Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2017 г. N Ф03-6323/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
05 октября 2016 г. |
А73-6802/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Семенюк Н.В., представитель по доверенности от 26.12.2014 N 51/656;
от Муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 19.07.2016
по делу N А73-6802/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.,
по заявлению Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Муниципальному образованию "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре
о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества - участков теплотрасс;
об обязании направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии участков тепловых сетей на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества;
об обязании определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Муниципальному образованию "город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - ответчик, администрация) с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно - участков теплотрасс, присоединенных к теплотрассам Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания":
- к теплотрассе N 12 в ТК N 12-5Б, протяженность участка: подземная -225,00 м; надземная - 585,00 м; диаметр - 400 мм; место расположения участка - по ул. Литейной до ТК по ул. Энгельса,
- к теплотрассе N 12 в ТК N 12-10, протяженность участка - 630 м, надземная; диаметр - 500 мм, место расположения участка: по Северному шоссе до ТК базы "Амурхлебопродукт",
- к теплотрассе N 22 в ТК N 22-25, протяженность участка - 1 041,9 м, надземная; диаметр - 325-219 мм, место расположения участка: по Северному шоссе в районе Автобазы N 8 в направлении на ООО "Строительный транспорт",
об обязании муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии участков тепловых сетей на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а именно - участки теплотрасс, присоединенных к теплотрассам Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания":
- к теплотрассе N 12 в ТК N 12-5Б, протяженность участка: подземная -225,00 м; надземная - 585,00 м; диаметр - 400 мм; место расположения участка - по ул. Литейной до ТК по ул. Энгельса,
- к теплотрассе N 12 в ТК N 12-10, протяженность участка - 630 м, надземная; диаметр - 500 мм, место расположения участка: по Северному шоссе до ТК базы "Амурхлебопродукт",
- к теплотрассе N 22 в ТК N 22-25, протяженность участка - 1 041,9 м, надземная; диаметр - 325-219 мм, место расположения участка: по Северному шоссе в районе Автобазы N 8 в направлении на ООО "Строительный транспорт",
об обязании ответчика определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а именно - участки теплотрасс, присоединенных к теплотрассам Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания":
- к теплотрассе N 12 в ТК N 12-5Б, протяженность участка: подземная -225,00 м; надземная - 585,00 м; диаметр - 400 мм; место расположения участка - по ул. Литейной до ТК по ул. Энгельса,
- к теплотрассе N 12 в ТК N 12-10, протяженность участка - 630 м, надземная; диаметр - 500 мм, место расположения участка: по Северному шоссе до ТК базы "Амурхлебопродукт",
- к теплотрассе N 22 в ТК N 22-25, протяженность участка - 1 041,9 м, надземная; диаметр - 325-219 мм, место расположения участка: по Северному шоссе в районе Автобазы N 8 в направлении на ООО "Строительный транспорт".
Решением от 19.07.2016 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что АО "ДГК" неоднократно обращалось в Администрацию г. Комсомольска-на-Амуре (письмо от 24.09.2010 N 15/2879, письмо от 26.05.2011 N 15/1630, письмо от 04.12.2013 N 6387, письмо от 14.01.2014 N 64, письмо от 26.12.2014 N 5492, от 17.07.2015 N 150-231/2027) с просьбой решить вопрос с бесхозяйными участками теплотрассы, присоединенными к теплотрассам Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания":
- к теплотрассе N 12 в ТК N 12-5Б, протяженность участка: подземная -225,00 м; надземная - 585,00 м; диаметр - 400 мм; место расположения участка - по ул. Литейной до ТК по ул. Энгельса,
- к теплотрассе N 12 в ТК N 12-10, протяженность участка - 630 м, надземная; диаметр - 500 мм, место расположения участка: по Северному шоссе до ТК базы "Амурхлебопродукт",
- к теплотрассе N 22 в ТК N 22-25, протяженность участка - 1 041,9 м, надземная; диаметр - 325-219 мм, место расположения участка: по Северному шоссе в районе Автобазы N 8 в направлении на ООО "Строительный транспорт".
Как видно из протокола совещания у первого заместителя главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре по вопросу об определении теплосетевой организации по обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей от 25.11.2010 года, к спорным участкам теплотрассы не подключены жилые дома и муниципальные объекты. Спорные участки теплотрассы рекомендовано закрепить за СП "КТС".
В этом же протоколе принято решение: определить СП "Комсомольские тепловые сети" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" ОАО "ДГК" теплосетевой организацией по обслуживанию спорных участков теплотрасс.
Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 25.02.2016 N 443-па АО "ДГК" присвоен статус единая теплоснабжающая организация на территории городского округа "город Комсомольск-на-Амуре" в зоне деятельности N 001.
АО "ДГК", посчитав, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу п. 5 ст. 2 Закона о теплоснабжении, тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Как правомерно указал суд первой инстанции, исходя из буквального толкования ст. 225 ГК РФ, постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.
Отсутствие необходимости предварительной постановки указанного недвижимого имущества на учет органом государственной регистрации в качестве бесхозяйной недвижимой вещи для определения органом местного самоуправления теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей следует также из положений ч. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении, устанавливающих начало истечения тридцатидневного срока на определение обслуживающей теплосетевой организации не с момента постановки бесхозяйных тепловых сетей на учет соответствующим регистрирующим органом, а с момента выявления таких сетей.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод общества о том, что ответчик обязан принять в муниципальную собственность спорные тепловые сети, ввиду следующего.
Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13 разъяснено, что отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Кроме этого, не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата тепло-электроэнергии, используемой в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду).
Способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренный 225 ГК РФ, возможен в случае отсутствия правопритязаний на объект, а также фактического владения данным имуществом каким-либо лицом.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о признании за ответчиком права муниципальной собственности на спорные тепловые сети.
Таким образом, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие ответчика по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно - участков теплотрасс, присоединенных к теплотрассам Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" не нарушает права и законные интересы общества, так как не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке. Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконным, отсутствует, требование заявителя о признании незаконным бездействия правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
В п. 4 ст. 8 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление N 1075).
В пункте 91 Постановления N 1075 установлено, что в случае, если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.
То есть, даже если спорный участок сети является бесхозяйным, однако используется теплоснабжающей организацией для доставки ресурса потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация, которая при определенных условиях не лишена права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, исходя из смысла ст. 225 ГК РФ, ч. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении, следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей.
При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети.
Материалами дела установлено, что спорные участки тепловых сетей непосредственно соединены с тепловыми сетями АО "ДГК", посредством которых АО "ДГК" оказывает коммунальные услуги.
Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 25.02.2016 N 443-па АО "ДГК" присвоен статус единая теплоснабжающая организация на территории городского округа "город Комсомольск-на-Амуре" в зоне деятельности N 001.
Как видно из протокола совещания у первого заместителя главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре по вопросу об определении теплосетевой организации по обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей от 25.11.2010 года, к спорным участкам теплотрассы не подключены жилые дома и муниципальные объекты. Спорные участки теплотрассы рекомендовано закрепить за СП "КТС".
В этом же протоколе решено: определить СП "Комсомольские тепловые сети" филиала "Хабаровская теплосетевая компания" ОАО "ДГК" теплосетевой организацией по обслуживанию спорных участков теплотрассы.
Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24.12.2015 N 3829-па утверждена схема теплоснабжения города Комсомольска-на-Амуре на период с 2015 г. по 2030 г.
Из таблицы 79 "Перечень бесхозяйных тепловых сетей" раздела 10 том 1 схемы теплоснабжения видно, что к теплотрассе от ТК N 12-5Б по ул. Литейной до ТК по ул. Энгельса, подключены потребители ЧП "Горбунов", МУП СККО, МУП "САХ", ДСУ-4, Технология, Авиаохрана, ТУСМ-4, а/к "Лесной", КДРСУ, УВД Комсомольского района, Хабгазстрой, ПМК-5, ЧП "Боровиков", УМ-1, а/к "Симба"; к теплотрассе от ТК N 12-10 по Северному шоссе до ТК базы "Амурхлебопродукт", подключены потребители а/к "Кристалл", ПФК "ДиС", ЧП "Карпунов", ЧП "Соломин", ВТЭМ, ЧП "Тушко", ЧП "Бескаев", ЧП "Мальцев", ООО "Эсперанс-Тур", ч/с "Силинка", Актив-КМС; к теплотрассе от ТК N 22-25 на ООО "Строительный транспорт", подключены потребители ЧП "Мирон", ООО "Строительный транспорт", ЗАО "Кедр-99", ИП Никитин, ЗАО "Комсомольск-метало-сервис".
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что администрация определила теплосетевую организацию по обслуживанию спорных участков теплотрассы, следовательно, не допустила бездействие.
Таким образом, суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.07.2016 по делу N А73-6802/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 27.07.2016 N 34829, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6802/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2017 г. N Ф03-6323/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МО городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре