Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить дополнительное соглашение
г. Красноярск |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А33-5669/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи - Парфентьевой О.Ю.,
судей: Петровской О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря Каверзиной Т.П.,
при участии: от истца - открытого акционерного общества "Карабулалес": Горовенко А.Н., представителя по доверенности от 10.03.2016, паспорт;
от ответчика - министерства лесного хозяйства Красноярского края: Переславцев А.В., представителя по доверенности от 08.09.2016 N Л1-0674, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Карабулалес" (ИНН 2407000625, ОГРН 1022400593280),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 31 мая 2016 года по делу N А33-5669/2016, принятое судьёй Трубачевым И.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Карабулалес" (ИНН 2407000625, ОГРН 1022400593280, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915, далее - ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору лесного участка от 09.09.2008 N 81-з, в следующей редакции:
"Дополнительное соглашение N ___
к договору аренды лесных участков от 09.09.2008 N 81-з
12.01.2016 г. Красноярск
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края в лице___________________, действующего на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, именуемое в дальнейшем "Арендодатель" с одной стороны, и открытое акционерное общество "Карабулалес" в лице директора _________________, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", учитывая пункт 20 договора аренды лесного участка от 09.09.2008 N 81-з, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.
1. Внести следующие изменения в договор аренды лесного участка от 09.09.2008 N 81-з (далее - Договор):
1.1. Преамбулу Договора изложить в новой редакции:
"Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края в лице ____________________, действующего на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и открытое акционерное общество "Карабулалес" в лице директора __________________, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, руководствуясь приказом агентства лесной отрасли администрации Красноярского края от 09.09.2008 N 1537, заключили настоящий Договор о нижеследующем.".
1.2. По всему тексту Договора слова "Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края" в соответствующем падеже заменить словами "Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края" в соответствующем падеже.
1.3. По всему тексту Договора слова "руководитель агентства лесной отрасли Красноярского края А.В. Калинин" в соответствующем падеже заменить словами "___________________________" в соответствующем падеже.
1.4. Дополнить договор пунктом 5.1 к договору в следующей редакции: "Арендная плата по сплошным санитарным рубкам на 2016-2017 год составляет 105528 (сто пять тысяч пятьсот двадцать восемь) рублей.".
1.5. Пункт 13 подпункты "е", "ж", "з" изложить в новой редакции;
е) осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта
лесов;
в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщать об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по
недопущению распространения лесного пожара;
ж) обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
з) осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении 6.".
1.6. Подпункт "в" пункта 13 Договора дополнить абзацем следующего содержания:
"в случае изменения условий договора внести изменения в проект освоения лесов и получить на него положительное экспертное заключение государственной экспертизы в течение 60 дней со дня подписания соглашения об изменении условий Договора;".
1.7. Пункт 22 Договора изложить в следующей редакции:
"22. Не допускается внесение изменений в настоящий Договор, заключенный по результатам аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случаев изменения целевого назначения
лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали
основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
22.1. Настоящий Договор, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.".
1.8. В разделе "Реквизиты и подписи сторон" Договора реквизиты Арендодателя изложить в следующей редакции:
"Арендодатель: Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края Юридический адрес: 660009, г. Красноярск, ул. Ленина 125. Фактический адрес: 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50а, тел. (3912) 907-410 факс (3912) 907-425 ИНН 2466212188, КПП 246601001, БИК040407001, р/с 40101810600000010001 Отделение Красноярск |
Арендатор: ОАО "Карабулалес" ИНН 2407000625 КПП 240701001 Юридический адрес: 663467, Красноярский край, Богучанский район, п. Таежный, ул. Новая, 6 А. тел. 8 (391) 26 549 р/с 40702810931340014116 Каннское ОСБ N 279/082 Восточно- Сибирский Банк Сбербанка РФ к/с 30101810800000000627 БИК 040407627." |
1.9. Приложение N 3 на 2016-2017 год изложить в редакции, согласно приложению
N 1 к настоящему Соглашению.
1.10. Приложение N 4 на 2016-2017 год дополнить, согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению.
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора и вступает в силу с даты его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
3. Настоящее Соглашение составлено в трех подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон, третий экземпляр в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Красноярскому краю.
4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Соглашением, действуют
условия Договора.
Арендодатель: Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края Юридический адрес: 660009, г. Красноярск, ул. Ленина 125. Фактический адрес: 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50а, тел. (3912) 907-410 факс (3912) 907-425 ИНН 2466212188, КПП 246601001, БИК040407001, р/с 40101810600000010001 Отделение Красноярск |
Арендатор: ОАО "Карабулалес" ИНН 2407000625 КПП 240701001 Юридический адрес: 663467, Красноярский край, Богучанский район, п. Таежный, ул. Новая, 6 А. тел. 8 (391) 26 549 р/с 40702810931340014116 Каннское ОСБ N 279/082 Восточно- Сибирский Банк Сбербанка РФ к/с 30101810800000000627 БИК 040407627 |
Приложение N 1
к дополнительному соглашению
от __________ N __________
Приложение N 3
к договору аренды лесного участка
от 09.09.2008 N 81-з
Объёмы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке
(куб.м)
Хозяйство |
Ежегодный объем заготовки древесины |
Всего |
|||
При рубке спелых и перестойных лесных насаждений |
При рубке лесных насаждений при уходе за лесами |
при рубке повреждён ных и погибших лесных насаждений |
лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатываю щей инфраструктуры <*> |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Хвойное |
5460 0 |
|
24364 |
|
7896 4 |
Твердолиственное |
|
|
|
|
|
Мягколиственное |
8600 |
|
1287 |
|
9887 |
Итого: |
6320 0 |
|
25651 |
|
8885 1 |
*Объемы использования лесов, в том числе при рубках, связанных с созданием лесной инфраструктуры в целях, охраны, защиты, воспроизводства лесов (разрубка, расчистка квартальных, граничных просек, визиров, строительство, ремонт, эксплуатация лесных дорого, устройство противопожарных дорог, устройство противопожарных разрывов и т.п.) определяются при разработке проекта освоения лесов.
Приложение N 2
к дополнительному соглашению
от _______________ N _______
Приложение N 4
к договору аренды лесного участка
от 09.09.2008 N 81-з
СРОКИ
внесения арендной платы
(рублей)
Календарный план (кварталы года) |
Арендная плата установленная по договору аренды лесного участка, -всего |
в том числе |
||
в местный бюджет |
в бюджет субъекта |
в федеральный бюджет Российской Федерации |
||
|
|
|
||
Кроме того, сплошные-санитарные рубки: | ||||
I 15.03 |
|
|
|
26382 |
II 15.06 |
|
|
|
26382 |
III 15.09 |
|
|
|
26382 |
IV 15.12 |
|
|
|
26382 |
|
|
|
|
105528 |
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе, указывая на факты обнаружения неблагополучного состояния лесов, поврежденных пожаром 2014 году, и осуществления в связи с этим сплошной санитарной рубки истцом на площади 113,0 га с вырубаемым запасом древесины 29793 куб.м., а также ссылаясь на пункты 5, 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункт "б" пункта 2, пункт 14 Правил санитарной безопасности в лессах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, пункт 8 Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований, утвержденного приказом Рослесхоза от 15.05.2015 N 159 ООО "Карабулалес" считает, что имеются правовые основания для изменения условий договора аренды в судебном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы также указывает, что суд, сославшись на пункт 6 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, не учел доводы истца, основанные на пункте 33 Порядка разработки проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69.
Изменение условий договора аренды в судебном порядке обусловлено необходимостью выполнения арендатором обязанности по изменению проекта освоения лесов (раздела, уточняющего объемы санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке), а также оплаты древесины, вырубленной истцом при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на лесном участке.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы и просило отказать в ее удовлетворении.
Определением от 08.07.2016 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22.08.2016.
В судебном заседании 22.08.2016 рассмотрено заявление Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о процессуальном правопреемстве.
Судом апелляционной инстанции с учетом предоставленных документов о передаче полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений Министерству лесного хозяйства Красноярского края, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
В связи с изложенным, судебное разбирательство по апелляционной жалобе, на основании статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, откладывалось до 15 часов 00 минут 27.09.2016.
Определением от 26.09.2016 в составе судей произведена замена, в связи с очередным отпуском судья Белан Н.Н. заменена на судью Петровскую О.В.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.09.2016 рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
В связи с необходимостью предоставления Министерством лесного хозяйства Красноярского края отзыва на апелляционную жалобу в судебном заседании 27.09.2016 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 35 минут 30.09.2016.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство, ответчик) представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и ОАО "Карабулалес" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 09.09.2008 N 81-з, в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок на срок 46 лет, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 настоящего договора.
В пункте 2 договора аренды указано: лесной участок площадью 25800 га расположен: Краевое государственное бюджетное учреждение "Невонское лесничество", Ирбинское участковое лесничество в кварталах N N 144, 189, 190, 199, 233, 234 (часть), 235 (часть), 236 (часть), 237, 238, 239, 240, 241, 277 (часть), 278, 279, 280, 281, 282, 283, 283, 285, 313 (часть), 314, 315, 316, 317, 350, 351, 352, 345, 346, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0310-2008-09-3355-1 и предназначен для заготовки древесины.
Согласно пункту 3 договора, схемы расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора.
В соответствии с пунктом 4 договора аренды, арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Пункту 5 договора аренды, ежегодная арендная плата предусмотрена в размере 1 743 400 руб., НДС не облагается.
Согласно пункту 6 договора, арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного получения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей.
В соответствии с пунктом 7 договора аренды, арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
Пунктом 8 договора предусмотрено, что аренды, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор.
В разделе III договора предусмотрены права и обязанности сторон, в частности в подпункте "а" пункта 12 предусмотрено, что арендатор имеет право приступить использованию лесного участка после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, и предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно подпункту "ж" пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 за счет собственных средств.
Согласно пункту 20 договора аренды, все изменения к настоящему договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации, за исключением пункта 8 настоящего договора.
Согласно пункту 26 договора аренды, срок действия настоящего договора устанавливается с момента государственной регистрации по 04.09.2056 включительно.
Приложением N 1 к договору аренды является схема расположения и границы лесного участка, приложением N 2 - характеристика лесного участка и его насаждений.
В приложении N 3 к договору аренды указаны цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, в приложении N 4 - сроки внесения арендной платы, в приложении N 4 (1) - товарная структура ежегодной расчетной лесосеки по участку и расчет арендной платы. Приложением N 5 к договору аренды является акт приема-передачи лесного участка в аренду от 09.09.2008. В приложении N 6 к договору аренды указаны объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
В исковом заявлении истец указывает, что арендодатель предложил арендатору заключить дополнительное соглашение к договору аренды. При этом документов подтверждающих данное обстоятельство в материалы дела не представлены. Как и не представлена редакция дополнительного соглашения N 4 от 10.08.2015, подготовленная Министерством.
В материалы дела истцом представлены:
протокол разногласий к проекту дополнительного соглашения от 11.09.2015, подписанный ОАО "Карабулалес" (л.д. 34);
проект дополнительного соглашения без даты, из которого следует, что пункт 1.4 изложен в редакции указанной в протоколе разногласий и предложенной ОАО "Карабулалес", а пункт 1.5 изложен в редакции, которую, как следует из протокола разногласий, предложило Министерство (л.д. 30-33).
Истец предложил увеличить размер арендных платежей и оплатить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в которые входит сплошная санитарная рубка поврежденных и погибших лесных насаждений на лесном участке.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени на предлагаемые разногласия к дополнительному соглашению истцом ответы от ответчика не получены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к спорным правоотношениям применяются положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды лесного участка.
Порядок заключения договора аренды лесного участка предусмотрен статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Специальный порядок предусмотрен статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 74 (в редакции, действовавшей на момент обращения с иском в суд и на момент составления протокола разногласий) содержалось специальное правило, согласно которому при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
В силу части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Суд первой инстанции при толковании положений указанной нормы правильно исходил из того, что часть 7 статьи 53.7 Лесного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного в порядке статьи 74 Лесного кодекса РФ, по соглашению сторон.
Так, в силу названной нормы, договор аренды лесного участка по соглашению сторон может быть изменен либо расторгнут в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на переданном в аренду лесном участке к выше указанным обстоятельствам не относится.
Согласно пункту 6 статьи 53.7. Лесного кодекса Российской Федерации, по результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов.
Согласно пояснениям истца и ответчика, на момент подписания протокола разногласий и на момент обращения с иском в суд лесной участок, назначенный в санитарную рубку, вырублен истцом полностью.
В соответствии подпунктом "ж" пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 за счет собственных средств.
В приложении N 6 указано на следующий вид мероприятий - обеспечение мер санитарной безопасности на арендованном лесном участке (оформление листков сигнализации, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий на площади 25716 га).
После заключения договора аренды лесного участка истец разработал проект освоения лесов, в котором отразил мероприятия, которые будут проводиться на арендованном лесном участке. Санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) осуществляются во время заготовки древесины. Санитарно-оздоровительные мероприятия ввиду отсутствия необходимости их проведения не проводятся (стр. 63 Проекта освоения лесов).
Доводу заявителя апелляционной жалобы относительно того, что после заключения договора были существенно изменены обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора, а именно - возникла острая необходимость в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в результате ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, возникшей вследствие лесных пожаров, судом первой инстанции дана надлежащая оценка и он обоснованно отклонен, с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров", режим чрезвычайной ситуации в лесах в зависимости от ее характера вводится соответствующим решением руководителя органа местного самоуправления, органа исполнительной власти субъекта РФ или Правительственной комиссией.
Поскольку ответчиками в материалы дела не представлены доказательства введения чрезвычайной ситуации на арендуемом лесном участке, оснований для признания наличия факта существенного изменения обстоятельств после заключения договора, не имеется.
Само по себе проведение уполномоченным органом лесопатологического обследования и составления акта по его результатам не может являться самостоятельным основанием для удовлетворения исковых требований, при отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, перечисленных в части 6 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, планирования и обоснования лесозащитных мероприятий.
То обстоятельство, что истец, до внесения в установленном порядке соответствующих изменений в проект освоения лесов и в договор аренды, самостоятельно осуществил сплошную рубку лесных насаждений, свидетельствует о нарушении установленного порядка, и не может являться основанием для изменения договора аренды в судебном порядке.
Наличие акта лесопатологического обследования не может расцениваться в качестве разрешения на проведение сплошной рубки.
Истец не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о выдаче ему разрешения на проведение сплошной рубки на площади 113,0 га с вырубаемым запасом древесины 29793 куб.м.
Имеющееся в материалах дела письмо от 08.12.2014 N МПР/5-29383 (л.д.36), на которое ссылается истец в апелляционной жалобе, не может рассматриваться в качестве разрешения на осуществления арендатором сплошной рубки, поскольку данное письмо адресовано руководителю КГКУ "Невонское лестничество".
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что результатом проведенного лесопатологического обследования явилось разрешение на проведение сплошной рубки, подлежит отклонению как не соответствующий материалам дела.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований и внесения изменений в договор аренды лесного участка от 09.09.2008 N 81-з.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.05.2016 по делу N А33-5669/2016 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменить истца министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края на министерство лесного хозяйства по Красноярскому краю.
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" мая 2016 года по делу N А33-5669/2016
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5669/2016
Истец: ОАО "Карабулалес"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства КК