Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2016 г. N Ф05-18941/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконными действий, об обязании совершить действия
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
3 октября 2016 г. |
дело N А40-251964/15 |
Резолютивная часть постановления от 30.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.10.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрегионального операционного управления Федерального казначейства
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2016 и на дополнительное решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2016
по делу N А40-251964/15, принятые судьей Блинниковой И.А.
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (119160, Москва, улица Знаменка, дом 19)
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (109240, Москва, улица верхняя Радищевская, дом 11, стр. 1)
третье лицо - ООО Страховая компания "Цюрих" (121087, Москва, Багратионовский проезд, дом 7, корп. 11)
о признании незаконными действий, уведомления, обязании совершить действия;
при участии:
от заявителя - Прудников К.В. по доверенности от 24.11.2015;
от заинтересованного лица - Шепелев Б.В. по доверенности от 11.01.2016;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2016 признаны незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства, выразившиеся в принятии к исполнению исполнительного листа серии ВС N 051793581 от 14.08.2013 и уведомление от 19.11.2015 N УПЛ-15-2722.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО Страховая компания "Цюрих".
Казначейство, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании 15.06.2016 представителем Министерства обороны Российской Федерации заявлено письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до принятия судом первой инстанции дополнительного решения по делу, в связи с тем, что судом первой инстанции требование по вопросу восстановления права заявителя путем возложения обязанности на Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства возвратить ООО Страховая компания "Цюрих" исполнительный лист серии ВС N 051793581 от 14.08.2013 не рассмотрено.
Заявление о принятии дополнительного решения принято канцелярией суда 26.04.2016.
Определением суда апелляционной инстанции от 22.06.2016 производство по апелляционной жалобе N 09АП-20829/2016 приостановлено до принятия судом первой инстанции дополнительного решения по настоящему делу.
20.07.2016 судом принято дополнительное решение (полный текст дополнительного решения изготовлен 25.07.2016).
Дополнительным решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2016 на Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства возложена обязать восстановить нарушенные права Министерства обороны Российской Федерации в установленном бюджетным законодательством порядке.
Казначейство, не согласившись с принятым дополнительным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит дополнительное решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Определением от 05.08.2016 производство по апелляционной жалобе Межрегионального операционного управления Федерального казначейства на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2016 по делу N А40-251964/15 возобновлено.
Определением от 09.08.2016 апелляционная жалоба Межрегионального операционного управления Федерального казначейства на дополнительное решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2016 принята к производству.
В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы апелляционных жалоб, представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 20.11.2015 в Министерство обороны Российском Федерации поступило уведомление N УПЛ-15-2722 от 19.11.2015 о поступлении исполнительного документа ВС N 051793581 от 14.08.2011, выданного Фрунзенским районным судом г. Иванова, взыскателем по которому является ООО Страховая компания "Цюрих".
Министерство, посчитав незаконными действия Казначейства по принятию к исполнению исполнительного листа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Правовые отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение, а именно: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в п. п. 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в п. п. 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
Пунктом 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в п. п. 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
Аналогичная норма содержится в п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 N 1144 и от 23.09.2010 N 1266 финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей, учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - Управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
Войсковая часть 62295 состоит на финансовом обеспечении в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерств обороны Российской Федерации по Ивановской области" без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства.
Другие должники или указание на субсидиарную ответственность в решении суда по данному делу отсутствуют, а орган Федерального казначейства не уполномочен самостоятельно определять возможных должников.
В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Таким образом, у казначейства отсутствуют законные основания для исполнения требований, указанных в исполнительном листе серии ВС N 051793581, так как судебным актом не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Министерство обороны Российской Федерации или других должников.
В связи с исполнением требований исполнительного документа, а также нецелесообразностью восстановления нарушенного права путем возвращения исполнительного документа, арбитражным судом на основании ст. ст. 71, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено дополнительное решение о возложении на Казначейство обязанности по восстановлению нарушенных права Министерства в установленном бюджетным законодательством порядке.
Доводы апелляционных жалоб, отклоняются, как необоснованные.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2016 и дополнительное решение от 25.07.2016 по делу N А40-251964/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-251964/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2016 г. N Ф05-18941/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство обороны РФ, МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Ответчик: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Межрегиональное операционное управлние Федерального казначейства
Третье лицо: ООО СК "Цюрих", ООО Страховая компания "Цюрих"
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18941/16
03.10.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20829/16
25.07.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-251964/15
28.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-251964/15