05 октября 2016 г. |
Дело N А83-1466/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объёме 05.10.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: представителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Симферопольское музыкальное училище имени П.И. Чайковского" - Татара Артура Ахмедиевича, доверенность от 20.07.2016 N 58;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.12.2016 по делу N А83-1466/2016 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации а г. Симферополе Республики Крым (ул. Киевская, д. 125, к. Б, г. Симферополь, Республика Крым, 295034; ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129) к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Крым "Симферопольское музыкальное училище имени П.И. Чайковского" (ул. Набережная, д. 31, г. Симферополь, Республика Крым, 295017; ОГРН 1159102028865, ИНН 9102160024) о взыскании 33 166,11 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (ул. Киевская, д. 125, к. Б, г. Симферополь, Рсепублика Крым, 295034; ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129) (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Крым "Симферопольское музыкальное училище имени П.И. Чайковского" (ул. Набережная, д. 31, г. Симферополь, Республика Крым, 295017; ОГРН 1159102028865, ИНН 9102160024) (далее - Учреждение, заинтересованное лицо) о взыскании пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Федеральный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в общей сумме 33 166,11 руб. по КБК 39210202010062100160.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.08.2016 в удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в платежных документах работником Учреждения указывался КБК ФФОМС, вместо КБК ПФР и денежные средства поступали в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, вместо Пенсионного Фонда Российской Федерации, однако, данный факт ни одна из сторон в суде первой инстанции не оспаривала. Из-за неправильного указания КБК, у Учреждения возникла задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, у Пенсионного фонда, как у органа контроля, имелись правовые основания для начисления заявленных к взысканию пеней.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым представило в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить.
Представитель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Симферопольское музыкальное училище имени П.И. Чайковского" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что ошибка в КБК не может быть признана основанием для непризнания исполненной обязанности Училища по уплате страховых взносов, поскольку, несмотря на неверное указание в платежном документе КБК, денежные средства поступили на соответствующий единый счет в Федеральном казначействе. При правильном указании в платежном документе назначения платежа, счета администратора и его наименования сам по себе факт неправильного указания разряда КБК, обозначающего администратора поступлений, не свидетельствует о непоступлении платежа единому администратору, платеж в любом случае поступил Управлению.
Апелляционный суд, принимая во внимание ходатайство Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 12 августа 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым "Симферопольское музыкальное училище имени П.И. Чайковского" зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом органе 16.01.2015, включено в Единый государственный реестр юридических лиц: ОГРН - 1159102028865, ИНН 910201001; в Пенсионном фонде Российской Федерации зарегистрировано 17.01.2015 с присвоением регистрационного номера 091001014536.
13.11.2015 Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым "Симферопольское музыкальное училище имени П.И. Чайковского" в Управление был предоставлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1 ПФР за второй квартал 2015 года - 20.08.2015 в форме электронного документа; за третий квартал 2015 года - 18.11.2015 года в форме электронного документа).
На основании указанного Расчета в отношении Учреждения Управлением была проведена камеральная проверка по РСВ. По результатам указанной проверки было выявлено нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии.
Между тем, 24.09.2015 ГБПОУ РК "СМУ им. П.И. Чайковского" произвело взаимозачет по суммам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии.
Ввиду того, что обязанность страхователя по своевременной уплате страховых взносов своевременно не была исполнена, Учреждению была начислена пеня за период с 16.05.2015 по 27.10.2015. Общая сумма задолженности по пени составила 33 166,11 руб.
В соответствии со ст. 22 Закона N 212-ФЗ Учреждению были выписаны требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 23.11.2015 N 091S01150035487, N 091S01150035490; требования были направлены заинтересованному лицу почтой 01.12.2015; срок добровольной уплаты задолженности по требованию был установлен до 15.12.2015.
В связи с неисполнением вышеуказанных требований, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Федеральный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в общей сумме 33 166,11 руб. по КБК 39210202010062100160.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной, в связи с чем, отсутствуют основания для квалификации действий заинтересованного лица в качестве неисполнения обязанности по уплате страховых взносов и начисления пеней.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 4 пункта 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212), обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае когда плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, (далее - Кодекс N 145) установлено, что бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при перечислении денежных средств в общей сумме 1 804 815,66 руб. на обязательное пенсионное страхование за июнь 2015 года согласно платежных поручений N 661312 от 03.07.2015 и N 673472 от 07.07.2015 ГБПОУ РК "СМУ им. П.И. Чайковского" при заполнении платежного документа был указан неверный КБК, а именно: вместо кода бюджетной классификации для страховых взносов пенсионного страхования (39210202010061000160) был указан иной код, предназначенный для взносов на медицинское страхование (39210202101081011160).
Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (статья 6 Кодекса N 145).
Соответственно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного распределения средств между бюджетами и внутри данного бюджета.
Из платежных документов Учреждения следует, что в них ошибочно был указан код бюджетной классификации фонда на обязательное медицинское страхование, а не пенсионного фонда, однако, денежные средства поступили на единый счет казначейства, а затем были зачислены на счет фонда на обязательное медицинское страхование и, соответственно, в срок поступили в бюджетную систему Российской Федерации и не могут признаваться недоимкой.
Частью 1 статьи 40 Кодекса N 145 установлено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 40 Кодекса N 145, денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Между тем, из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно пришел выводу о том, что сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной при не исследовании вопроса о поступлении страховых взносов в бюджетную систему, и в данном случае отсутствуют основания для квалификации действий заинтересованного лица в качестве неисполнения обязанности по уплате страховых взносов и начисления пеней.
Зачисление страховых взносов на счет соответствующего бюджета позже установленных сроков уплаты страховых взносов не означает, что обязанность по уплате взносов исполнена страхователем несвоевременно.
Соответственно, в спорной ситуации ошибка в указании КБК не может быть признана основанием для непризнания исполненной обязанности общества по уплате страховых взносов, поскольку, несмотря на неверное указание в платежном документе КБК, денежные средства поступили на единый счет пенсионного фонда в Федеральном казначействе, которое выполняет функции единого администратора поступлений.
При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание факт того, что 24.09.2015 Управлением Пенсионного фонда было вынесено решение N 091F07150006059 о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, и денежные средства в этот же день зачислены на счет фонда по надлежащему КБК.
Данная позиция суда апелляционной инстанции подтверждается постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2015 по делу N А64-4828/2014.
Принимая во внимание то, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 августа 2016 года по делу N А83-1466/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1466/2016
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СИМФЕРОПОЛЬСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО"