Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2017 г. N Ф05-22432/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 октября 2016 г. |
Дело N А40-117651/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МНПК "Стройремцентр" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-117651/16, принятое судьей Лапшиной В. В.,
по заявлению ООО "МНПК Стройремцентр"
к Департаменту городского имущества
о признании незаконными и отмене решения N ДГИ-1-29345/16-1 от 26.04.2016
при участии:
от заявителя: |
Диниелова О.В. по доверенности от 01.04.2016; |
от ответчика: |
Нефедов А.Ю. по доверенности от 23.03.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МНПК Стройремцентр" (далее- Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества (далее- ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа от 26.04.2016 N ДГИ-1-29345/16-1 в сохранении ранее предоставленной преференции, в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды недвижимого имущества от 25.12.2006 N 08-00658/06, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Кастанаевская, д.62; об обязании департамент произвести перерасчет арендной платы по договору аренды, исходя из подлежащей применению льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.08.2016 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения.
Заявитель не согласился с принятым судебным актом, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, ввиду неверного применения норм материального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что поскольку Заявитель обратился не с первичным заявлением о предоставлении преференции, а с заявлением о сохранении данной преференции, выводы суда о том, что ему необходимо обратиться в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки, не основаны на нормах действующего законодательства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы без, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между департаментом и ООО "МНПК "Стройремцентр" заключен договор от 25.12.2006 N 08-00658/06 на аренду нежилого помещения общей площадью 154,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кастанаевская, д. 62, для использования под офис.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, запись в ЕГРП от 26.06.2077 N 77-77-07/039/2007-126. Срок действия договора установлен с 25.12.2006 до 15.11.2011.
Дополнительным соглашением от 25.10.2011 срок действия договора продлен до 01.07.2015.
21.04.2015 Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы".
В целях исполнения государственной услуги, в соответствии с Административным регламентом (приложение 19), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, департаментом проведена независимая оценка рыночной стоимости права пользования указанным объектом на условиях договора аренды.
28.07.2015 между сторонами было подписано Дополнительное соглашение к данному договору, зарегистрировано в установленном законом порядке 20.11.2015.
Данным Дополнительным соглашением был продлен срок действия договора до 01.07.2020, а также установлена ставка арендной платы за 1 кв.м в год равная 9 490.00 рублей.
14.08.2015 Общество обратилось в Департамент по вопросу перерасчета арендной платы за нежилое помещение.
Письмом от 18.08.2015 N ДГИ-1-301044/15-1 Департаментом были направлены разъяснения о порядке установления ставки арендной платы при заключении договора аренды на новый срок. Впоследствии в адрес Общества ответчиком направлены разъяснения об отсутствии оснований для применения льготной ставки арендной платы, в том числе, оформленные письмом от 26.04.2016 N ДГИ-1- 29345/16-1).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий необходимых для удовлетворения заявленных по делу требований.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд рассмотрев спор повторно, считает данные выводы правильными, основанными на нормах материального права и обстоятельствах дела.
При этом, коллегия считает необходимом отметить.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлениями Правительства от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" ред. от 29.10.2013 N 710-ПП, от 23.12.2013 N 869-ПП, от 01.07. N 364-ПП) и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (ред. от 15.04.2013 N 236-ПП, от 01.07.2013 N 424-ПП, от 29.10.2013 N 710-ПП, от 01.07. N 364-ПП).
Заключение договора аренды на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности, осуществляется без проведения торгов, в соответствии с ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при установлении размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта.
Согласно п.п.1, 1.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 1 января 2014 г. предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год, субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Согласно п.2.1 этого же постановления, ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. устанавливается субъектам малого предпринимательства, при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти г.Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы.
В силу пункта 5.1 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 г. N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение, с приложением необходимых документов.
В соответствии с пунктом 2.1 этого же постановления, Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, при соблюдении следующих условий:
- субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства (п.2.1.1),
- субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами (2.1.2),
- объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению (п.2.1.3),
- у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты (п. 2.1.4),
- арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду (п.2.1.5),
- представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки (п. 2.1.6).
В п.5.3 Положения о Комиссии предусмотрено, что решение Комиссии о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы (далее - имущественная поддержка), принимается в срок не более 30 календарных дней со дня поступления обращения субъекта малого предпринимательства о предоставлении такой поддержки не чаще одного раза в течение календарного года в отношении каждого субъекта малого предпринимательства.
Указанное решение подлежит ежегодному подтверждению в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено решением Комиссии.
Таким образом, вопреки доводам Общества Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП регламентирован порядок установления арендной платы субъектам малого предпринимательства, в том числе, и по действующим договорам аренды.
При этом, предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы носит заявительный характер.
Вместе с тем, доказательств обращения Заявителя с соответствующим заявлением в комиссию не представлено.
Аналогичная правовая позиция по применению положений Постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП изложена в постановлении Арбитражного Суда Московского Округа от 21.03.2016 N А40-70410/2014.
Коллегия также поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерном установлении Обществу ответчиком, при установленных обстоятельствах по делу, ставки арендной платы в размере 9 490 руб.
При этом судом правомерно указано, что переоформление договоров аренды государственного (муниципального) имущества на новый срок осуществляется в соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Указанный закон предусматривает возможность заключения (пролонгации) договоров аренды государственного имущества без проведения торгов на новый срок с добросовестным арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, при одновременном установлении размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта. 6
Статьями 8 и 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что оценка стоимости объектов, принадлежащих публично-правовым образованиям и подлежащих передаче в аренду, является обязательной, а договор на ее проведение заключается от имени заказчика лицом, уполномоченным публично-правовым образованием на совершение сделок с этими объектами.
Из материалов дела следует, что ставка арендной платы в размере 9 490 руб. была определена на основании отчета, выполненного независимым оценщиком.
Таким образом, непосредственно Департамент правомочен проводить мероприятия по оценке сдаваемых в аренду объектов государственного имущества и определению рыночной стоимости годовой арендной платы.
С учетом изложенного, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности оспоренного отказа ответчика, который не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, оспариваемый отказ в предоставлении государственной услуги вынесен ответчиком в соответствии с действующим законодательством, при наличии к тому оснований.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований, правильным.
Доводы жалобы, связанные с иным толкованием норм материального права и оценкой доказательств не свидетельствует о наличии судебной ошибки.
Государственная пошлина распределяется в соответствии со ст.110 АПК РФ и относится на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-117651/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "МНПК Стройремцентр" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117651/2016
Истец: ООО "МНПК "Стройремцентр"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент Городского имущества г.Москвы