г. Саратов |
|
07 октября 2016 г. |
Дело N А57-8275/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 августа 2016 года по делу N А57-8275/2015 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению акционерного общества Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" (ИНН 6453012534, ОГРН 1026403040894, адрес местонахождения: 410065, г. Саратов, ул. 3 - я Дачная, д. б/н)
о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ИНН 6453078895, ОГРН 1046405319410, адрес местонахождения: 410040, г. Саратов, ул. Деловой тупик, д. 3),
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24),
при участии в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Перцевой Д.В., действующей по доверенности от 29.08.2016 N 04-25/011367,
представителя акционерного общества Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" - Романовой В.В., действующей по доверенности от 11.01.2016 N 7,
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Перцевой Д.В., действующей по доверенности от 30.08.2016 N 05-17/82,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" (далее - заявитель, Общество, АО ТД "ТЦ - Поволжье", налогоплательщик) с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, Инспекция, налоговый орган) от 26 января 2015 года N 13865 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением арбитражного суда от 07.05.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.06.2015 заявленные ОАО Торговый Дом "ТЦ-Поволжье" требования удовлетворены, признано недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 26 января 2015 года N 13865 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО ТД "ТЦ - Поволжье".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2015 года по делу N А57-8275/2015 отменено, принят по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявления ОАО Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" о признании незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова N13865 от 26 января 2015 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО ТД "ТЦ - Поволжье" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2015 решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А57-8275/2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Решением от 02 августа 2016 года Арбитражный суд Саратовской области заявленные ОАО Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" требования удовлетворил в части.
Суд признал недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова N 13865 от 26 января 2015 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО ТД "ТЦ - Поволжье" в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 1 620 778 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части заявленных требований суд отказал.
Кроме того, суд взыскал с ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова в пользу ОАО Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" судебные расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова не согласилась с принятым решением в части и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
УФНС России по Саратовской области поддерживает требования апелляционной жалобы инспекции в полном объёме.
АО ТД "ТЦ - Поволжье" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "Торговый дом "ТЦ-Поволжье" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
1. 64:48:040819:121
2. 64:48:040819:103
3. 64:48:040819:114
4. 64:48:040819:115
5. 64:48:040819:119
6. 64:48:040819:234
7. 64:48:040819:123
8. 64:48:040819:124
9. 64:48:040819:125
10. 64:48:040819:236
11. 64:48:040819:129
12. 64:48:040819:132
13. 64:48:040819:120
14. 64:48:040819:232
15. 64:48:040819:127
16. 64:48:040819:130
17. 64:48:040819:0118
18. 64:48:040819:176
19. 64:48:040819:182
20. 64:48:040819:175
21. 64:48:040819:181
22. 64:48:040819:183
23. 64:48:040819:177
24. 64:48:040819:221
25. 64:48:040819:221
26. 64:48:040819:221
27. 64:48:040819:179
28. 64:48:040819:184
29. 64:48:40819:178
30. 64:48:40819:133
31. 64:48:40819:238
32. 64:48:040819:237
33. 64:48:40719:46
34. 64:43:040819:229
35. 64:48:040819:219
36. 64:48:040819:228
37. 64:48:040819:5589
38. 64:48:40819:5585
39. 64:48:040819:5588
40. 64:48:040819:5586
41. 64:48:040819:5587
ОАО Торговый Дом "ТЦ-Поволжье" представило 30.01.2014 первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г. с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в размере 9 533 563,00 руб.
29 апреля 2014 года Общество представило первую уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г. с суммой налога к уплате в бюджет - 9 534 905,00 руб. Сумма к доплате составила - 1342,00 руб.
04 июля 2014 года Общество представило вторую уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г. на сумму к уплате в бюджет - 9 534 905,00 руб., то есть сумма к доплате составляет 0 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что при исчислении земельного налога за 2013 год ОАО Торговый Дом "ТЦ-Поволжье" в качестве налоговой базы необоснованно применена кадастровая стоимость, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в отношении принадлежащих Обществу земельных участков.
Налоговая инспекция указала на необходимость руководствоваться для расчета суммы земельного налога за 2013 год сведениями кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Решением ИФНС по Ленинскому району г. Саратова N 13865 от 26.01.2015 ОАО "ТД "ТЦ-Поволжье" доначислена сумма неуплаченного налога в размере 3637370,00 рублей.
Кроме того, указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 727474,00 рублей; Обществу начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога по состоянию на 26.01.2015 в размере 289495,82 рублей.
ОАО "Торговый дом "ТЦ-Поволжье", не согласившись с решением Инспекции от 26.01.2015 N 13865, обжаловала его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Саратовской области от 02.04.2015 апелляционная жалоба ОАО "Торговый дом "ТЦ-Поволжья" на решение ИФНС по Ленинскому району г. Саратова от 26.01.2015 N 13865 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 26.01.2015 N 13865 нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество оспорило его в судебном порядке.
При новом рассмотрении суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Инспекции от 26.01.2015 N 13865 подлежит признанию недействительным в части доначисления земельного налога за 2013 г. в сумме 1620778 руб. и в части соответствующих сумм пени и штрафа. При этом суд исходил из того, что в рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков за 2013 год может быть определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Торговый дом "ТЦ-Поволжье" при исчислении земельного налога за 2013 год в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка, утвержденная Распоряжение N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты по настоящему делу, указал, что поскольку распоряжение N 989-р вступило в силу 11.01.2013, после официального опубликования на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии", в силу статьи 5 Кодекса подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2014. В этой связи является верным вывод судебных инстанций о том, что заявителем необоснованно применена кадастровая стоимость при исчислении земельного налога, утвержденная Распоряжением N 989-р.
При этом суд кассационной инстанции указал, что по состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 НК РФ момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013 действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", которым утверждена иная кадастровая стоимость земельных участков.
Однако постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области".
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не может быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11).
Поэтому в рассматриваемом случае при расчете земельного налога за отчетные периоды 2013 года подлежит применению кадастровая оценка земель, которая была установлена ранее.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду следует установить нормативный акт или иное правовое основание, определяющее кадастровую стоимость спорного земельного участка на соответствующий период, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованием закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
В силу части 2.1 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.07.2011 N 2647/11, земельный налог не может быть уплачен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. При этом, поскольку результаты последующей государственной кадастровой оценки земель могут быть применены только в следующем налоговом периоде, применению подлежат результаты государственной кадастровой оценки земель, действовавшие до вступления в силу нормативного акта, утратившего силу в течение налогового периода.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области по состоянию на 01.01.2001 утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П. Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1, N 2, признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
Постановлениями Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П в постановление от 30.11.2007 N 423-П внесены изменения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах суд, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, пришел к правомерному выводу о том, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
В процессе рассмотрения дела, ИФНС по Ленинскому району г. Саратова суду представлен расчет по земельному налогу по второй уточненной декларации АО "ТД "ТЦ-Поволжье" за 2013 г., произведенный на основании Постановления Правительства Саратовской области от 24 января 2003 г. N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области" и сведений, представленных ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области.
С произведенным расчетом по Постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N 6-П заявитель согласен, кроме как не согласился с расчетом по четырем земельным участкам, полагает, что по четырем земельным участкам, имеющим следующие кадастровые номера: 64:48:040819:182, 64:48:040819:175, 64:48:040819:181, 64:48:040819:183, ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова представлен некорректный расчет, поскольку данный расчет произведен на основании кадастровой стоимости земельных участков с разрешенным использованием земельных участков - под земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятия, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения, из расчета 5094,93 руб. за 1 кв.м., отнесенный к 11 группе видов разрешенного использования, указанных в приложении к Постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
В то время как, согласно имеющихся у АО "ТД "ТЦ-Поволжье" кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами: 64:48:040819:182, 64:48:040819:175, 64:48:040819:181, 64:48:040819:183, разрешенным использованием земельных участков является размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного, снабжения, сбыта и заготовок.
Судами первой и апелляционной инстанций проверен расчет ИФНС по Ленинскому району г. Саратова.
Земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:40819:182, 64:48:40819:181, 64:48:40819:183 учтены в кадастре недвижимости с разрешенным использованием, указанном в кадастровых паспортах, "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"
Как верно указал суд, данному виду разрешенного использования соответствует удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5094.93, отнесенный 11 группе видов разрешенного использования, указанных в приложении к Постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области" - под земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятия, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения, из расчета 5094,93 руб. за 1 кв.м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с учетом уточнения, сумма земельного налога, подлежащего доплате по второй уточненной налоговой декларации за 2013 год составила 2 016 592 руб. (11651497-9634905).
Апелляционная жалоба доводов, относительно несогласия с расчетами суда, не содержит. Налоговый орган настаивает на применении к спорным правоотношениям постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П.
Представитель Общества в судебном заседании так же пояснил суду апелляционной инстанции, что доводов, относительно несогласия с расчетами суда, не имеет; полагает, что на отчетный период с 11.01.2013 по 31.12.2013 в Саратовской области нормативно-правовой акт, устанавливающий кадастровую стоимость земель отсутствовал, следовательно, налоговая база не могла быть определена и земельный налог уплате не подлежит.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества, поскольку, как указано выше, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Инспекции N 13865 от 26.01.2015 г. в части доначисления земельного налога за 2013 г. в сумме 1 620 778 руб. и в части соответствующих сумм пени и штрафа.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 августа 2016 года по делу N А57-8275/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8275/2015
Истец: ОАО "Торговый Дом "ТЦ-Поволжье"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова
Третье лицо: УФНС России по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9744/16
02.08.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8275/15
23.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-693/15
22.10.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-693/15
29.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6780/15
15.06.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8275/15