г. Москва |
|
03 октября 2016 г. |
Дело N А40-34722/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, Н.В. Лаврецкой
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 мая 2016 года
по делу N А40-34722/16, принятое судьей В.Н.Семушкиной,
по иску Закрытого акционерного общества "РН-Транс"
(ОГРН: 1026303117092; 446207, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, д. 11)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107144, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2)
о взыскании неустойки
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: Михеева Я.С. (по доверенности от 11.01.2016)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД, ответчик) взыскании 860 944 рублей 48 копеек пени за просрочку доставки грузов.
Исковые требования заявлены на основании статей 309, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и мотивированы нарушением сроков доставки грузов, переданных к перевозке, в связи с чем начислены пени в размере 9% платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истцом заявлено об уменьшении суммы иска до 843 368 рублей 03 копеек. Ходатайство удовлетворено судом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.05.2016 заявленные требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца судов взыскано 589 657 рублей 62 копейки пени, а также 19 847 рублей 36 копеек расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 03.10.2016.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в разбирательстве не направил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, заслушав представителя ответчика, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2016 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, истцом в марте - сентябре 2015 года на основании транспортных железнодорожных накладных: ЭЫ435992, ЭЫ389588, ЭЫ421530, ЭЫ421614, ЭЫ450373, ЭЫ527596, ЭЫ558790, ЭЫ903307, ЭЫ903346, ЭЬ285520, ЭЬ367337, ЭЬ586022, ЭЬ585839, ЭЬ188731, ЭЬ188969, ЭЬ161618, ЭЬ161511, ЭВ665845, ЭВ724102, ЭВ148772, ЭВ200737, ЭВ200845, ЭВ274717, ЭВ265243, ЭВ265119, ЭВ363052, ЭД030323, ЭЕ701519 со станции Стенькино - 2 были направлены груженые вагоны.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан доставлять груз по назначению в установленный срок. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными ответчиком и выданными истцу транспортными железнодорожными накладными, имеющимся в материалах дела. Истец (грузоотправитель) в полном объеме уплатил ответчику (перевозчику) провозную плата за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в накладных.
Из приложенных к иску транспортных железнодорожных накладных следует, что грузовые вагоны-цистерны прибывали на железнодорожную станцию назначения с просрочкой срока доставки, что подтверждается календарным штемпелем, проставленным в транспортных железнодорожных накладных в графе "Прибытие на станцию назначения". Номера вагонов цистерн, номера транспортных железнодорожных накладных, железнодорожные станции отправления, железнодорожная станция назначения, расчетные и фактические сроки прибытия вагонов на станции назначения, количество дней просрочки по каждой транспортной железнодорожной накладной, плата за перевозку по каждой транспортной железнодорожной накладной, расчет суммы пени по каждой транспортной железнодорожной накладной приведен в расчете к иску.
Из железнодорожных накладных N ЭУ627386 от 15.10.2014, N ЭУ644162 от 15.10.2014, N ЭФ 906833 от 10.11.2014 следует:
а) маршрут отправления груза - отправительский прямой;
б) расстояние между станцией отправления и станцией назначения 4 315 км.
Следовательно, груз ОАО "РЖД" должно было доставить в течение 8 суток. Указанный срок увеличивается на 2 суток, отводимые на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (п. 5.1 приказа N 27).
Таким образом, общий срок доставки груза составляет 10 суток. Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 ч. дня, следующего за днем документального оформления груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления" (п. 2 приказа N 27).
В адрес ТЦФТО Ответчика в соответствии с Приказом ОАО "РЖД" от 06.06.2005 N 84 были направлены претензии: N РНТ/1342-Р от 16.04.2015 на сумму 529 108 рублей, на претензию получен ответ N Юпр-15/1942 от 20.01.2015 об оставлении претензии без рассмотрения; N РНТ/1611-Р от 15.05.2015 на сумму 109 985 рублей, на претензию получен ответ N ТЦФТО/МЮ-15/597 от 07.07.2015 об оставлении претензии без рассмотрения; N РНТ/2161-Р от 03.07.2015 на сумму 33 447 рублей, на претензию получен ответ N ТЦФТО/МЮ-15/973 от 25.08.2015 об оставлении претензии без рассмотрения; N РНТ/0054-РЯ-2015 от 08.10.2015 на сумму 65 646 рублей, на претензию получен ответ от 25.11.2015 об оставлении претензии без рассмотрения; N РНТ/0055-РЯ-2015 от 08.10.2015 на сумму 165 907 рублей, на претензию получен ответ от 03.12.2015 об оставлении претензии без рассмотрения; N РНТ-0333-Р от 20.11.2015 на сумму 543 906 рублей 95 копеек, на претензию получен ответ от 17.12.2015 об оставлении претензии без рассмотрения.
Таким образом, всего за данный период ответчику было предъявлено претензий на общую сумму 1 447 999 рублей 95 копеек. В качестве основания оставления претензий без рассмотрения ответчик указал, что в нарушение статей 120 и 123 Устава железнодорожного транспорта истец не приложил документы, подтверждающие прием электронных накладных, по электронному сообщению от ОАО "РЖД и нарушил срок предъявления претензии 45 дней со дня выдачи груза.
Представленный истцом расчет срока доставки грузов производился в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта и Правилами N 27, проверен судами и признан правомерным.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Согласно пункту 2 Правил N 27, нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
В соответствии со статьей 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Правила исчисления сроков предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки увеличиваются на все время задержки, в частности согласно пункту 6.7 Правил N 27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 1.4.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 лист железнодорожной накладной, в которой указывается срок доставки груза, заполняется перевозчиком.
Согласно пункту 1.10 Правил заполнения перевозочных документов графы, обведенные рамками в листах накладной на бланках, заполняются перевозчиком.
Именно такой графой является графа "срок доставки истекает".
В пункте 3.2 Правил заполнения перевозочных документов указывается, что перевозчиком в строке "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза.
Таким образом, сам ответчик, руководствуясь Правилами исчисления сроков доставки грузов, исчислил срок доставки груза по указанным железнодорожным накладным и в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов указал этот срок в накладных.
Срок доставки груза исчисляется сотрудником ОАО "РЖД", который при расчете тарифа и сроков доставки груза не может не знать, каким маршрутом будет отправлен вагон, а также какой груз будет перевозиться.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленные в дело железнодорожные накладные, свидетельствуют о том, что грузоотправителем и перевозчиком сроки доставки грузов согласованы, следовательно, перевозчик обязан соблюдать срок, указанный в договорах.
Согласно прилагаемому расчету размер пени составляет 842 368 рублей 03 копейки.
Просрочка доставки каждого вагонов ответчиком был допущена от 1 до 6 суток.
Пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно разъяснениям пункта 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.2010 N 37 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительного увеличенного на соответствующее количество суток. При этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Исходя из вышесказанного, суд правомерно пришёл к выводу о неисполнении обязательства ответчиком перед истцом и взысканию пени согласно расчету истца.
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Истец просил взыскать пени на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта составляющей 9 процентов платы за перевозку груза за каждый день просрочки. Судом установлено, что размер подлежащей уплате ответчиком неустойки значительно превышает размер учетной ставки ЦБ РФ, существующей в период действия договора, что свидетельствует о ее явной несоразмерности последствиям нарушения ответчиком обязательств. Указанное обстоятельство в силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ является основанием для снижения неустойки.
Суд первой инстанции, учитывая обстоятельства настоящего дела, количество дней просрочки в доставке груза, размер возможных убытков в связи с несвоевременной доставкой, обоснованно посчитал возможным снизить сумму неустойки до 589 657 рублей 62 копеек.
Ссылка ответчика на необоснованное неприменение пункта 6.6 Правил исчисления срока доставки груза отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Пунктом 6.6. Правил исчисления сроков доставки грузов сроки доставки грузов железнодорожным транспортом увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
В соответствии с пунктом 6.7 Правил о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Положениями статей 39, 119 УЖТ и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку/погрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Ответчиком в материалы дела не представлены указанные акты общей формы.
Таким образом, факт задержки вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, документально не подтвержден.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда от 30.05.2016 по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина в соответствии со статьей 110 АПК РФ по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2016 года по делу N А40-34722/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "РЖД" (ОГРН: 1037739877295; 107144, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34722/2016
Истец: АО "РН-ТРАНС", АО филиал "РН-Транс", ЗАО "РН-Транс"
Ответчик: ОАО "РЖД"