г. Вологда |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А66-1959/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Синема Плюс" на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 июля 2016 года по делу N А66-1959/2016 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Синема Плюс" (место нахождения: 170040, г. Тверь, ул. Борихино поле, д. 1; ОГРН 1096952026324, ИНН 6950110394, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, пер. Смоленский, д. 29; ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320, далее - Министерство) о признании недействительным (ничтожным) условия пункта 2.1 договора купли-продажи от 24.02.2015 N 56 в части выкупной цены земельного участка в размере 2 256 737 руб. 35 коп., как несоответствующего положениям правового акта (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (далее - Кадастровая палата).
Определением от 11 апреля 2016 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Твери (далее - Администрация).
Решением от 04 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. Спорные правоотношения возникли в связи с заявлением истца от 30.12.2014, следовательно, к ним подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без учета вступивших с 01.03.2015 изменений. Ответчик располагал сведениями об изменении кадастровой стоимости выкупаемого земельного участка, однако не довел данную информацию до заявителя. Считает, что выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период обращения Общества с соответствующим заявлением.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.12.2014 Общество обратилось в Министерство с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400062:559 по льготной стоимости 2,5% от кадастровой стоимости (том 1 лист 101).
24.02.2015 истцом (покупатель) и ответчиком (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности N 56, по условиям которого продавец обязуется передать, а покупатель - оплатить и принять в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью 4337 кв.м., расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 33, кадастровый номер участка 69:40:0400062:559, для целей эксплуатации административного здания, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора цена участка согласно расчету цены участка (приложение к договору) составляет 2 256 737 руб. 35 коп.
При расчете выкупной цены земельного участка продавцом была применена кадастровая стоимость в размере 90 269 493 руб. 97 коп., указанная в кадастровом паспорте земельного участка N 02-69/15-1-30745 от 03.02.2015 (том 1 листы 104-106).
Общество платежными поручениями от 17.02.2015 N 10, от 26.02.2015 N 13 перечислило Администрации денежные средства в размере 2 256 737 руб. 35 коп.
Стороны 03.03.2015 подписали передаточный акт к договору купли-продажи земельного участка от 24.02.2015 N 56.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.03.2015, запись о регистрации N 69-69-002-69/140/014/2015-724/1.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 N 13-нп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области (приказ вступил в силу с 01.01.2015).
Согласно кадастровой справке от 19.08.2015 о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровый номер 69:40:0400062:559, кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 39 773 412 руб. 64 коп. Соответствующие изменения в кадастр недвижимости внесены 17.03.2015 (том 1 лист 43).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка от 24.02.2015 N 56 в части изменения выкупной цены.
Письмом от 29.06.2015 N 9516-08 Администрация отказалась вносить изменения в договор купли-продажи земельного участка, указав, что расчет выкупной стоимости земельного участка был произведен исходя из кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте спорного земельного участка, приложенного к заявлению истца о предоставлении в собственность земельного участка.
Поскольку ответчиком не были внесены изменения в договор купли-продажи земельного участка в части изменения выкупной цены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм прав и материалов дела.
Пунктами 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Исходя из положений статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 36 ЗК РФ, действовавшей на момент заключения оспариваемой сделки, юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 137), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 2 ФЗ N 137 дополнен абзацем четвертым, предусматривающим возможность выкупа земельных участков юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по льготной цене.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органом кадастрового учета вносятся сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В статье 29 ЗК РФ указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из представленных в материалы дела документов усматривается следующее.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400062:559, площадью 4337 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 29.12.2014.
На дату подачи заявления о выкупе, как и на дату заключения договора купли-продажи, кадастровая стоимость земельного участка была равной 90 269 493 руб. 97 коп.
Исходя из указанной кадастровой стоимости, в договоре купли-продажи земельного участка от 24.02.2015, определена цена спорного участка - 2 256 737 руб. 35 коп.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области. Данный приказ вступил в силу с 01.01.2015.
В настоящее время кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 39 773 412 руб. 64 коп.
Дата внесения сведений о кадастровой стоимости указанного участка в государственный кадастр недвижимости - 17.03.2015.
Согласно статье 24.20. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку новые сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены 17.03.2015, на момент получения ответчиком заявления истца о предоставлении в собственность земельного участка (30.12.2014), как и на момент заключения оспариваемого договора купли-продажи (24.02.2015), кадастровая стоимость земельного участка составляла 90 269 493 руб. 97 коп., суд первой инстанции правомерно указал, что на момент совершения сделки условие пункта 2.1 договора, в части выкупной цены земельного участка, соответствовало законодательству.
При таких обстоятельствах, оснований для признания указанного пункта договора недействительным, у суда первой инстанции не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении жалобы расходы истца по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
В связи с тем, что при подаче апелляционной жалобы апеллянтом была излишне уплачена государственная пошлина, из федерального бюджета в пользу плательщика подлежит возврату 3000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 июля 2016 года по делу N А66-1959/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Синема Плюс" - без удовлетворения.
Возвратить Лобкову Геннадию Дмитриевичу из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.08.2016 N 24.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1959/2016
Истец: ООО "СИНЕМА ПЛЮС"
Ответчик: Администрация города Твери, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация города Твери, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" в лице филиала "ФКП Росреестра"