5 октября 2016 г. |
Дело N А78-5276/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 октября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Глобал Импорт" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2016 года по делу N А78-5098/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Глобал Импорт" (ОГРН 1112468036240, ИНН 2460230960; место нахождения: г. Красноярск, ул. Молокова, д. 37а, пом. 93) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497; место нахождения: г. Чита, ул. Чкалова, д. 129) о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, выраженного в письме от 19 февраля 2016 года N 17-27/03243, и об обязании устранить допущенные нарушения,
(суд первой инстанции: Перевалова Е.А.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ООО "Глобал Импорт": не было (извещено);
от Читинской таможни: Бухвалова Оксана Владимировна, доверенность от 9 ноября 2015 года N 01-62/20788; Глотова Екатерина Александровна, доверенность от 18 апреля 2016 года N 01-63/07528
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобал Импорт" (далее - ООО "Глобал Импорт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Читинской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10612062/301115/0004113, N 10612062/301115/0004117 и N 10612062/021215/0004169 в сумме 134 738,66 рублей, выраженного в письме от 19 февраля 2016 года N 17-27/03243, и об обязании осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
15 июля 2016 года от ООО "Глобал Импорт" поступило ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), в соответствии с которым Общество просило признать незаконным отказ таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10612062/301115/0004113 и N 10612062/301115/0004117 в сумме 94 883,11 рублей, выраженный в письме от 19 февраля 2016 года N 17-27/03243, и об обязании осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей (т. 4, л.д. 88).
Уточнение принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2016 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей является законным, поскольку Обществом при обращении в таможенный орган не были представлены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Глобал Импорт" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции Общество указывает, что суд первой инстанции не дал оценку доводу о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки.
По мнению Общества, оно документально обосновало правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных средств, поскольку приложило все имеющиеся у него документы, подтверждающие право на возврат таких сумм (копии спорных деклараций, документы, подтверждающие таможенную стоимость товара, заявленную декларантом изначально (инвойсы, упаковочные листы, контракт и спецификация к нему), банковские документы, подтверждающие оплату товаров, платежные поручения, подтверждающие уплату таможенных платежей, и другие документы).
Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, письмо таможни от 19 февраля 2016 года N 17-27/03243 не содержит ссылок на предусмотренные частью 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) основания для отказа в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей. Кроме того, названное письмо не содержит ссылок на нормы права, в соответствии с которыми установлено, что одним из документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов), является форма корректировки таможенной стоимости (далее - КТС).
ООО "Глобал Импорт" считает также, что оно не имело возможности представить в таможню заполненные бланки КТС, так как таможенным органом не были приняты решения о корректировке таможенной стоимости, которые бы повлекли уменьшение суммы уплаченных (взысканных) платежей.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу таможня выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Глобал Импорт" извещено надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200202328420 и возвращенным почтовым конвертом N 67200202328406, а также отчетом о публикации 6 сентября 2016 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судом Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей Читинской таможни, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Глобал Импорт" зарегистрировано в качестве юридического лица 20 июня 2011 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1112468036240, о чем выдано свидетельство серии 24 N 005735046 (т. 1, л.д. 23).
30 ноября 2015 года в рамках исполнения внешнеторгового контракта N JY-2015-01 от 19 ноября 2016 года, заключенного между ООО "Глобал Импорт" (Россия) и "MANZHOULI JIAYE TRADE CO., LTD" (Китай) (т. 1, л.д. 119-126), на Забайкальский таможенный пост Читинской таможни Обществом задекларированы товары по следующим ДТ:
1) N 10612062/301115/0004113:
- товар N 1 "мандарины свежие ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ботаническое название "citrus reticulata", урожай 2015 года, выращены в КНР...", код товара 0805205000 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 13 023 кг, таможенная стоимость 581 199,58 рублей;
- товар N 2 "яблоки свежие ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ботаническое название "malus pumila", урожай 2015 года, выращены в КНР...", код товара 0808108006 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто 4 523 кг, таможенная стоимость 216 172,10 рубля;
- товар N 3 "помело свежие ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ботаническое название "citrus maxima", урожай 2015 года, выращены в КНР..", код товара 0805400000 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто 1 143 кг, таможенная стоимость 42 508,33 рублей;
2) N 10612062/301115/0004117:
- товар N 1 "мандарины свежие, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ботаническое название "citrus reticulata, урожай 2015 года, выращены в КНР...", код товара 0805205000 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 4 963 кг, таможенная стоимость 221 438,29 рублей;
- товар N 2 "яблоки свежие, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ботаническое название "malus pumila", урожай 2015 года, выращены в КНР...", код товара 0808108006 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто 4 595 кг, таможенная стоимость 219 556,74 рублей;
- товар N 3 "помело свежие, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ботаническое название "citrus maxima", урожай 2015 года, выращены в КНР...", код товара 0805400000 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто 10 000 кг, таможенная стоимость 371 802,55 рублей.
При декларировании таможенная стоимость товаров была определена и заявлена Обществом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, исходя из стоимости товара, указанной в инвойсах N 0001 от 26 ноября 2015 года по ДТ N 10612062/301115/0004113 (т. 1, л.д. 133-134) и N 0002 от 27 ноября 2015 года по ДТ N 10612062/301115/0004117 (т. 1, л.д. 148-149).
В связи с тем, что в ходе проверки были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, 1 декабря 2015 года таможенным органом были приняты решения о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10612062/301115/0004113 (т. 3, л.д. 76-79) и N 10612062/301115/0004117 (т. 3, л.д. 147-148).
В ходе дополнительной проверки Обществом было представлено пояснение о том, что дополнительно запрошенные документы оно представить не имеет возможности, согласно на окончательную корректировку (т. 3, л.д. 120).
1 декабря 2015 года таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10612062/301115/0004113 (т. 3, л.д. 41-44) и N 10612062/301115/0004117 (т. 3, л.д. 142-144), которыми таможенная стоимость товаров N 1 и N 3 названных ДТ определена по цене сделки с однородными товарами в соответствии со статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение об определении таможенной стоимости), товара N 2 - резервным методом в соответствии со статьей 10 Соглашения об определении таможенной стоимости.
В связи с принятием таможней решений о корректировке таможенной стоимости товаров ООО "Глобал Импорт" дало согласие определить скорректированную таможенную стоимость товаров и заполнило бланки корректировки декларации на товары (КТС) и декларации таможенной стоимости (ДТС-2) в соответствии с произведенными таможенным органом расчетами.
Доначисленные таможенные платежи составили: по ДТ N 10612062/301115/0004113 - 38 993,97 рублей; по ДТ N 10612062/301115/0004117 - 55 889,14 рублей.
27 января 2016 года в таможню поступило заявление ООО "Глобал Импорт" о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, в том числе, по ДТ N 10612062/301115/0004113 и N 10612062/301115/0004117 (т. 2, л.д. 112).
Письмом от 19 февраля 2016 года N 17-24/03243 "О направлении информации по возврату денежных средств" таможенный орган отказал Обществу в возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, указав на необходимость представления документов, подтверждающих излишнюю уплату или излишнее взыскание сумм таможенных пошлин, налогов (т. 1, л.д. 39-40).
Посчитав, что отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей по ДТ N 10612062/301115/0004113 и N 10612062/301115/0004117, выраженный в письме от 19 февраля 2016 года N 17-24/03243, является незаконным, ООО "Глобал Импорт" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования ООО "Глобал Импорт" могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого отказа таможни закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Общества таким решением таможенного органа.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК Таможенного союза) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК Таможенного союза).
Согласно статье 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться, в том числе, документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (пункт 3 части 2).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4).
При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (часть 5).
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что по смыслу положений пункта 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК Таможенного союза, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Вместе с тем, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
В свою очередь, пунктом 2 статьи 191 ТК Таможенного союза предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
В развитие приведенной нормы решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанных в декларации на товары (далее - Порядок N 289), разделом IV которого установлены особенности внесение соответствующих изменений и (или) дополнений после выпуска товаров по инициативе декларанта.
Этим же решением утверждена Инструкция по заполнению формы корректировки декларации на товары (далее - Инструкция).
Согласно пункту 12 Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.
Обращение и документы, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.
Обращение не представляется в случаях, предусмотренных абзацами вторым, пятым и шестым подпункта "б" пункта 11 настоящего Порядка. При этом декларантом представляются надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары (далее - КДТ), ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Пунктом 13 Порядка N 289 предусмотрено, что обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 289 к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.
В случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений исключительно в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом, представление КДТ и ее электронной копии не требуется.
Согласно пункту 15 Порядка N 289 в случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС при корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном ТК Таможенного союза.
В случае если в ходе проверки документов, представленных в виде электронных документов, выявлена необходимость представления на бумажных носителях документов, подтверждающих изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, декларанту направляется требование о представлении таких документов с использованием информационных систем таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 17 Порядка N 289).
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 ТК Таможенного союза;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11-15 настоящего Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Согласно пункту 19 Порядка N 289 при отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств-членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС.
Пунктом 10 Инструкции определены особенности заполнения граф 12 "Общая таможенная стоимость", 45 "Таможенная стоимость", 47 "Исчисление платежей" и В "Подробности подсчета" КДТ.
В частности, в первом подразделе графы 12 "Общая таможенная стоимость" указывается цифровыми символами в валюте государства - члена Евразийского экономического союза, в таможенный орган которого подается КДТ, общая таможенная стоимость товаров как сумма величин, указанных в первом подразделе графы 45 КДТ1 и КДТ2, и величин, указанных в графе 45 основного и добавочных листов ДТ, по товарам, таможенная стоимость которых не изменялась.
Во втором подразделе графы проставляется значение таможенной стоимости товаров, указанное:
в графе 12 ДТ, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения о таможенной стоимости товаров производится впервые;
в первом подразделе графы 12 предыдущей КДТ, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения о таможенной стоимости товаров производилось ранее.
В случае если сведения о таможенной стоимости не изменяются и (или) не дополняются, второй подраздел графы 12 КДТ не заполняется.
В первом подразделе графы 45 "Таможенная стоимость" указывается цифровыми символами величина таможенной стоимости товара, определяемая в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (с учетом вносимых изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ), в валюте государства - члена Евразийского экономического союза, в таможенный орган которого подается КДТ.
Во втором подразделе графы указывается цифровыми символами величина таможенной стоимости товара в валюте государства - члена Евразийского экономического союза, в таможенный орган которого подается КДТ, указанная:
в графе 45 ДТ, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения о таможенной стоимости товара производится впервые;
в первом подразделе графы 45 предыдущей КДТ, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения о таможенной стоимости товара производилось ранее.
При заполнении графы В "Подробности подсчета" в случае если в связи с внесением изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, таможенный, иной платеж подлежит возврату (в колонке "Изменение" указана величина со знаком минус "-"), в колонке "Номер и дата платежного поручения" отражаются сведения о подлежащей возврату сумме таможенного, иного платежа в разрезе платежных документов, в соответствии с которыми произведена уплата (взыскание) платежа, подлежащего возврату. При этом в элементе 2 колонки "Номер и дата платежного поручения" сумма уплаченного таможенного, иного платежа указывается со знаком минус "-".
Из приведенных норм ТК Таможенного союза и Порядка N 289 следует, что возврат таможенных платежей, налогов производится при условии представления декларантом (плательщиком) документов, подтверждающих совершение им действий по изменению (корректировке) соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Ранее уже отмечалось, что 1 декабря 2015 года таможенным органом были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10612062/301115/0004113 (т. 3, л.д. 41-44) и N 10612062/301115/0004117 (т. 3, л.д. 142-144), которыми таможенная стоимость товаров N 1 и N 3 названных деклараций определена по цене сделки с однородными товарами в соответствии со статьей 7 Соглашения об определении таможенной стоимости, таможенная стоимость товара N 2 - резервным методом в соответствии со статьей 10 названного Соглашения.
В этот же день товары, ввезенные и задекларированные по ДТ N 10612062/301115/0004113 и N 10612062/301115/0004117, были выпущены таможенным органом.
При этом решения от 1 декабря 2015 года о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10612062/301115/0004113 и N 10612062/301115/0004117, в порядке ведомственного контроля таможенным органом не отменялись, в административном или судебном порядке Обществом не оспаривались.
С заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10612062/301115/0004113 и N 10612062/301115/0004117, с приложением заполненных форм КДТ и ДТС, ООО "Глобал Импорт" в таможенный орган не обращалось.
По собственной инициативе в порядке, предусмотренном пунктами 21-26 Порядка N 289, таможня соответствующее решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, не принимала.
Названные обстоятельства Обществом по существу не оспариваются.
27 января 2016 года ООО "Глобал Импорт" обратилось в таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, в том числе по ДТ N 10612062/301115/0004113 и ДТ N 10612062/301115/0004117 (т. 2, л.д. 112).
Письмом от 19 февраля 2016 года N 17-24/03243 "О направлении информации по возврату денежных средств" таможней отказано Обществу в возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей (т. 1, л.д. 39-40).
Однако фактически названным письмом таможенный орган возвратил заявление ООО "Глобал Импорт" без рассмотрения в соответствии с частью 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, а не рассматривал такое заявление по существу.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, в оспариваемом письме таможенный орган, ссылаясь именно на положения части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, указал на непредставление документов, подтверждающих излишнюю уплату или излишнее взыскание сумм таможенных пошлин, налогов, в том числе отметил, что КДТ по ДТ N 10612062/301115/0004113 и N 10612062/301115/0004117, отражающие изменение таможенной стоимости и таможенных платежей, не оформлялись.
В этой связи у таможни отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ N 10612062/301115/0004113 и N 10612062/301115/0004117.
При этом Обществу было разъяснено, что оно вправе повторно обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, с предоставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Относительно довода ООО "Глобал Импорт" о том, что суд первой инстанции не дал оценку доводу о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Действительно, в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" (в редакции, действовавшей до 12 мая 2016 года) было разъяснено, что при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
Однако согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" с 12 мая 2016 года пункты 1-8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" признаны не подлежащими применению.
Как уже отмечалось выше, в настоящее время в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" сформулирован правовой подход, в соответствии с которым заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Кроме того, в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что при несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока возврата таможенных платежей, в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривался ли в отдельном судебном порядке отказ (бездействие) таможенного органа в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Из приведенного разъяснения также следует, что декларантом должно быть инициировано внесение изменений в сведения, указанные в декларации на товары, и только в случае отказа (бездействия) таможенного органа по внесению изменений в такие сведения, приведшее к нарушению установленного законом срока возврата таможенных платежей, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.
В рассматриваемом случае установленный частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срок возврата таможенных платежей, в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в спорные декларации на товары (в частности, в графы 12, 45, 47 и В), не пропущен, поскольку таможня фактически и не отказывала Обществу в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм (заявление ООО "Глобал Импорт" было возвращено без рассмотрения на основании 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании), а Общество не обращалось в установленном порядке с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары.
В этой связи заявленные требования о возврате таможенных платежей, в том числе касающиеся документального подтверждения, количественной определенности и достоверности цены сделки, арбитражным судом не подлежат рассмотрению по существу.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, также проверены, однако при указанных обстоятельствах, правовом регулировании и позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации они не опровергают правильных выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что возвращение таможенным органом заявления Общества без рассмотрения, выраженное в письме от 19 февраля 2016 года N 17-24/03243, полностью соответствует требованиям ТК Таможенного союза и Закона о таможенном регулировании, права и законные интересы ООО "Глобал Импорт" не нарушает (оно не лишено возможности в течение трех лет со дня уплаты повторно обратиться с заявлением о возврате таможенных платежей с соблюдением установленного порядка), в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2016 года по делу N А78-5098/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2016 года по делу N А78-5098/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5098/2016
Истец: ООО "Глобал Импорт"
Ответчик: Читинская таможня