Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 апреля 2017 г. N Ф05-975/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
07 октября 2016 г. |
Дело N А40-31969/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2016 по делу N А40-31969/16,
принятое судьей И.Н. Уточкиным (92-273)
по заявлению ООО "Алексеевский соевый комбинат"
к Министерству юстиции Российской Федерации
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Сараев А.В. по доверенности от 06.05.2016; |
от ответчика: |
Хрисанфов В.В. по доверенности от 28.03.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Алексеевский соевый комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Министерства юстиции Российской Федерации (далее - министерство), оформленного письмом от 25.12.2015 N 06-153667/15, в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справке МИФНС по ЦОД от 16.11.2015 N07-11/28874 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2015 году для целей предъявления указанного документа на территории Республики Казахстан.
Также общество просило обязать министерство в течение 7 (семи) дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав путем проставления апостиля на справке МИФНС по ЦОД от 16.11.2015 N 07-11/28874 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2015 году для целей предъявления указанного документа на территории Республики Казахстан.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, министерство обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявления.
В судебном заседании апелляционного суда представитель министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалоб, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал решение суда первой инстанции, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно п/п 30.30. п.7 Положения о министерстве (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313) министерство проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении министерством государственной услуги по проставлению апостиля изложен в п.35 Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130.
В соответствии с п.35 названного Административного регламента одним из правовых оснований для отказа в проставлении апостиля является случай, когда официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее - Конвенция).
В п.1 ст.13 Конвенции сказано, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.
Принимая оспариваемое решение от 25.12.2015 об отказе обществу в проставлении апостиля на справках МИФНС по ЦОД министерство сослалось на ст.13 Конвенции.
По мнению министерства, изложенному в решении от 25.12.2015, возможность применения ст.13 Конвенции объясняется сложившейся правоприменительной практикой.
Апелляционный суд полагает, что такое суждение о применении ст.13 Конвенции применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела недопустимо.
Как изложено выше, Конвенция осуществляет правовое регулирование по гражданским, семейным и уголовным делам.
Министерством во исполнение положений ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не представлено доказательств того, что справка МИФНС по ЦОД о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации имеет отношение к гражданским, семейным и уголовным делам.
Как изложено выше, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении министерством государственной услуги по проставлению апостиля изложен в п.35 Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130.
Изложенное министерством в решении от 25.12.2015 основание для отказа в проставлении апостиля в указанный исчерпывающий перечень не входит.
Следовательно, у министерства не было правовых оснований для отказа обществу в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справке МИФНС по ЦОД о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации для целей предъявления справки на территорию Республики Казахстан.
Апелляционный суд отклоняет довод министерства о заключении между Российской Федерацией и Республикой Казахстан соглашения путем обмена нотами (нота Министерства иностранных дел Республики Казахстан от 22.02.2016 N 15-1/562, нота Министерства иностранных дел Российской Федерации N 3154/3дснг) об устранении двойного налогообложения.
Данное соглашение до настоящего времени не вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.06.2016 по делу N А40-31969/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31969/2016
Истец: ООО "АЛЕКСЕЕВСКИЙ СОЕВЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство юстиции РФ