Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2016 г. N Ф08-9682/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
04 октября 2016 г. |
дело N А53-14379/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Тимченко Елена Юрьевна по доверенности от 01.01.2016 г.,
от заинтересованного лица: представитель Корнева Екатерина Дмитриевна по доверенности от 21.01.2016 г.,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Экоэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2016 по делу N А53-14379/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Экоэнерго" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области при участии третьего лица акционерного общества "Игхолдинг Рус" о признании недействительным решения УФАС, принятое в составе судьи Пименова С.В.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Экоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14.03.2016 по делу N 300/05.
Решением суда от 15.07.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что утверждённое обществом положение о закупках, документация о закупке N 31503148632, не содержат требования к лицам, непосредственно передающим Обществу заявки для участия в закупке. Общество, не приняв заявку АО "Игхолдинг Рус" на участие в закупке N 31503148632, допустило действия, которые привели к ограничению конкуренции при закупке, запрет на совершение которых установлен частью 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Не согласившись с принятым решением, Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Экоэнерго" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вводы суда выходят за пределы оспариваемого решения УФАС, требование о наличии документа, предусмотренного законом в качестве подтверждения полномочий представителя, не является непреодолимым и неисполнимым, ограничивающим количество потенциальных участников закупки.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.12.2015 на официальном сайте обществом размещено извещение N 31503148632 о проведении двухэтапного запроса предложений с переторжкой на "Разработку проектной документации по инвестиционному проекту "Реконструкция Белореченской ГЭС"". В срок, установленный в документации, обществу поступило три заявки.
05.02.2016 протоколом N 31503148632-03 принято решение о соответствии требованиям документации заявка ОАО "ИЦЭ Поволжья", который и был признан победителем закупки N 31503148632.
08.02.2016 Обществом был заключён контракт с ОАО "ИЦЭ Поволжья".
Предложение АО "Игхолдинг Рус" было отклонено Обществом по причине отсутствия у лица, осуществившего доставку запечатанного наружного конверта с предложениями участника закупки, подтверждения надлежащих полномочий.
26.02.2016 в Управление поступила жалоба АО "Игхолдинг Рус" о нарушении обществом требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
Управление возбудило дело N 300/05, по результатам рассмотрения которого, 14.03.2016 вынесло решение: о признании жалобы АО "Игхолдинг Рус" необоснованной; о признании общества нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закона N 135-ФЗ). Предписание решено было обществу не выдавать по причине заключения контракта по результатам проведённой закупки.
Полагая, что решение Управления от 14.03.2016 по делу N 300/05 не соответствует закону, общество обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение УФАС может быть признано незаконным при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий применительно к обстоятельствам настоящего дела подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации на момент участия заявителя в открытых аукционах определялись Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
Антимонопольные требования к торгам закреплены в ст. 17 Закона N 135-ФЗ, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как видно из материалов дела и доводов жалобы, предложение АО "ИГХ Рус" не принято ООО "Лукойл-Экоэнерго" по причине отсутствия, по мнению заказчика, надлежащим образом заверенных полномочий у лица, осуществившего доставку запечатанного наружного конверта с предложением участника закупки.
При этом заказчик ссылается на п. 16.3 инструкции потенциальному участнику закупки, являющейся составной частью конкурсной документации, в соответствии с которой предложение участника закупки принимается в 3-х запечатанных конвертах: наружном и 2-х внутренних. На наружном конверте должна быть дополнительная надпись "предложение на участие в закупке" (с указанием объекта и предмета закупки в редакции документации о закупке). Наружный конверт предоставляется сопроводительным письмом за подписью руководителя организации участника закупки или его уполномоченным лицом, имеющим соответствующую доверенность.
Между тем, как правильно установил УФАС в обжалуемом решении, указание заказчиком в документации о закупке о необходимости предоставления лицом, осуществляющим доставку конверта с документацией на участие в закупке, доверенности от потенциального участника закупки (при том, что предложение участника подписано руководителем организации или его уполномоченным лицом, а представитель организации осуществляет только курьерские функции по доставке документа заказчику), является избыточным и приводит к ограничению числа потенциальных участников закупки.
Кроме того, данное условие не согласуется с установленной тем же пунктом 16.3 инструкции возможности отправки потенциальным участником закупки заявки на участие почтой (в этом случае доверенность заказчиком не требуется), а также не соответствует пункту 6.4 Положения о закупке, разработанного заказчиком, которым определен порядок поручения предложений на участие в закупке и не установлена проверка при регистрации поступивших предложений наличия надлежащим образом оформленных доверенностей на предоставление заказчику конверта с соответствующим предложением.
При указанных обстоятельствах судом обоснованно признано, что действия общества "Лукойл-Экоэнерго", отказавшего в принятии заявки АО "ИГХ Рус", нарушают положения Закона N 135-ФЗ и права общества, необоснованно ограничивая доступ к участию в закупке.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и признания незаконным решения УФАС апелляционный суд не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2016 по делу N А53-14379/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14379/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2016 г. N Ф08-9682/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ЭКОЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, УФАС по РО
Третье лицо: АО "ИГХОЛДИНГ РУС"