город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2016 г. |
дело N А32-12384/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордейко М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2016 по делу N А32-12384/2016
по иску администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании права собственности отсутствующим,
принятое судьей Семушиным А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик, департамент) о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0411006:7, площадью 47 413 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, Южная промзона, 4 км. Сухумского шоссе.
Исковые требования мотивированы тем, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано также за г. Геленджик.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2016 право собственности субъекта РФ - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0411006:7, общей площадью 47 413 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, Южная промзона, 4 км. Сухумского шоссе, признано отсутствующим.
Решение мотивировано тем, что на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности г. Геленджику. Указанные объекты поступили в собственность города из собственности края. Соответственно, в силу статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации к истцу перешло и право собственности на земельный участок. Земельный участок также находится во владении муниципального образования. Таким образом, имеются необходимые условия для удовлетворения иска.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2016 по делу N A32-12384/2016 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что право собственности Краснодарского края на земельный участок зарегистрировано правомерно, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент государственной регистрации права, при разграничении государственной собственности на землю.
С 1995 года спорный земельный участок был предоставлен государственному унитарному предприятию "Геленджикское ДРСУ" краевого уровня собственности на праве постоянного (бессрочного) пользования, поэтому в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона N 137-ФЗ), введенной в действие с 01.07.2006, статей 16-19 Земельного кодекса Российской Федерации, право государственной собственности на спорный земельный участок на момент регистрации права муниципальной собственности на данный участок являлось разграниченным и принадлежало субъекту Российской Федерации -Краснодарский край.
Кроме того, на момент регистрации права муниципальной собственности на земельный участок право государственной собственности Краснодарского края было зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имелась запись регистрации от 27.05.2004 23-01/00-119/2004-294.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию город-курорт Геленджик на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 47 413 кв. м с кадастровым номером 23:40:0411006:7, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, Южная промзона, 4 км. Сухумского шоссе, с видом разрешенного использования "для размещения асфальтобетонного завода", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.2007 серии 23-АД N 856974.
На спорном земельном участке расположены следующие объекты недвижимого имущества: здание ГРП литер "О" площадью 13,6 кв. м; компрессорная литер "Н" площадью 25,3 кв. м; битумохранилище литер "Е" площадью 131,4 кв. м; битумохранилище литер "Ж" площадью 15,2 кв. м; битумохранилище литер "Е" площадью 27,1 кв. м; битумоплавильная литер "И" площадью 49,3 кв. м; пожарный водоем литер "3" площадью 138,3 кв. м; трансформаторная подстанция литер "Л" площадью 38,5 кв. м; катодная литер "К" площадью 5,8 кв. м; мазутный фильтр литер "Д" площадью 5,7 кв. м; мазутохранилище литер "В" площадью 219,8 кв. м; мастерская-котельная литер "Б" площадью 98,6 кв. м; здание РБУ литер "М" площадью 37,8 кв. м; подпорная стена АБЗ литер "V" протяженностью 199 м.
Указанные объекты недвижимого имущества были переданы из собственности Краснодарского края в собственность муниципального образования г. Геленджик в 1992 году.
Право собственности муниципального образования город-курорт Геленджик зарегистрировано с 2007 года.
Спорный участок находится во владении муниципального образования город-курорт Геленджик, что также подтверждается актом осмотра.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.12.2015 N 23/012/519/2015-229 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:40:0411006:7 является муниципальное образование город-курорт Геленджик (с 19.12.2007), а также субъект Российской Федерации - Краснодарский край (с 27.05.2004).
Истец полагает, что собственность субъекта РФ - Краснодарского края на спорный земельный участок не могла возникнуть, так как объекты недвижимого имущества были переданы в собственность муниципального образования, в связи с чем возникло и право собственности муниципального образования на земельный участок.
На основании изложенного администрация обратилась в суд с настоящими требованиями, полагая, что право собственности на данный земельный участок возникло у истца в силу закона.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Вместе с тем, из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:40:0411006:7, площадью 47 413 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, Южная промзона, 4 км. Сухумского шоссе не следует его нахождение в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны г. Геленджика (л.д. 31). Право федеральной собственности на земельный участок зарегистрировано не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при определении надлежащего собственника земельного участка верно руководствовался Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии со статьей 5 указанного Закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Из свидетельств о праве муниципальной собственности на недвижимое имущество, находящееся на спорном земельном участке, выданных в сентябре-ноябре 2007 года, следует, что основанием государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество послужило решение Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 261 от 08.07.1992 (л.д. 8-21). Согласно указанному решению в муниципальную собственность г. Геленджика передано Специализированное дорожное ремонтно-строительное управление МО ЖКХ (л.д. 55-61).
Постановлением Главы администрации г. Геленджика от 01.03.1996 N 348 (л.д. 54) указанному предприятию было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для асфальто-бетонного завода в Южной промзоне г. Геленджика, предоставленное по постановлению Главы администрации г. Геленджика от 02.11.1995 N 2000, что соответствует информации, содержащейся в апелляционной жалобе.
Однако предположение ответчика о принадлежности предприятия к собственности края в указанный период является ошибочным, поскольку опровергается решением Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 261 от 08.07.1992.
Согласно свидетельству о праве краевой собственности на спорный земельный участок от 28.05.2004 основанием государственной регистрации этого права послужило постановление Главы администрации г. Геленджика от 01.03.1996 N 348.
Однако постановление о переоформлении муниципальному предприятию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не может служить основанием для государственной регистрации права государственной собственности субъекта РФ на спорный земельный участок. К тому же доказательств включения спорного земельного участка в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", ответчиком не представлено.
Соответственно, государственная регистрация права краевой собственности на спорный земельный участок в 2004 году была произведена безосновательно.
В период же государственной регистрации права собственности г. Геленджик на спорный земельный участок действовала статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. При этом включения земельного участка в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, не требовалось.
Наличие недвижимости, принадлежащей г. Геленджик на праве собственности и находящейся на спорном земельном участке, подтверждено материалами дела. Следовательно, государственная регистрация права собственности муниципального образования г. Геленджик на указанный земельный участок осуществлена обоснованно.
Иные правовые основания для удовлетворения иска о признании права собственности отсутствующим, в том числе наличие владения истца, установлены судом первой инстанции на основании материалов дела верно.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2016 по делу N А32-12384/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12384/2016
Истец: Администрация МО г. Геленджик, Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю