г. Санкт-Петербург |
|
11 октября 2016 г. |
Дело N А42-10705/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.
при участии:
от заявителя: Кайгородова А.В. конкурсного управляющего ООО "Эко-сервис",
Дудника Н.С. по доверенности от 30.09.2016
от ответчика: не явился, извщен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21311/2016) конкурсного управляющего ООО "Эко-сервис" Кайгородова А.В. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2016 по делу N А42-10705/2015 (судья Зыкиной Е.А.), принятое
по иску ООО "Эко-сервис"
к Администрации Муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области
о признании
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-сервис" (далее - ООО "Эко-сервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области (далее - Администрация, ответчик) о признании действий Администрации в части принятия постановления Администрации муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области от 14.01.2015 N 7 незаконными и отмене постановления Администрации муниципального образования городского поселения Мурмаши от 14.01.2015 N 7.
В ходе судебного разбирательства заявитель неоднократно уточнял исковые требования. В судебном заседании 14.06.2016 заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требования, просил признать действия Администрации в части не принятия мер об отмене постановления Администрации муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области от 14.01.2015 N 7 с момента его принятия с нарушением пункта 3, пункта 7, пункта 10 и пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 и Федерального закона N 190 "О теплоснабжении" незаконными; отменить постановление Администрации муниципального образования городского поселения Мурмаши от 14.01.2015 N 7 в части присвоения статуса единой теплоснабжающей организации ООО "Эко-Сервис". Уточнение заявленных требований судом принято.
Решением суда от 21.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий ООО "Эко-сервис", ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, так как присвоение статуса единой теплоснабжающей организации ООО "Эко-сервис" осуществлено не законно.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация указала, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. ООО "Эко-Сервис" на момент присвоения статуса соответствовало критериям, установленным законодательством для единой теплоснабжающей организации, постановление Администрации от 14.01.2015 N 7. Схема теплоснабжения не изменялась, утверждена и действует до настоящего времени. Присвоение статуса единой теплоснабжающей организации ООО "Эко-Сервис" было осуществлено в интересах потребителей в соответствующей зоне деятельности, с целью бесперебойного снабжения граждан и организаций теплом и горячим водоснабжением.
В судебном заседании конкурсный управляющий ООО "Эко-Сервис" и его представитель поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и явствует из материалов дела, что ООО "Эко-Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.07.2010 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску; ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1105105000582.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2014 по делу N А42-7441/2014 в отношении должника в порядке статьи 48 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введена процедура наблюдения, временным управляющим ООО "Эко-сервис" утвержден Кайгородов Андрей Викторович, член НП СРО АУ "Континент".
Решением от 27.11.2014 N 39 Совет депутатов городского муниципального образования городское поселение Мурмаши утвердил схему теплоснабжения муниципального образования городское поселение Мурмаши до 2029 года.
Постановлением Администрации Муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области от 14.01.2015 N 07 ООО "Эко-Сервис" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в отношении зоны деятельности организации: электрокотельная N 2 (п. Мурмаши-3, ул. Молодежная дом 5/1): ул. Молодежная, ул. Причальная (приложение N 1 к постановлению) на основании пункта 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, в соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования городское поселение Мурмаши до 2029 года, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши от 27.11.2014 N 39.
Не согласившись с присвоением ООО "Эко-Сервис" статуса единой теплоснабжающей организации. Конкурсный управляющий Общества обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исходя из законности и обоснованности оспариваемого постановления, а также пропуска заявителем срока на обжалование постановления от 14.01.2015 N 07, в восстановлении которого судом отказано, оснований для удовлетворения заявленных требований не установил и в их удовлетворении отказал.
Выслушав мнение представителей ООО "Эко-Сервис", изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что фактически требования заявителя сводятся к признанию недействительным постановления Администрации Муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области от 14.01.2015 N 07, при этом под незаконными действиями Администрации заявителем понимается именно принятие спорного постановления, которое Общество просит отменить.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
На основании пункта 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши является исполнительно-распорядительным органом и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
В пунктах 11, 20, 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении определено, что теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
В проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Согласно пункту 6 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, уполномоченный орган присваивает статус единой теплоснабжающей организации в соответствии с пунктами 7 -10 настоящих Правил.
Критериями определения единой теплоснабжающей организации являются: владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения. Для определения указанных критериев уполномоченный орган при разработке схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения (пункт 7 указанных Правил).
Согласно пункту 10 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения.
В случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью (пункт 11 указанных Правил).
Как следует из материалов дела, согласно действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления схемы теплоснабжения муниципального образования городское поселение Мурмаши, утвержденной решением Совета депутатов городского муниципального образования городское поселение Мурмаши от 27.11.2014 N 39 в зоне деятельности ул. Молодежная, ул. Причальная п. Мурмаши-3 находится источник теплоснабжения электрокотельная N 2, расположенная по адресу: п. Мурмаши-3, ул. Причальная дом 5/1, тепловые сети являются обособленными и подключены только к данной котельной, принадлежащей на праве собственности ООО "Эко-сервис".
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на котельную N 2 на момент рассмотрения спора зарегистрировано за ООО "Мурмашинская ТЭЦ" Между ООО "Эко-Сервис" и ООО "Мурмашинская ТЭЦ" заключен договор N 1 аренды электрокотельных от 01.01.2015 сроком с 01.01.2015 по 29.12.2015. Объектом аренды является электрокотельная N 2 с оборудованием (по приложению N 1), расположенная по адресу: п.г.т. Мурмаши, ул. Молодежная дом 5/1. Арендодатель (ООО "Мурмашинская ТЭЦ") предоставляет арендатору во временное владение и пользование электрокотельную, которые будут использоваться арендатором в своих производственных и коммерческих целях. На основании акта приема-передачи от 01.01.2015 объекты переданы ООО "Эко-Сервис".
Также между ООО "Мурмашинская теплосетевая компания" и ООО "Эко-сервис" заключен договор аренды N 2 тепловых трасс от 01.01.2015 сроком с 01.01.2015 по 29.12.2015. Объектом аренды является тепловая трасса от электрокотельной N 2, протяженностью 1293 м. Арендодатель (ООО "Мурмашинская теплосетевая компания") предоставляет арендатору во временное владение и пользование тепловую трассу, которая будет использоваться арендатором в своих производственных и коммерческих целях. На основании акта приема-передачи от 01.01.2015 объекты переданы ООО "Эко-Сервис".
Поскольку в данном случае, не было подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, Администрацией было принято решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации ООО "Эко-Сервис, как поставщику тепловой энергии, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Материалами дела подтверждается, что именно заявитель с момента присвоения ему статуса единой теплоснабжающей организации, фактически владел источниками теплоснабжения и осуществлял теплоснабжение в зоне деятельности: ул. Причальная, ул. Молодежная п. Мурмаши-3, что подтверждается квитанцией, выставленной заявителем в адрес потребителя (август 2015 года).
Судом первой инстанции были рассмотрены доводы Общества о том, что им деятельность не осуществлялась и отклонены, так как не соответствующие действительности. Судом установлено, что между Обществом и АО "АтомЭнергоСбыт" заключен договор энергоснабжения от 02.02.2015 N 511204604. Согласно вступившему в силу решению Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8836/2015 с ООО "Эко-Сервис" взыскан основной долг за электроэнергию, поставленную на объекты заявителя за период с августа по сентябрь 2015 года. В свою очередь решением Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4314/2015 удовлетворены требования ООО "Эко-Сервис" о взыскании в его пользу неосновательного обогащения, полученного за период с 01.03.2015 по 30.04.2015 в виде стоимости тепловой энергии, поставленной им в многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющей компании по улицам Молодежная дома 1,2,3 и улица Причальная дома 14,16,18,28.
Также отклонен довод о том, что на момент присвоения статуса должником была признана своя несостоятельность (банкротство), так согласно решению Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2015 ООО "Эко-сервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим ООО "Эко-сервис" утвержден Кайгородов А.В. Указанным решением прекращены полномочия бывшего руководителя ООО "Эко-сервис" Москаленко Н.М., на которого в силу пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве возложена обязанность обеспечить передачу конкурсному управляющему ООО "Эко-сервис" Кайгородову А.В. бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней с даты утверждения последнего судом (Дело N А42-7441/2014).
Таким образом, на момент присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, то есть 14.01.2015, заявитель не был признан банкротом.
При этом правила организации теплоснабжения в Российской Федерации связывают утрату организацией статуса единой теплоснабжающей организации только с признанием теплоснабжающей организации банкротом, а не с введением в отношении нее какой-либо из процедур банкротства. Кроме того, о наличии данного обстоятельства согласно Правилам заинтересованное лицо должно уведомить орган местного самоуправления самостоятельно.
Наличие у Общества на момент присвоения ему статуса кредиторской задолженности, не является основанием, по которому орган местного самоуправления принимает решение о невозможности присвоения такого статуса, поскольку в данном случае администрация руководствовалась только пунктом 11 правил, единственным критерием которого является владение организацией в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Суд правомерно отклонил также довод заявителя о том, что администрация должна была отменить оспариваемое постановление одновременно с признанием утратившим силу решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши от 27.11.2014 N 39 является необоснованным. Признание утратившим силу данного решения само по себе не влечет обязанность Администрации по отмене постановления от 14.01.2015 N 07. Решение было признано утратившим силу не вследствие незаконности утвержденной им схемы теплоснабжения, а вследствие утверждения ее неуполномоченным, по мнению прокурора, органом. 16.04.2015 данная схема была утверждена постановлением Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши.
Доказательств того, что в нее вносилась какие-либо изменения, не представлено.
Также обосновано суд не принял довод заявителя о том, что Администрация приняла постановление без указания срока его действия, учитывая, что договоры аренды были заключены на срок до 29.12.2015, поскольку, как правильно указал суд, само по себе это не нарушает права и законные интересы именно Общества, а доказательств нарушения непосредственно прав и законных интересов ООО "Эко-сервис" заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Оценив представленные в дело доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ, апелляционная инстанция находит вывод суда об отсутствии со стороны Администрации нарушения требований Закона о теплоснабжении и постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 правомерным, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, учитывая, что оспариваемое постановление было опубликовано 15.01.2015 на официальном сайте муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района, а что заявителем не опровергнуто. О наличии данного постановления арбитражному управляющему Кайгородову А.В. также было достоверно известно уже из решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.2015 по делу N А42-2709/2015, которое было получено временным управляющим 23.07.2015. В связи с чем суд первой инстанции, верно указал на то, что с настоящим заявлением конкурсный управляющий ООО "Эко-сервис" обратился в арбитражный суд 25.12.2015, с пропуском установленного частью четвертой статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока для оспаривания постановления от 14.01.2015 N 07, что служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Уважительных причин для восстановления данного срока суд апелляционной инстанции не усмотрел, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока отказал в ввиду отсутствия уважительных причин его пропуска. Доводов опровергающих данный вывод суда апеллянтом не представлено.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу спора, опровергали выводы суда первой инстанции, либо влияли на обоснованность и законность принятого по делу решения, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2016 по делу N А42-10705/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10705/2015
Истец: ООО "ЭКО-СЕРВИС"
Ответчик: Администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области
Третье лицо: к/у Кайгородов А.В., Кайгородов Андрей Викторович