г. Пермь |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А60-62436/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васильевой Е.В.., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от истца ООО "Транспортная компания "Авто Гамма" (ОГРН 1069674091090, ИНН 6674204788) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика МО "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц ОАО "Информационная сеть", Департамента финансов Администрации города Екатеринбурга - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика МО "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 июля 2016 года
по делу N А60-62436/2015,
принятое судьей Полуяктовым А.С.
по иску ООО "Транспортная компания "Авто Гамма"
к МО "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга
третьи лица: ОАО "Информационная сеть", Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга,
о взыскании убытков,
установил:
ООО "Транспортная компания "Авто Гамма" (далее - истец, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к МО "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга (далее - ответчик, Администрация) о взыскании с ответчика 18 557 057,56 руб. в возмещение убытков, возникших в результате перевозки льготных категорий граждан за период с января 2013 по ноябрь 2015 года (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением в части, ответчик обратился с апелляционной жалобой. В соответствии с которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска в сумме 17 466 051,98 руб. В жалобе Администрация ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, указывает на то, что постановлением администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург", установлено, что муниципальное образование возмещает затраты в отношении только двух категорий граждан, указанных в п. 43, 44 Приложения N 1 к решению Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15. Заявитель полагает, что добросовестно исполнял обязательства по компенсации затрат обществу "Транспортная компания "Авто Гамма", ссылаясь на то, что нормативным актом установлены категории граждан, которым предоставлено право льготного проезда, соответственно, возможность взыскания убытков ограничена; общество было уведомлено о порядке компенсации убытков, возражений не заявляло, расчет субсидий, выплаченных по постановлению, не оспорен, Администрация полагает, что у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия своего представителя
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" (далее - Решение N 72/15) отдельным категориям граждан в соответствии с прилагаемым к нему перечнем предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта" (далее - социальная транспортная карта).
Постановлением главы Екатеринбурга от 27.08.2009 N 3776 введены в действие с 01.01.2010 персональные бесконтактные микропроцессорные пластиковые карты ("Транспортные карты") для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан.
В целях организации внедрения системы электронной оплаты проезда в транспорте общего пользования Свердловской областью учреждено общество "Информационная сеть", с которым перевозчики города Екатеринбурга заключают договоры присоединения к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга".
Между Администрацией города Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети (комитет) и ООО "Транспортная компания "АвтоГамма" (перевозчик) заключены договоры на осуществление пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" N 030/2013 от 16 августа 2013 года, договор N035/2012 от 19.07.2012, N052/2012 от 19.07.2012 (далее по тексту - договоры).
В соответствии с п. 1.1. указанных договоров в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования "город Екатеринбург" в пассажирских перевозках комитет предоставляет право перевозчику выполнения перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярного городского сообщения, проходящим по территории муниципального образования "город Екатеринбург", перечень которых содержится в приложении N 1 к настоящему договору (маршрут), а перевозчик принимает на себя обязанность выполнять перевозки пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярного городского сообщения, приходящим по территории муниципального образования "город Екатеринбург", перечень которых содержится в приложении N 1 к договорам.
Согласно приложению N 1 к договору от 16.08.2013 N030/2013 определен маршрут регулярного городского сообщения N 030, начальный пункт - Ботаническая, путь следования - Родонитовая - Крестинского -Шварца-Белинского -(обратно Р.Люксембург -Декабристов -Чапаева -Фрунзе) -К.Либкнехта-Свердлова-Челюскинцев-Невьянский-Стрелочников -Черепанова-Бебеля-Техническая-Теплоходный (обратно Таватуйская -Бебеля)-Таватуйская -Расточная -Монтажников.
Согласно приложению N 1 к договору от 19.07.2012 N035/2012 определен маршрут регулярного городского сообщения N 035, начальный пункт - ф-ка Авангард, путь следования - Д.Зверева -Комсомольская (обратно Комвузовская - Студенческая- Кулибина) -Первомайская -Мира -Ленина - 8 Март - (обратно Белинского) -Шварца -Крестинского -Родонитовая.
Согласно приложению N 1 к договору от 19.07.2012 N052/2013 определен маршрут регулярного городского сообщения N 052, начальный пункт - Онуфриева, путь следования - Амундсена-Бардина-Ясная-Волгоградская -Белореченская -Посадская -Репина -пр.Ленина -К.Либкнехта- Я.Свердлова -Челюскинцев -Смазчиков -Сулимова -Д.Зверева.
В силу п. 3.2.15. указанных договоров перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров и багажа по утвержденным Региональной энергетической комиссией Свердловской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования, с предоставлением отдельным категориям граждан преимущества по провозной плате, установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург.
В соответствии с дополнительным соглашением от 12.09.2012 к договору присоединения оператора и перевозчика N ПО1/12 к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга" от 12.09.2012 года истец присоединился к участию в работе системы "Транспортная карта города Екатеринбурга" - организованному ОАО "И-сеть" единому информационному пространству, предназначенному для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при оказании пользователям услуг по перевозке в общественном пассажирском транспорте с использованием персональных и транспортных карт.
Постановлением администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются перевозчикам на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам отбора, процедура которого определена в гл. 2 данного Положения.
Предоставление субсидий перевозчикам производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на возмещение части затрат, связанных с предоставлением права льготного проезда на текущий год (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 4 названного Положения право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим требованиям: осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на основании договора на обслуживание маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Екатеринбурга; предоставляющие право льготного проезда (в случае его оплаты с помощью социальной транспортной карты) отдельным категориям граждан, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в муниципальном образовании "город Екатеринбург", не имеющим права на получение компенсационных выплат в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ и в соответствии с нормативными актами Свердловской области, а именно: пенсионерам по старости города Екатеринбурга; детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, не достигшим 18 лет, а также детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу пункта 5 Положения субсидии предоставляются ежемесячно на основании соглашения с перевозчиком о предоставлении субсидий (форма соглашения представлена в приложении N 1).
Между обществом "Транспортная компания "АвтоГамма" и Администрацией по вышеуказанной форме (приложение N 1 к Положению) заключено соглашение о предоставлении субсидий от 11.10.2012 N 63-КСП.
В период с января 2013 года по ноябрь 2015 года истец при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по согласованным маршрутам принимал к оплате персональные пластиковые карты, проезд по которым оплачивался, в том числе льготными категориями граждан.
Полагая, что в период с января 2013 года по ноябрь 2015 года общество "Транспортная компания "АвтоГамма" понесло убытки в связи с перевозкой на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по указанных ранее регулярным маршрутам граждан льготной категории, оно обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что законом на публично-правовое образование возложена обязанность в полном объеме компенсировать транспортной организации понесенные расходы, связанные с оказанием услуг городских пассажирских перевозок отдельным категориям граждан. Установив, что истцом обеспечена возможность льготного проезда гражданам на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта"; перевозка осуществлена в соответствии с требованиями муниципальных нормативных актов, суд пришел к выводу о том, что понесенные расходы являются ущербом и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии с требованиями ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в спорный период истец, осуществляя перевозку в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов - Решения N 72/15, постановления Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 N 3776 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан персональными бесконтактными микропроцессорными пластиковыми картами "Транспортная карта" для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования" обеспечил возможность льготного проезда гражданам на основании социальных транспортных карт, выданных отдельным категориям граждан.
Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на основании социальной транспортной карты, утвержден вышеназванным Решением N 72/15.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, как верно указали суды, соответствующее публично-правовое образование обязано в полном объеме компенсировать транспортной организации сумму не полученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан.
Заявленные к взысканию расходы понесены истцом в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением N 72/15 и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте г. Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 "72/15", указанные расходы являются ущербом для перевозчика и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представленный истцом уточненный расчет убытков за период с января 2013 года по ноябрь 2015 года в сумме 18 557 057,56 руб., размер которых определен обществом с учетом выплаченных ему субсидий на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий (согласно данным об объеме проездов и карт по сериям льготных персональных карт, согласно данным общества "И-сеть" за указанный период).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные расходы являются ущербом для перевозчика и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии доказательств возмещения понесенных истцом в связи с предоставлением им льготного проезда расходов.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворили требования истца, взыскав с Администрации за счет казны муниципального образования убытки в заявленном к взысканию размере.
Ссылка заявителя жалобы на постановление администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604 в обоснование довода об отсутствии у него обязанности по возмещению убытков по всем льготным категориям граждан, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку данное постановление устанавливает порядок предоставления субсидий перевозчикам, между тем предметом иска является возмещение перевозчику убытков, возникших в результате перевозки отдельных категорий граждан.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 июля 2016 года по делу N А60-62436/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-62436/2015
Истец: ООО "ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "АВТО ГАММА"
Ответчик: Муниципальное образование город Екатеринбург в лице Администрации города Екатеринбурга
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, Департамент финансов Администрации г. Екатеринбурга, ОАО "ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ"