г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2016 г. |
Дело N А26-11451/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2016 года 30 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Семиглазова В.А., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: Никитин А.М. (доверенность от 23.08.2016)
- от ответчика: Филимонов К.П. (доверенность от 02.12.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19480/2016) рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.05.2016 по делу N А26-11451/2015 (судья Богданова О.В.),
принятое по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "Карельский окатыш"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Карельский окатыш" (далее - АО "Карельский окатыш") о взыскании 1 136 296,60 руб. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от грузополучателя (с учетом увеличения размера исковых требований).
Решением суда от 31.05.2016 в удовлетворении исковых требований отказано, с истца в доход федерального бюджета взыскано 21 363 руб. госпошлины.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" просит решение отменить и удовлетворить исковые требования.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции необоснованно применил при рассмотрении настоящего спора величину технологического срока оборота вагонов (14,8 часа), установленной в Едином технологическом процессе работы железнодорожного пути необщего пользования АО "Карельский окатыш" и станции примыкания Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги, а не величину указанного срока, предусмотренной заключенным договором (6,4 часа).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил приобщить к материалам дела отзыв и дополнения к нему.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, 01.12.2002 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "Карельский окатыш" (владелец) заключен договор N 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования АО "Карельский окатыш" при станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги.
В период с 09.09.2015 по 13.09.2015 следовавшие в адрес АО "Карельский окатыш" порожние вагоны задержаны перевозчиком на промежуточной станции Разъезд из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причине, зависящей от АО "Карельский окатыш" - нарушение технологического срока оборота вагонов.
По тем же причинам на ст. Идель 23.09.2015 задержаны 2 вагона. В период с 26.09.2015. по 30.09.2015 задержаны еще 15 вагонов. В период с 28.09.2015 по 30.09.2015 задержаны 4 вагона. На ст. Кочкома в период с 26.09.2015 по 01.10.2015 задержаны 67 вагонов. На ст. Разъезд 24 км. в период с 22.09.2015 по 03.10.2015 задержаны 59 вагонов. На ст. Шпаловой в период с 24.09.2015 по 03.10.2015 задержаны 62 вагона. На ст. Ледмозеро в период с 27.09.2015 по 04.10.2015 задержаны 64 вагона. На ст. Шавань в период с 23.09.2015 по 04.10.2015 задержаны 75 вагонов.
По прибытии на станцию назначения перевозчиком составлены акты общей формы с указанием в них причин задержки - невыполнение АО "Карельский окатыш" технологического срока оборота вагонов на подъездном пути необщего пользования.
Акты общей формы подписаны АО "Карельский окатыш" с разногласиями, заключающимися в том, что на момент задержки вагонов железнодорожные пути необщего пользования станции Костомукша-товарная не заняты по причинам, зависящим от АО "Карельский окатыш" и у общества имелась возможность без задержки принимать прибывающие в его адрес вагоны.
На основании составленных актов за все время задержки перевозчиком начислена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава по причинам, зависящим от грузополучателя, в общей сумме 1 136 296,60 руб., рассчитанной с применением таблицы N 2 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.15 N 127-т/1.
Невнесение указанной платы обусловило обращение ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из недоказанности факта задержки вагонов и нахождения их на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно статье 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы (далее - ЕТП), порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 5.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила эксплуатации), утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, ЕТП разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца железнодорожного пути необщего пользования и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов. Для пути необщего пользования, принадлежащего АО "Карельский окатыш", среднесуточный грузооборот превышает 400 вагонов в сутки, следовательно, для пути необщего пользования обязательна разработка и утверждение ЕТП.
Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67 утвержден "Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (далее - Порядок).
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов используются перевозчиком, владельцами или пользователями железнодорожного пути необщего пользования при разработке единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания.
При этом технологические сроки оборота вагонов рассчитываются и устанавливаются перевозчиком (исключительная прерогатива) по согласованию с владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования (пункт 1.4 Порядка).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка, для железнодорожных путей необщего пользования, имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов, технологический срок оборота вагонов рассчитывается и устанавливается в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания.
Исходя из последовательного толкования статьи 58 УЖТ, пунктов 1.2, 1.5 Порядка N 67, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что для станции Костомукша-товарная, имеющей среднесуточный грузооборот, превышающий 100 вагонов, что сторонами не оспаривается, единый технологический срок оборота вагонов рассчитывается и устанавливается в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования.
В соответствии с разработанным и утвержденным ОАО "РЖД" 18.01.2013 и утвержденным АО "Карельский окатыш" 08.08.2014 Единым технологическим процессом работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Карельский окатыш" и станции примыкания Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" единый технологический срок оборота вагонов составляет 14,8 часа (таблица 5.9).
По своей сути, срок оборота вагонов, не является договорной величиной в смысле статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как он устанавливается в договоре не по соглашению сторон, а в силу закона (статья 58 УЖТ РФ) и является величиной рассчитываемой перевозчиком и зависящей от многих инженерных, технических, временных и иных факторов, таких как: схема примыкания железнодорожных путей необщего пользования, расстояние подачи и уборки, время на приемо-сдаточные операции, время движения поезда от станции Костомукша-товарная до Комбинатской и обратно; размещения мест погрузки, выгрузки и их технической оснащенности, технологии работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания и т.д.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что технологический срок оборота вагонов, установленный ЕТП, не нарушен со стороны АО "Карельский окатыш". Иной причины задержки вагонов и нахождения их на путях общего пользования в актах общей формы не указано и ОАО "РЖД" не приведено.
В предоставленных представителем Перевозчика актах общей формы усматривается, что технологический срок оборота вагонов во всех случаях не превысил 14,8 часа (в среднем от 7 до 10 часов).
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что истец не доказал факт задержки вагонов и нахождения их на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя в связи с чем соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления АО "Карельский окатыш" предусмотренной частью 12 статьи 39 УЖТ платы.
Иная оценка ОАО "РЖД" фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.05.2016 по делу N А26-11451/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11451/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "КАРЕЛЬСКИЙ ОКАТЫШ"