г. Самара |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А65-8173/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Карпова В.В., Холодковой Ю.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочковой А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября - 04 октября 2016 года, в помещении суда, в зале N 7,
апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года по делу
N А65-8173/2016 (судья Ситдиков Б.Ш.)
по иску Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан
к ООО "СТП Логистик",
ИП Хакимовой З.Т.,
о взыскании солидарно денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - ГКУ Служба весового контроля РБ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью (ООО) "СТП Логистик", ИП Хакимовой З.Т. - 102 051 руб. в счет возмещения вреда автомобильной дороге.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
ГКУ Служба весового контроля РБ, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие участников процесса.
В судебном заседании 29 сентября 2016 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 04 октября 2016 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
Рассмотрев имеющиеся документы, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года по делу N А65-8173/2016 подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01 апреля 2014 года при осуществлении весового контроля на 9 км автодороги Дюртюли - Нефтекамск сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее - ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки МАЗ модель 544018-1320-031, регистрационный номер О150ХО 116, с полуприцепом марки ШМИТЦ модель SО1, регистрационный номер АО 8481 16, принадлежащий ответчикам, под управлением водителя Лучшева Сергея Анатольевича.
Факт принадлежности транспортного средства ответчикам подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач 16 ХМ 718786, на полуприцеп 16 ТТ 494252 (л.д.73).
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-15С-весы автомобильные переносные) фирмы МЕТА, модификации (модель) ВА-15С-2. заводской номер N 1925 и N 1926. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 02 декабря 2013 года, что подтверждается оттиском поверительного клейма на весы, голограммой о прохождении поверки в паспорте весов (подтверждается паспортом на весовое оборудование, приложение N 6). что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт N 587 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 01 апреля 2014 года.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 102 051 руб. 00 коп.
Указанная сумма в добровольном порядке не уплачена.
ГКУ Служба весового контроля РБ направило претензионное письмо N 1682 от 23 апреля 2014 года о необходимости уплаты суммы ущерба, однако денежные средства в возмещение ущерба уплачены не были.
В связи с неоплатой в добровольном порядке со стороны ответчиков суммы вреда, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе, на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утвердило "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов" (далее - Правила), которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
По пункту 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года N 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
Согласно подпункту "а" пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27 апреля 2011 года N 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 6 февраля 2014 года N 76-р или указанными в специальном разрешении.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 6 февраля 2014 года N 76-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Согласно п.2.2 Устава ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан осуществляет мероприятия по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги) совместно с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, владельцем автомобильных дорог, а также иными заинтересованными лицами.
Для осуществления поставленных целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности (в том числе):
- выдает специальные разрешения и осуществляет согласование на проезд автотранспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, осуществляет согласование на проезд автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы по автомобильным дорогам, а также специальные разрешения на проезд автотранспортных средств в период временных ограничений или прекращения движения по автомобильным дорогам вследствие неблагоприятных дорожно-климатических условий;
- осуществляет расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам;
- осуществляет взвешивание транспортных средств в рамках проведения весового контроля на автомобильных дорогах;
- осуществляет измерение транспортных средств в рамках проведения габаритного контроля на автомобильных дорогах.
Как усматривается из Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.05.1996 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации от 08.08.1996 N 1146 (далее - Инструкция), тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в данной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
В Приложении N 1 к Инструкции установлены допустимые осевые и полные массы автотранспортных средств.
В пункте 2 Правил установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По условиям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Основанием для взыскания убытков в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются противоправные действия ответчика, наличие ущерба и причинно-следственная связь между возникновением ущерба и противоправными действиями ответчика.
Требование о возмещении вреда может быть удовлетворено только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
Обязанность доказывания совокупности перечисленных условий возложена на истца (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, которые он, оставаясь собственником, вправе передавать другим лицам.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельств о регистрации ТС владельцем транспортного средства: седельный тягач марки МАЗ модель 544018-1320-031, регистрационный номер О150ХО 116 является ООО "СТП Логистик", а владельцем полуприцепа марки ШМИТЦ модель SО1, регистрационный номер АО 8481 16 является ИП Хакимова Зульфия Талгатовна.
При этом размер платы в счет возмещения вреда рассчитывался по акту N 587 от 01.04.2014 в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции указано, что представленный расчет истцом произведен без учета положений, содержащихся в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, который введен постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 12 (редакция 27.12.2014).
При этом названная методика предусматривает, что постоянные коэффициенты для региональных или межмуниципальных и муниципальных автомобильных дорог которые применяются в расчете размера вреда, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.
Поскольку истец не представил доказательств установления постоянных коэффициентов и их применения при расчете вреда, в связи с чем, достоверно определить расчет вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, и его размер не представляется возможным.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку постановление от 09.01.2014 N 12 "О внесении изменений, в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" вступило в силу с 01 января 2015 года.
Поскольку факт причинения убытков подтверждается актом, правомерность составления которого ответчиками не оспаривалась, доказательств возмещения вреда в сумме 102 051 руб. не представлено, в силу норм ч.1 ст. 1064, ч.1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934, судебная коллегия приходит к выводу, что вред подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В силу положений ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом принимается по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктами 1 и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе, ввиду отмены решения суда первой инстанции подлежат взысканию с ООО "СТП Логистик", ИП Хакимовой З.Т. в солидарном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2016 года по делу N А65-8173/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТП Логистик", индивидуального предпринимателя Хакимовой Зульфии Талгатовны, ИНН 165900012270 в солидарном порядке в пользу бюджета Республики Башкортостан денежные средства в размере 102 051 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТП Логистик", индивидуального предпринимателя Хакимовой Зульфии Талгатовны, ИНН 165900012270 в солидарном порядке в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине по иску 4 061 руб. 53 коп., за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
В.В. Карпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8173/2016
Истец: Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан, г.Уфа
Ответчик: ИП Хакимова З.Т., ИП Хакимова Зульфия Талгатована,г.Казань, ООО "СТП Логистик", г.Казань