Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 февраля 2017 г. N Ф10-5874/16 настоящее постановление оставлено без изменения
12 октября 2016 г. |
Дело N А84-1390/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 12.10.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Потребительского кооператива "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" - Голубь Г.Н., доверенность б/н от 01.06.2016, Мокану В.Ф. - председатель правления; от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастопольский морской порт" - Аникеева И.А., доверенность N ДВ-01 от 11.01.2016; от Правительства Севастополя - Адаменко Д.А., доверенность N5109/31/2-15 от 28.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского кооператива "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.05.2016 по делу N А84-1390/2015 (судья Минько О.В.),
по заявлению Потребительского кооператива "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" (299057, г. Севастополь, ул. Лётчиков, 3; ОГРН 1149204041568)
к Правительству Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2),
при участии заинтересованного лица: Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастопольский морской порт" (299011, г. Севастополь, пл. Нахимова, 5),
о признании недействительным и отмене распоряжения,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.05.2016 по делу N А84-1390/2015 в удовлетворении требований Потребительского кооператива "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" отказано.
Не согласившись с указанным решением, Потребительский кооператив "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Правительства Севастополя и Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастопольский морской порт" в материалы дела представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований удовлетворения заявленной апелляционной жалобы.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, для признания судом ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 Постановления Пленума N 10/22).
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (пункт 36 Постановления Пленума N 10/22).
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено абзацем 2 статьи 12 ГК РФ. Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие у истца с ответчиком спора о праве.
Статьей 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно пункту 3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 6 указанного решения предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием города Севастополя "Севастопольский морской порт" в целях использования имущества для осуществления организации уставной деятельности ГУП г.Севастополя "Севастопольский морской порт" включено в Реестр собственности города Севастополя и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП г.Севастополя "Севастопольский морской порт" находящееся в казне города Севастополя имущество, перечисленное в приложении к названному распоряжению, в том числе, согласно перечню (приложение к распоряжению N 336-РП) порядковый номер N28 - причал-база N200, место расположения б.Круглая, назначение - база-стоянка маломерных судов.
Уведомлением ГУПГС "Севастопольский морской порт" о наделении имуществом и необходимости предоставлении документов от 14.05.2015 N 931, сообщено ПК "РЛК "Дельфин", что на основании распоряжения Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт", включено в Реестр собственности города Севастополя и закреплено за ГУПГС "Севастопольский морской порт" на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество (причальные сооружения), в том числе используемые ПК "РЛК "Дельфин" причальные гидротехнические сооружения: причал-база N 200.
Распоряжением Правительства Севастополя от 13.07.2015 N 591-РП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт", в хозяйственное ведение ГУПГС "Севастопольский морской порт" передано спорное имущество причал-база N200.
Полагая, что оспариваемое распоряжение Правительства Севастополя в части закрепления за вышеназванным унитарным предприятием причала N 200 ограничивает его право на использование имущества, находящегося в его собственности и поскольку спорное недвижимое имущество гидротехническое сооружение - причал N 200 является составной частью комплекса зданий и сооружений, приобретенного ПК "РЛК "Дельфин", на основании договора купли-продажи от 26.09.2008, потребительский кооператив "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" (ПК "РЛК "Дельфин") обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Правительству Севастополя о признании недействительным и отмене распоряжения Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием города Севастополя "Севастопольский морской порт" в части распоряжения недвижимым имуществом причальными гидротехническими сооружениями принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, о признании незаконными действия Правительства Севастополя по включению в Реестр собственности города Севастополя недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, о признании незаконными действия Правительства Севастополя по закреплению недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт", об обязании Правительства Севастополя совершить действия по исключению из Реестра собственности города Севастополя недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, а также об обязании Правительства Севастополя совершить действия по исключению из имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт" недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200.
На основании пункта первого статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" заявитель привел свои учредительные документы в соответствие с требованиями российского законодательства, зарегистрировавшись в качестве юридического лица Российской Федерации 03.12.2014.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно копии решения Командующего Краснознаменным Черноморским флотом от 24.03.1967 "О передаче части территории спецотвода флота на восточной стороне Круглой бухты Флотскому Совету ВВОО КЧФ для строительства туристской спортивно- рыболовной базы", передано без исключения из спецотвода Флотскому Совету ВВОО КЧФ участок площадью до 6 га на восточном берегу бухты Круглой, согласно прилагаемой схеме из числа земель отведенных флоту решением Севастопольского Горисполкома N 27 от 30.10.1950 и оформленных отводом в натуре в/ч 63994 10.12.1966 (т. 2 л.д. 36). В соответствии с выпиской из решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся N 25 от 21.11.1967 "Об отводе земельных участков под строительство организациям и предприятиям города", разрешено флотскому совету всеармейского военно-охотничьего общества КЧФ проектирование и строительство туристско-спортивной рыболовной базы на земельном участке, расположенном на юго-восточном берегу бухты Круглой, который был отведен по решению горисполкома от 30.10.1950 Краснознаменному Черноморскому флоту. Решение горисполкома от 20.11.1962 в части отвода земельного участка флотскому совету ВВО КЧФ в юго-западной оконечности бухты Камышевой отменено (т. 2 л.д. 37).
Согласно заключению N 91/68 от 16.10.1968 Отдела по делам строительства и архитектуры Исполнительного комитета Севастопольского Совета депутатов трудящихся рассмотрев материалы на заседании Градостроительного совета и учитывая замечания эксперта Отдела по делам строительства и архитектуры согласовал проектное задание туристской спортивно-рыболовецкой базы в бухте Круглой (т. 2 л.д. 41-42). Распоряжением Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от 22.04.1976 N 287-р разрешено Флотскому Совету ВВОО КЧФ в течении двух лет производить проектно-изыскательские работы по благоустройству и дооборудованию территории и береговой полосы туристско-рыболовной базы "Омега", расположенной на восточном берегу бухты Круглой (т. 2 л.д. 43). Согласно справки председателя Центрального Совета ВОО от 11.04.1994 N 1/147, военно-охотничье общество Министерства обороны СССР, за весь период своей деятельности являлось внебюджетной организацией и постоянно выделяло из своих фондов значительную часть средств на развитие структурных подразделений - ПОРО советов ВОО округов и флотов. С распадом СССР и образования на его территории самостоятельных государств, 30.06.1992 решениями внеочередной ХУ Всеармейской конференции ВОО было образовано Всеармейское охотничье общество, принят устав и избраны руководящие органы.
27.11.1992 Устав ВОО был зарегистрирован в Минюсте РФ (свидетельство N 1389). Всеармейское охотничье общество получило статус международного общественного объединения. Производственное охотничье-рыболовное объединение ВОО ЧФ является территориальным структурным подразделением ВОО. В соответствии с уставом ВОО, общество и его организации на местах имеют основные фонды и имущество, необходимые для материального обеспечения уставной деятельности. ПОРО совета ВОО ЧФ переданы в собственность в г. Севастополе стрелково-спортивный комплекс (здание, сооружения, 4 площадки и др.), рыболовно- туристическая база (здания, сооружения, лодочная станция, эллинг, причалы, теннисные корты и др.), а также другие объекты, приобретенные или построенные за счет общественных средств, которыми дано право распоряжаться президиуму совета ВОО ЧФ. Все вышеуказанное имеет документальное подтверждение и закреплено действующими законоположениями (т. 2 л.д. 70).
В связи с провозглашением независимости Украины и введением в действие Закона Украины "Об объединении граждан" Военно-охотничье общество ЧФ, входившее до распада СССР в Военно-охотничье общество Министерства обороны СССР, постановлением коллегии управления юстиции Совета Министров Крыма от 27.05.1993 "О регистрации общественной организации "Военно-охотничьего общества Черноморского Флота" (далее - ОО "ВОО ЧФ"), было зарегистрировано в качестве общекрымской общественной организации, выданы учредителям свидетельства о регистрации, внесено ОО "ВОО ЧФ" в реестр общественных организаций под номером N 41 (т. 2 л.д. 67).
27.05.1993 Управлением юстиции Совета Министров Крыма выдано свидетельство о регистрации устава ОО "ВОО ЧФ" N 41, с основной целью деятельности: проведение мероприятий по сохранению, увеличению и обогащению охотничьей фауны и рыбных запасов (т. 2 л.д. 51).
14.07.1994 Севастопольским городским Советом народных депутатов Семеновым В.М. выдан государственный акт ОО "ВОО ЧФ" на право постоянного пользования землей в размере 4,943 га, для обслуживания объектов туристско-рыболовной базы "Омега", согласно решения Исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 03.10.1950 N 27, от 21.11.1967 N 25-прот. Акт зарегистрирован в Книге записей госактов на право постоянного пользования землей за N170 (т. 2 л.д. 78).
14.07.1994 Севастопольским городским Советом народных депутатов Семеновым В.М. выдан государственный акт ОО "ВОО ЧФ" на право постоянного пользования землей в размере 15,988 га, для строительства и обслуживания объектов комплекса стрелкового стенда в бухте Круглая, согласно решения Исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 13.08.1955 N 23-прот. Акт зарегистрирован в Книге записей госактов на право постоянного пользования землей за N171 (т. 2 л.д. 38).
На 20-й конференции Военно-охотничьего общества ЧФ 24.11.1995 было принято решение о переименовании общества во "Всеармейское Военно-охотничье общество". На этой же конференции принят устав в новой редакции. Согласно принятому решению указанной конференции Главным управлением юстиции в Крыму Министерства юстиции Украины 15.12.1995 проведена перерегистрация Военно-охотничьего общества ЧФ с новым названием "Всеармейское Военно-охотничье общество", в связи с чем изъят подлинник свидетельства о регистрации N 41 от 27.05.1993 и выдано новое свидетельств N 144 от 15.12.1995. Таким образом, Всеармейское военно-охотничье общество не является новой вновь созданной общественной организацией и обладает всеми правами на имущество ВОО ЧФ бывшего ВОО ВС СССР, расположенного на территории АРК (письмо начальника Главного управления юстиции в Крыму Рябова А.М. от 23.07.1996 N01-12/819) (т. 2 л.д. 59).
На основании протокола N 3 заседания аттестационной комиссии УПДМС от 05.07.1995 (т. 2 л.д. 54), приказом N 336 от 25.07.1995 зарегистрирован паспорт Рыболовно-спортивная туристическая база Совета ВОО ЧФ. Согласно указанного паспорта, в состав объекта входит спортивно-рыболовный причал N 76 (т. 2 л.д. 55-58).
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 06.01.1999 N 07-р "Об объявлении учетных номеров и местоположения причальных сооружений на побережье города Севастополя", утвержден "Реестр причальных сооружений, расположенных на побережье города Севастополя, и их новую нумерацию", в приложении N 1 к названному распоряжению п. 201 указано причальное сооружение - Причал-база, номер по реестру Погранвойск Украины - Причал N 76 в бухте Круглая, с новым учетным номером N 200, владельцем (пользователем) причального сооружения является Украинское общество охотников и рыболовов (УООР), объект используется как стоянка маломерных судов (т. 1 л.д. 106-114).
Согласно справки председателя Совета ВВОО Рябова А.М. о переходе имущественных прав к Всеармейскому военно-охотничьему обществу от 18.06.1999, имущественные права и обязанности перешли от Совета ВОО ЧФ к ОО "Военно- охотничье общество ЧФ", а от последней - к ОО "Всеармейское Военно-охотничье общество", на основании закона. ОО "Всеармейское Военно-охотничье общество" включена в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, идентификационный код - 23896068, форма собственности - коллективная (т. 2 л.д. 67).
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 05.09.2000 N 1784-р "Об оформлении права коллективной собственности на объект недвижимого имущества", оформлено право коллективной собственности на рыболовно- спортивную туристическую базу, расположенную по ул. Летчиков, 3, за ОО "Всеармейское военно-охотничье общество", ГКП БТИ и ГРОНИ г. Севастополя произведена государственная регистрация права коллективной собственности на рыболовно-спортивную туристическую базу по ул. Летчиков, 3, за ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" (т. 2 л.д. 68).
12.09.2000 Севастопольской городской государственной администрацией выдано свидетельство о праве собственности ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" на рыболовно-спортивную туристическую базу по ул. Летчиков, 3, которая состоит из: лодочной станции лит. А, а2; админ. здания лит. Б; гостиницы лит. В с пристройками лит. в, в1, в2; служебных строений лит. Г, Д, Е, Л, л1, М, Н, Р, С, Т, боксов лит. К (т. 2 л.д. 69). Рассмотрев обращение ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" от 28.11.2003 N 167 о реконструкции и строительстве объектов собственности, расположенных в бухте Круглой на земельном участке N 1, выделенном в постоянное пользование (госакт на землю от 28.07.1998 N 692), Севастопольская городская государственная администрация вынесла распоряжение от 02.02.2004 N 123-р "О разрешении проектирования, реконструкции объектов собственности ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" и строительства новых объектов в районе бухты Круглой". В состав объектов входят: общегородская набережная, объекты обслуживания причалов и пляжа, реконструкция береговых сооружений, рыбацких причалов N 200, N 201 (т. 2 л.д. 13).
Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля г. Севастополя было выдано ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" разрешение на выполнение строительных работ от 28.11.2006 N 621 по строительству боксов туристско-рыболовной базы в районе бухты Круглой (т. 2 л.д. 14). 24.12.2008 по исх. N 8322/5-2 Управлением градостроительства и архитектуры СГГА председателю Совета ВВОО Рябову А.М. сообщено, что боксам туристско- рыболовецкой базы, расположенным на территории причала N 200, присвоен адрес: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3Д (т. 2 л.д. 27).
26.09.2008 между ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" и ОК "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" заключен договор купли-продажи зданий боксов лит. "К", общей площадью 588,40 кв.м. с забором N N 1-5 и другими сооружениями N N 6-8а, I в целом, которое находится по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3. Данный договор был зарегистрирован КП "БТИ и ГРОНИ" Севгорсовета 30.09.2008 под реестровым N 2524 (т. 1 л.д. 25-26).
В соответствии с пунктом 1.2 договора купли-продажи, имущество принадлежало Продавцу (ОО "Всеармейское военно-охотничье общество") на основании Свидетельства о праве собственности на рыболовно-спортивную туристическую базу, которое выдано Управлением имущества города СГГА 12.09.2000 на основании распоряжения СГГА от 05.09.2000 N 1784-р "Об оформлении права коллективной собственности на объект недвижимого имущества", зарегистрированного в ГКП "БТИ и ГРОНИ" под реестровым N 2524 от 12.09.2000. Согласно выписки из Государственного реестра сделок от 26.09.2008 N 6565289 ОК "РЛК "Дельфин" принадлежит здание боксов лит. "К", общей площадью 588,40 кв.м с ограждениями NN1-5 и прочими сооружениями NN6-8а, I в целом, которое находится по адресу: г. Севастополь, ул.Летчиков, 3, на основании договора купли-продажи от 26.09.2008 (т. 2 л.д. 32).
Актом приема-передачи здания, строений и сооружений по ул. Летчиков, 3, от 29.09.2008, ОО "Всеармейское охотничье общество" передало ПК "РЛК "Дельфин" здания, сооружения, и строения, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3, в том числе сооружения N N 7,8,8а: "Сведения об объекте недвижимости N 7 - берегоукрепление - 64,3 м.п.; N 8 - берегоукрепление - 117,7 м.п.; N 8а - мостик - 9,6 кв.м" (т. 2 л.д. 33-34). Согласно копии технического паспорта БТИ, по состоянию на 04.06.2008, прочие сооружения NN6-8а: - N 6 - подпорная стена - железобетонная - 84,4 м.п.; - N 7 - берегоукрепление - асфальт - 102,9 кв.м.; - N 8 - берегоукрепление - железобетон - 107,8 м.п.; - N 8а - мостик металлический с деревянными перилами - 9,6 кв.м.; - I - мощения - асфальт - 1 739,5 кв.м. (т. 1 л.д. 40)
Согласно копии технического паспорта БТИ, по состоянию на 04.06.2008, прочие сооружения N N 6-8а: - N 6 - подпорная стена - железобетонная - 84,4 м.п.; - N 7 - берегоукрепление - асфальт - 102,9 кв.м.; - N 8 - берегоукрепление - железобетон - 107,8 м.п.; - N 8а - мостик металлический с деревянными перилами - 9,6 кв.м.; - I - мощения - асфальт - 1 739,5 кв.м.
В соответствии со свидетельством о пригодности гидротехнического сооружения к эксплуатации от 26.02.2009 N СП-106-4-6-09, гидротехническое сооружение базы- стоянки маломерных судов в б. Круглая - причал N 200, введен в эксплуатацию в 1976 году, эксплуатирующая организация - ОК "РЛК "Дельфин" (т. 1 л.д. 129).
Актом осмотра гидротехнического сооружения от 26.02.2009 N 106-4-12-09 установлено, что ГТС БСМС построены в 1976 году, конструктивно представляют собой пирс с ответвлением и переходным мостом и причальную набережную ломанного в плане очертания (т. 1 л.д. 130).
В соответствии с паспортом технического состояния причала N 200 ОК "РЛК "Дельфин" от 09.03.2009, причал N 200 введен в эксплуатацию в 1981 году. Краткое описание: набережная гравитационного типа, пирс на гравитационных опорах. Состояние удовлетворительное, требующее выполнение ремонтных работ. Рекомендуется выполнить ремонт железобетонных плит ростверка и железобетонных опор пирса. Выполнить работы по восстановлению отбойного бруса и швартовых устройств (т. 1 л.д. 59-70).
10.03.2009 ОК "РЛК "Дельфин" получено свидетельство о регистрации гидротехнического сооружения N СР-106-4-9-09 на гидротехническое сооружение базы- стоянки маломерных судов в б. Круглая (причал N 200), внесенное в Реестр гидротехнических сооружений под номером N ГТС-4069, на основании заявления эксплуатирующей организации ОК "РЛК "Дельфин" N 14 от 18.02.2009, договора N 95-106-09 от 26.02.2009 (т. 1 л.д. 71). А также паспорт гидротехнического сооружения причал N 200, составленный ЗАО "Гидросервис", одобренный Регистром судоходства Украины 16.03.2009, согласно которого причал N 200 введен в эксплуатацию в 1981 году, в конструктивном отношении причальный фронт причала N 200 представляет собой комплекс из двух причалов различной конструкции: - гравитационная набережная из монолитного бетона с шириной стенки по верху 0,5 м; - сквозной причал (пирс) шириной 1,6 м на гравитационных опорах-железобетонных кольцах диаметром 1,5 м, заполненных бетоном М300, с верхним строением из сборных железобетонных плит толщиной 0,2 м. Причал оборудован отбойным устройством в виде деревянного бруса (т. 1 л.д. 41-58).
19.04.2010 Главной государственной инспекцией Украины по безопасности судоходства Министерства транспорта Украины ОК "РЛК "Дельфин" выдано свидетельство N 200 о регистрации базы для стоянки маломерных судов (т. 3 л.д. 10).
Рассмотрев ходатайство ОК "РЛК "Дельфин" о передаче в аренду земельного участка общей площадью 0, 3132 га, расположенного по ул. Летчиков, 3 для обслуживания и реконструкции боксов хозяйственно-бытового назначения с помещениями для отдыха и берегоукрепительными сооружениями, ранее предоставленного ОО "Всеармейское военно-охотничье общество", на основании госакта на право постоянного пользования землей, зарегистрированного в книге записи государственных актов на право постоянного пользования землей за N 692 от 28.07.1998, техническую документацию по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре и составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок, договора купли-продажи от 26.09.2008 реестровый N 1902, зарегистрированного КП "БТИ и ГРОНИ" СГС под реестровым N 2524 от 30.09.2008, заключения государственной экспертизы землеустроительной документации от 18.12.2009 N 6712/09, учитывая добровольный отказ ОО "Всеармейское военно-охотничье общество", заверенный нотариально 07.07.2009 реестровый N 966, Севастопольский городской Совет принял решение от 16.02.2010 N 9492 "О прекращении ОО "Всеармейское военно- охотничье общество" права постоянного пользования на часть земельного участка площадью 0,3132 га и передаче ОК "РЛК "Дельфин" в аренду сроком на 25 лет земельного участка общей площадью 0,3132 га по ул. Летчиков, 3, для обслуживания и реконструкции боксов хозяйственно-бытового назначения с помещениями для отдыха и берегоукрепительными сооружениями" (т. 3 л.д. 57).
26.05.2010 между Севастопольским городским Советом и ОК "РЛК "Дельфин" заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,3132 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3, для обслуживания и реконструкции боксов хозяйственно-бытового назначения с помещениями для отдыха и берегоукрепительными сооружениями, с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения, сроком на 25 лет (т. 3 л.д. 58-66).
В соответствии с выпиской из протокола N 2 от 17.06.2010, Советом ВВОО было принято решение предоставить добровольный отказ от части земельного участка ориентировочной площадью 0,4074 га в бухте Круглая, находящегося в пользовании ООО "Всеармейское военно-охотничье общество", на основании госакта на право постоянного пользования землей серии II-КМ N 004270, зарегистрированного в книге записи государственных актов на право постоянного пользования землей за N 692 от 28.07.1998, в пользу ОО "Антарес" (т. 2 л.д. 25).
07.06.2011 по исх. N 31 ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" направило в Севастопольский городской Совет Дойникову Ю.В. письмо о добровольном отказе от части земельного участка в районе бухты Круглая, в соответствии с решением Совета ВВОО (протокол N 2 от 17.06.2010), с целью оформления данного земельного участка для обслуживания рыболовецко-туристических боксов, находящихся в собственности членов ОО "Антарес" (т. 2 л.д. 24). 21.11.2012 по исх. N 53 ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" направило председателю правления ОК "РЛК "Дельфин" Мокану В.Ф. уведомление о принятом руководящим органом объединения граждан решении об отказе от права пользования земельным участком площадью 0,4074 га в бухте Круглая в пользу ОО "Антарес", в связи с чем, предложило ОК "РЛК "Дельфин" все вопросы размещения плавсредств членов ОК "РЛК "Дельфин" на причале рыболовецко-туристической базы в бухте Круглая по ул. Летчиков, 3Д, в г. Севастополе решать с руководством ОО "Антарес" (т. 2 л.д. 23).
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 26.12.2011 N 1341-р "О внесении изменений в Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 06.01.1999 N 07-р и от 14.08.2008 N 632-р", изложен в новой редакции "Реестр причальных сооружений, расположенных на побережье города Севастополя, и их нумерация" в приложении N 1 к указанному распоряжению п. 209 указано причальное сооружение - Причал-база в бухте Круглая, с новым учетным номером N 200, балансодержателем, пользователем причального сооружения является ОК "РЛК "Дельфин", правовое основание для использования причала - аренда госимущества Украины, объект используется как стоянка маломерных судов, п. 210 указано причальное сооружение - Причал-база в бухте Круглая, с новым учетным номером N 200-Б, балансодержателем, пользователем причального сооружения является ОО "Антарес", правовое основание для использования причала - аренда госимущества Украины, объект используется как стоянка маломерных судов (т. 1 л.д. 115-121).
Согласно статье 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно части 1 статьи 178 Гражданского кодекса Украины объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому или иным образом, если они не изъяты из гражданского оборота.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что виды объектов гражданских прав, которые могу принадлежать лишь определенным участникам оборота или пребывание которых в гражданском обороте допускается по специальному разрешению, устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Украины "О приватизации государственного имущества", введенным в действие Постановлением Верховного Совета Украины от 04.03.1992 N 2164-XII, приватизации не подлежат объекты, имеющие общегосударственное значение, а так же объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом: акватории портов, причалы и пирсы всех категорий и назначений, ограждающие и защитные гидротехнические сооружения, средства навигационного оборудования, системы сигнализации, портовые системы инженерной инфраструктуры и сооружения связи, энерговодообеспечение и водоотведения, автомобильные дороги и железнодорожные пути (до первого разветвления за пределами территории порта).
Как указывалось выше, предметом договора от 26.09.2008 заключенного между ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" и ОК "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" является перечень недвижимого имущества: зданий боксов лит. "К", общей площадью 588,40 кв.м с забором N N 1-5 и другими сооружениями N N 6-8а, I в целом, которое находится по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3.
Согласно выписки из Государственного реестра сделок от 26.09.2008 N 6565289 ОК "РЛК "Дельфин" принадлежит здание боксов лит. "К", общей площадью 588,40 кв.м с ограждениями NN1-5 и прочими сооружениями NN6-8а, I в целом, которое находится по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3, на основании договора купли-продажи от 26.09.2008.
Актом приема-передачи здания, строений и сооружений по ул. Летчиков, 3 от 29.09.2008, ОО "Всеармейское охотничье общество" передало ПК "РЛК "Дельфин" здания, сооружения, и строения, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3, в том числе сооружения N N 7,8,8а: "Сведения об объекте недвижимости N 7 - берегоукрепление - 64,3 м.п.; N 8 - берегоукрепление - 117,7 м.п.; N 8а - мостик - 9,6 кв.м".
Согласно копии технического паспорта БТИ, по состоянию на 04.06.2008, прочие сооружения N N 6-8а: - N 6 - подпорная стена - железобетонная - 84,4 м.п.; - N 7 - берегоукрепление - асфальт - 102,9 кв.м.; - N 8 - берегоукрепление - железобетон - 107,8 м.п.; - N 8а - мостик металлический с деревянными перилами - 9,6 кв.м.; - I - мощения - асфальт - 1 739,5 кв.м.
В соответствии с заключением о назначении гидротехнических сооружений ПК "РЛК "Дельфин" (ЗАО "Морской регистр судоходства") от 21.10.2015 сооружения N N 7,8,8а расположены на восточном берегу бухты Круглая, примыкают к акватории бухты и являются гидротехническими сооружениями, которые составляют причал N 200 по городской нумерации (т. 2 л.д. 87-92).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. В соответствии с частью второй статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Нормативно-правовым регулированием Украины, не противоречащим в этой части законодательству Российской Федерации и действовавшим на момент заключения обществом договора купли-продажи, включающего в себя такой объект как причал, установлен прямой запрет не только на отчуждение, но и на сам факт наличия в собственности хозяйствующих (коммерческих) субъектов объектов имеющих стратегическое значение, обеспечивающих жизнедеятельность государства в целом, в том числе причалы и пирсы всех категорий. Подобные объекты как обладающие особым предназначением, специально для этого закрепленным законодателем и направленным на решение, прежде всего, стратегических целей государства могли находиться исключительно в собственности последнего, то есть, будучи объектами гражданских прав, представляют недвижимое имущество, которое ограничено в гражданском обороте.
Таким образом, причал как имущество, которое в силу Закона не подлежало отчуждению из государственной в частную собственность, изначально не мог являться предметом договора купли-продажи от 26.09.2008.
Представленные заявителем доказательства, в своей совокупности не свидетельствуют о правомерности возникновения права собственности общества именно на гидротехническое сооружение причал N 200. Договор купли-продажи от 26.09.2008, распоряжение СГГА от 05.09.2000 N1784-р "Об оформлении права коллективной собственности на объект недвижимого имущества" в отношении ОО "Всеармейское охотничье общество", инвентарное дело ОК "РЛК "Дельфин" зданий боксов лит. "К", общей площадью 588,40 кв.м с забором NN1-5 и другими сооружениями NN6-8а, I в целом, которое находится по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3, не содержат сведений, позволяющих идентифицировать поименованный в них объект - "и другими сооружениями NN6-8а" с гидротехническим сооружением причалом N 200, в отношении которого, в том числе, издано, обжалуемое распоряжение.
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае при определении оценки правоотношений сторон относительно предмета спора, имеет место наличие публичного интереса, поскольку данный объект является ограниченным в гражданском обороте.
Предметом рассмотрения данного заявления является оспаривание распоряжения Правительства Севастополя в части закрепления за унитарным предприятием причала N 200, являющегося, по мнению заявителя, составной частью комплекса зданий и сооружений производственного отделения, приобретенного заявителем на основании договора купли-продажи от 26.09.2008.
Представленные в материалы дела Паспорт причала N 200, одобренный Регистром судоходства Украины 16.03.2009, свидетельство о регистрации гидротехнического сооружения N СР-106-4-9-09 от 10.03.2009 на гидротехническое сооружение базы-стоянки маломерных судов в б. Круглая (причал N 200), внесенное в Реестр гидротехнических сооружений под номером N ГТС-4069, не подтверждают право собственности заявителя на гидротехническое сооружение по предмету спора - причал N200.
Также не подтверждает право собственности заявителя на гидротехническое сооружение - причал N 200 и заключение о назначении гидротехнических сооружений ПК "РЛК "Дельфин" (ЗАО "Морской регистр судоходства") от 21.10.2015.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом дана неверная оценка результатам экспертизы от 09.03.2016 N 1207/1-3, также подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются, в том числе заключения экспертов.
Оценка обстоятельств по делу, доказательств и доводов сторон в их совокупности и взаимосвязи в силу статей 71, 133, 168 АПК РФ является прерогативой суда. В силу частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. В данном случае суд первой инстанции такую обязанность исполнил надлежащим образом.
В рассматриваемом случае судом установлено, что выводы экспертного заключения по настоящему делу противоречивы и носят сомнительный характер, поскольку ни один нормативный документ в области гидротехники не проводит тождества между данными сооружениями, так как ввиду различного функционального предназначения указанные сооружения различны и конструктивно. Заключение судебной экспертизы от 09.03.2016 N 1207/1-3 дублирует заключение ЗАО "Морской регистр судоходства" о назначении гидротехнических сооружений ПК "РЛК "Дельфин" от 21.10.2015 и в самих выводах неоднократно делаются ссылки на указанное заключение. Таким образом, эксперты, отвечая на поставленные вопросы и установив тождество между разными функционально и компановочно, гидротехническими сооружениями, не обосновали такой вывод нормативными документами, а лишь сослались на заключение ЗАО "Морской регистр судоходства".
При этом судебная коллегия отмечает, что статьей 2 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" установлено, что задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, а не на установление и подтверждения права лица на какое-либо спорное имущество.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что оспариваемое распоряжение Правительства принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества, так как право собственности общества на причал N 200 ничем не подтверждено, документально не зафиксировано. Причал N 200 внесен в реестр собственности города Севастополь, ввиду чего Правительство в пределах предоставленных ему полномочий вправе распоряжаться данным имуществом и передавать его в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям города Севастополь.
Распоряжение Правительства соответствует действующему законодательству, принято в пределах предоставленных Правительству Севастополя полномочий, по форме ненормативный правовой акт, не противоречит закону, издано в целях обеспечения безопасности города Севастополя, надлежащего использования и развития объектов городской инфраструктуры. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании недействительным и отмене распоряжения Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием города Севастополя "Севастопольский морской порт" в части распоряжения недвижимым имуществом причальными гидротехническими сооружениями принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, о признании незаконными действия Правительства Севастополя по включению в Реестр собственности города Севастополя недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, о признании незаконными действия Правительства Севастополя по закреплению недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт", об обязании Правительства Севастополя совершить действия по исключению из Реестра собственности города Севастополя недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, а также об обязании Правительства Севастополя совершить действия по исключению из имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт" недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что применительно к рассматриваемому делу, избранный заявителем способ защиты нарушенного права по требованиям о признании недействительным распоряжения Правительства Севастополя, не соответствует нарушенному праву заявителя и восстановление его права не влечет. В связи с чем, распоряжение Правительства соответствует действующему законодательству, вынесено в пределах полномочий и не нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной деятельности, подлежащих защите посредством судебного вмешательства применительно к статье 4 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.05.2016 по делу N А84-1390/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Потребительского кооператива "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1390/2015
Истец: Потребительский кооператив "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин"
Третье лицо: ГУП города Севастополя "Севастопольский морской порт", ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5874/16
25.02.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1390/15
27.11.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1169/16
09.02.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5874/16
08.02.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1169/16
12.10.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1169/16
23.05.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1390/15