г. Самара |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А65-13124/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Семушкина В.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Камснаб" - представителя Садриева Ф.Ф. (доверенность от 08.07.2016),
от иных лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 октября 2016 года по делу N А65-13124/2016 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению акционерного общества "Камснаб" (ОГРН 1021602013366, ИНН 1650006241), г.Набережные Челны,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), г.Казань,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г.Казань, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице Филиала по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным отказа,
установил:
акционерное общество "Камснаб" (далее - заявитель, АО "Камснаб") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан), выраженного в сообщении N 16/099/005/2015-3213 от 31.03.2016, в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - здание АБК с закусочной, за кадастровым номером 16:52:010301:118, в измененном виде, а также обязании произвести государственную регистрацию права собственности АО "Камснаб" на недвижимое имущество - здание АБК с закусочной, за кадастровым номером 16:52:010301:118, расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, ул. Шлюзовая, 27 с учетом изменений, общей площадью 955,0 кв.м.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице Филиала по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.10.2016 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт по основаниям предусмотренным в статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность вынесенного судебного акта, ответчик считает, что для осуществления реконструкции здания необходимо было получить разрешение на строительство.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра по Республике Татарстан указывает, что осуществленная заявителем пристройка не может оцениваться в качестве отдельного вспомогательного объекта, не требующего разрешение на строительство, поскольку представляет собой часть целого здания и в результате ее строительства изменились параметры этого здания. По мнению заявителя апелляционной жалобы, АО "Камснаб" не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а также ответы органов местного самоуправления на запросы свидетельствуют об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав.
АО "Камснаб" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица процесса в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Камснаб" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Камснаб" на праве собственности принадлежит нежилое строение - здание АБК с закусочной, расположенное по адресу: г.Набережные Челны, ул.Шлюзовая, д.27, общей площадью 935,0 кв.м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.05.2003 сделана запись регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 07.05.2003 серии 16 АА N 215894.
В связи с уточнением площади 31.05.2010 Управлением Росреестра по Республике Татарстан взамен вышеуказанного свидетельства выдано повторное свидетельство серии 16-АЕ N 089653 с указанием площади 934,2 кв.м.
АО "Камснаб" были осуществлены работы по изменению указанного нежилого здания, в результате произошло изменение ранее учтенного объекта - увеличилась общая площадь на 20,8 кв.м и составила 955,0 кв.м.
16.11.2015 АО "Камснаб" обратилось в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права ввиду внесения в государственной кадастр недвижимости (ГКН) изменений в сведения об общей площади здания АБК с закусочной (кадастровый N 16:52:010301:118), которая увеличилась с 934,2 кв.м до 955,0 кв.м.
Сообщением от 31.03.2016 N 16/099/005/2015-3213 Управление Росреестра по Республике Татарстан отказало в государственной регистрации внесение изменений на объект недвижимости: нежилое строение - здание АБК с закусочной (кадастровый номер 16:52:010301:118) на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации, в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведениях.
Полагая, что данный отказ является незаконным, АО "Камснаб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов (пункт 2 статьи 16 Закона о регистрации).
Как выше установлено, Управление Росреестра по Республике Татарстан отказало АО "Камснаб" в государственной регистрации внесений изменений на указанный объект недвижимости на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях: если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях если обязанность по представлению таких документов возложено на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности, заключение заключения РГУП БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 28.09.2015 N 22/15 по результатам обследования нежилого строения, здания АБК с закусочной, расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, ул.Шлюзовая, 27, судом первой инстанции установлено, что работы по изменению планировки, возведения тамбура и пристроя выполнены в соответствии с требованиями строительных норм и правил, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, несущие конструкции не затронуты, выявленные по результатам визуального обследования изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, конструкции, установленные градостроительным регламентом, а также построенный тамбур, не являющийся объектом капитального строительства и возведенный пристрой вспомогательного использования находятся на принадлежащим заказчику (АО "Камснаб") земельном участке, выполняя лишь вспомогательные и обслуживающие функции по отношению к основному нежилому строению.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых выписок от 05.11.2015 N 1600/301/15-589975 следует, что изменение общей площади здания между данными оцифровки, правоустанавливающими документами и данными технического плана на 20,8 кв.м, произошло в результате демонтажа и возведения дополнительных перегородок, выполненных из гипсокартоновых листов, отделочных работ, фактического уточнения размеров при переобмерах помещений и пересчете площадей, а также в результате включения ранее не учтенной площади тамбура и пристроя вспомогательного использования.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, является реконструкцией.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
С учетом технического заключения N 22/15а и на основании подп. 4 п. 17 ст. 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в отношении спорного объекта недвижимости не требуется получения разрешения на реконструкцию, следовательно, препятствия для государственной регистрации изменений данного объекта отсутствует, в связи с чем, отклоняется соответствующий довод апелляционной жалобы о необходимости его предоставления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Управления Росреестра по Республике Татарстан, выраженный в сообщении от 31.03.2016 N 16/099/005/2015-3213, является незаконным и нарушает права заявителя и правомерно удовлетворил заявленные требования.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции правомерно возложил на Управление Росреестра по Республике Татарстан устранить нарушенные права и законные интересы в соответствии с пунктом 3 часть 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Росреестра по Республике Татарстан, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и сделанных выводов, вследствие чего не влияют на законность принятого судебного акта и не могут быть приняты во внимание. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы Управления Росреестра по Республике Татарстан не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 октября 2016 года по делу N А65-13124/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13124/2016
Истец: Акционнерное общество "Камснаб", Сабинский район
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Управление градостроительных разрешений ИКМО г.Казани, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала по РТ