки каждого вагона составило 169 час. 50 мин. (акт общей формы N 1/82 - т. 1, л.д.106-108).
Размер платы составил 11224 руб. 30 коп. за один вагон 4-х остный вагон *52 вагонов = 583663 руб. 60 коп. без учёта НДС, расчёт произведён в ведомости подачи и уборки вагонов (т. 1, л.д. 101).
По ведомости подачи и уборки вагонов N 022578 (т. 1, л.д. 127-129).
12.05.2015 года в 17 час. 00 мин. мск. вр. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны N N 53994257, 51482115, 51431641, 50928449, 51249712, 57142119, 51482131, 50902238, 50708353, 51405348, 50710714, 51055028,50941442, 51396166, 50710532, 53943478, 50911122, 51591642, 51410165, 50049311, 50696467, 51172443, 50106053, 50765445, 51073690, 50483304, 50711829, 51489409, 50713437, 51410702, 51406452, 51188316, 50986504, 50934330, 50900893, 50694272, 50940220, 50695824, 51469823, 50743673, 50695113, 51424513, 50932151, 51474534 (акт общей формы N 1/93 - т.1, л.д. 132-134).
В связи с невозможностью подачи вагонов ответчику (по вине ответчика), они простаивали на путях общего пользования с 12.05.2015 в 17 час. 00 мин. мск. вр. по 18.05.2015 года до 16 час. 10 мин. мск. вр. время задержки каждого вагона составило 143 час. 10 мин. (акт общей формы N 1/96 - т. 1, л.д. 136-138).
Материалы дела содержат разногласия к указанным актам общей формы N 1/93, 1/96 (т. 1, л.д.135,139).
Размер платы составил 9160 руб. 10 коп. за один вагон 4-х остный вагон * 44 вагонов = 403044 руб. 40 коп. без учёта НДС, расчёт произведён в ведомости подачи и уборки вагонов (т. 1, л.д. 131).
По ведомости подачи и уборки вагонов N 022577 (т. 2, л.д.5-8).
28.04.2015 года в 01 час. 30 мин. мск. вр. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны 51084572, 50107101, 52032273, 51084622, 51063287, 75031476, 50112218, 50143619, 51131993, 50108026, 51895415, 51535243, 51076958, 53975959, 53935730, 51589166, 51566123, 51535128, 50771062, 50115419, 50593979, 50112663, 51258796,53997623, 50765254, 51171148, 50138221, 53976122, 51259992, 51264596, 51171643, 50775758, 53934758, 51171288, 51171304, 50775725, 51913192, 53976627, 51260198, 50775667, 50762665, 50775816, 51896645, 53934089, 53976502, 51732006, 57311284, 50775634, 50741776, 50107960, 51081305, 51173664, 51171155, 50765122, 50107820, 50765619, 51607026, 50143650, 53974549, 50594407, 50134907, 50110006, 51566222, 57267130, 50765320, 50765049, 50770981, 51172906, 50111848 (акт общей формы N 1/67 - т.2, л.д.11-13).
В связи с невозможностью подачи вагонов ответчику (по вине ответчика), они простаивали на путях общего пользования с 28.04.2015 в 01 час. 30 мин. мск. вр. по 28.04.2015 года до 23 час. 35 мин. мск. вр. время задержки каждого вагона составило 22 час. 05 мин. (акт общей формы N 1/76 - т. 2, л.д. 15-18).
Размер платы составил 619 руб. 20 коп. за один вагон 4-х остный вагон * 69 вагонов = 42724 руб. 80 коп. без учёта НДС, расчёт произведён в ведомости подачи и уборки вагонов (т.2, л.д.10).
По ведомости подачи и уборки вагонов N 022576 (т. 2, л.д. 56-59).
28.04.2015 года в 16 час. 20 мин. мск. вр. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны N N 51550358. 50710573, 50377902, 53985651, 51071330, 50739184, 50672245, 50694827, 51482560, 51402857, 50986504, 50934330, 52410867, 52590072, 52576865, 50714773, 51191567, 50916907, 50483304, 50711829, 51489409, 50713437, 51410702, 51406452, 51188316, 50900893, 50694272, 52459658, 52533999, 52533593, 52588688, 52584166, 52589462, 50762368, 52589470, 50765338, 50775766, 51606887, 57423923, 52030863, 51263119, 54597786, 51084440, 51731768, 51087641, 51086577, 51173433, 50106053, 51172559, 53934840, 50136159, 50141282, 54598446, 51237550, 51424091, 50108851, 51172088, 50764653, 50741917, 51732022, 51173714, 50770957, 51591337, 50920784, 51171510, 51172518, 50058452 (акт общей формы N 1/74 - т. 2, л.д.62-65).
В связи с невозможностью подачи вагонов ответчику (по вине ответчика), они простаивали на путях общего пользования с 28.04.2015 в 16 час. 20 мин. мск. вр. по 29.04.2015 года до 04 час. 50 мин. мск. вр. время задержки каждого вагона составило 12 час. 30 мин. (акт общей формы N 1/78 - т. 2, л.д.67-70).
Размер платы составил 365,90 руб. за один вагон 4-х остный вагон * 57 вагонов = 20856 руб. 30 коп. без учёта НДС, расчёт произведён в ведомости подачи и уборки вагонов.
Размер платы составил 309 руб. 40 коп. за один вагон 4-х остный вагон * 10 вагонов = 3094 руб. без учёта НДС, расчёт произведён в ведомости подачи
и уборки вагонов. Итого размер платы составил 20856 руб. 30 коп. + 3094 руб. = 23950 руб. 30 коп. (т. 2, л.д.61)
По ведомости подачи и уборки вагонов N 022582 (т. 3, л.д. 1-3). 05.05.2015 года в 19 час. 25 мин. мск. вр. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны NN 51280386, 53943916, 50483106, 50908532, 50926120, 51455079, 53931044, 50690080, 51534212, 50711837, 50709021, 53985727, 50696228, 51077097, 50724442, 50705813, 51404879, 53931937, 51448736, 51395887, 51432235, 53924924, 57257974, 53989125, 50706241, 51518603, 51070134, 50907104,50904523, 51788677, 50907625, 50905223, 51909208, 51603090, 51455814, 51474047, 50715549, 50710474, 50900273, 50932144, 50902410, 50689835, 50910462, 50716158, 50740257, 57021073, 70723275, 51498822, 50999911, 50724251, 50684307, 51499465 (акт общей формы N 1/85 - т. 3, л.д. 6-8).
В связи с невозможностью подачи вагонов ответчику (по вине ответчика), они простаивали на путях общего пользования с 05.05.2015 в 19 час. 25 мин. мск. вр. по 07.05.2015 до 16 час. 00 мин. мск. вр. время задержки каждого вагона составило 44 час. 35 мин. (акт общей формы N 1/87 - т. 3, л.д. 10-12).
Материалы дела содержат разногласия к указанным актам общей формы N 1/58, 1/87 (т. 2, л.д.9, 13).
Размер платы составил 1744 руб. 60 коп. за один вагон 4-х остный вагон * 52 вагонов = 90719 руб. 20 коп. без учёта НДС, расчёт произведён в ведомости подачи и уборки вагонов (т. 3, л.д. 5).
Всего по всем ведомостям на подачу и уборку вагонов и актам общей формы истцом начислена плата в размере 1 641 788 руб. 63 коп. с учетом НДС.
Поскольку ответчиком допущена задержка приема вагонов, в связи с чем они простаивали на путях общего пользования, истцом выставлена ответчику плата за пользование вагонами в размере 1 641 788 руб. 63 коп.
Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что факт простоя вагонов на станции назначения подтверждается материалами дела, доказательства внесения ответчиком платы за простой вагонов отсутствуют.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 31 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) предусмотрено, что за время простоя вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки по не зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры обстоятельствам грузоотправителем, грузополучателем вносится плата за пользование вагонами, контейнерами по договору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае задержки переадресовки грузов по вине перевозчика плата за пользование вагонами, контейнерами не вносится.
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Исключением является плата за пользование вагонами, контейнерами, которая не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в местах необщего пользования.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, для разрешения вопроса о правомерности начисления платы значение имеет факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов на пути необщего пользования и нарушение сроков доставки.
Пунктом 14 договора N 4/15 стороны установили технологический срок оборота вагонов 14,1 часа.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, представлены акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов.
Поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя на пути общего пользования вагонов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Произведенный истцом расчет платы, за время нахождения вагонов, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Довод ответчика о том, что суд не применил норму п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30, а именно - не исследовал вопрос об отсутствии вины ответчика в возникшей задержке вагонов является несостоятельным, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие вину истца в нарушении порядка доставки ответчику не принадлежащих перевозчику вагонов.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о превышении заявленного количества вагонов, предусмотренного заявкой ГУ-12, является несостоятельной.
Превышение необходимого количества порожних вагонов, направленных в адрес ответчика, это правоотношения между грузоотправителем и грузополучателем, так как истец выполнял обязательства по договору перевозки грузов в рамках ст. 785 ГК РФ.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2016 по делу N А07-9528/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9528/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога
Ответчик: ООО "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта"