Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф09-12113/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А50-30972/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя Администрации города Кудымкара - Меликов А.Н.;
от заинтересованного лица Министерства финансов Пермского края - Парфенов Н.А., Ясинский Н.И.;
от третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края - Смоляков А.Н.;
от третьего лица Бушуевой Татьяны Павловны - представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства финансов Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июля 2016 года по делу N А50-30972/2015,
принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению Администрации города Кудымкара (ОГРН 1025903383164, ИНН 8107002277)
к Министерству финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917)
третьи лица: 1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210), 2) Бушуева Татьяна Павловна
о признании недействительным представления от 27.11.2015 N ПР-0073 об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Пермского края и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,
установил:
Администрация города Кудымкара (далее - администрация) обратилось в Арбитражного суда Пермского края с заявлением о признании недействительным представления Министерства финансов Пермского края (далее - министерство) об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Пермского края и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 05.08.2015 N 0047.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, министерство обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что администрацией на момент исполнения решения от 20.08.2012 не приняты во внимание изменения в федеральном и региональном законодательстве. Спорное жилое помещение является частично благоустроенным, в результате чего бюджету Пермского края причинен ущерб. Министерство настаивает, им представлены доказательства, свидетельствующие о противоправности и противозаконности действий администрации.
Министерство, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель министерства в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, министерством проведена внеплановая проверка администрации.
16.10.2015 по результатам проверки министерством составлен акт внеплановой проверки N 176.
Министерством установлено нарушение администрацией условий расходования бюджетных средств в сумме 866 835,30 руб. и констатирован факт причинения ущерба бюджету Пермского края (статья 15 ГК РФ) в сумме 866 835,30 руб. в результате осуществления в 2014 году расходов на приобретение Бушуевой Т.П. жилого помещения, неблагоустроенного применительно к условиям существующего населенного пункта, в нарушение пунктов 1, 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Министерство направило в адрес администрации представление от 27.11.2015 N ПР-0073 об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Пермского края и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Администрации предписано принять меры по возврату ущерба в сумме 866 835,30 руб. (средства бюджета Пермского края) на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края; - представить в Министерство финансов в соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений в течение 10 дней со дня получения представления; - принять меры по устранению выявленного нарушения в срок не позднее 40 дней со дня получения представления и в течение 5 дней представить в Министерство финансов информацию о принятых мерах по устранению выявленного нарушения, а также устранению причин и условий, способствовавших его возникновению, с приложением заверенных должным образом копий подтверждающих документов.
Не согласившись с представлением от 27.11.2015 N ПР-0073, администрация обратилась в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
Согласно части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Порядок представления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации нормативно регулируется статьей 140 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений до 01.01.2013, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право лиц данной категории на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.
Законом Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения внесены в статью 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Согласно решению Кудымкарского городского суда от 20.08.2012 по делу N 2-1003/2012 администрация обязана за счет бюджета Пермского края предоставить Бушуевой Татьяне Павловне по договору социального найма жилое помещение на территории г. Кудымкара Пермского края общей площадь не менее 33,0 кв. м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям
Администрация приобрела для Бушуевой Татьяны Павловны две комнаты, площадью 34,1 кв.м., с видами благоустройства: электроосвещение, центральное отопление, водопровод и водоотведение.
Указанное жилье приобретено администрацией у Щербининой Л.А., по цене 866 835 руб. 30 коп.
Ссылка министерства на внесение изменений в ст. 8 Закона N 159-ФЗ и необходимость применения упомянутой нормы к возникшим правоотношениям со ссылкой на то, что положения статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года в случае, если дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, не основана на законе, поскольку Бушуева Татьяна Павловна реализовала право обратившись в суд с заявлением о предоставлении жилого помещения (решение Кудымкарского городского суда от 20.08.2012 по делу N 2-1003/2012).
Утверждение заявителя жалобы о том, что реализация права происходит в момент фактического предоставления жилого помещения, также не соответствует закону, кроме того, иное означало бы дискретное применение одной нормы новой редакции Федерального закона N 159-ФЗ (о характеристике жилых помещений) в отрыве от измененной законом системы обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем (субъекты, основания предоставления, правовые титулы, на которых предоставляются жилые помещения и пр.)
Вопреки доводам жалобы, представленное администрацией жилье Бушуевой Татьяны Павловны является благоустроенным.
В представленном Бушуевой Татьяне Павловне жилье имеется электроосвещение, центральное отопление, водопровод и водоотведение, что позволяет охарактеризовать его как благоустроенное. Утверждение заявителя жалобы о том, что отсутствие газоснабжения (при наличии в предоставленном жилом помещении электричества) не принимаются судом во внимание.
Поскольку администрация во исполнение решения Кудымкарского городского суда от 20.08.2012 по делу N 2-1003/2012 представила Бушуевой Татьяне Павловне благоустроенное жилье: комнаты, площадью 34,1 кв.м., с видами благоустройства: электроосвещение, центральное отопление, водопровод и водоотведение, бюджету Пермского края не может быть причинен ущерб на общую сумму 866 835 руб. 30 коп. Денежные средства израсходованы админситрацией по целевому назначению.
С учетом изложенного, оспариваемое представление не соответствует требованиям закона, нарушает права администрации, правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы министерства выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июля 2016 года по делу N А50-30972/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30972/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф09-12113/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУДЫМКАРА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Бушуева Татьяна Павловна, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12113/16
11.10.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12506/16
10.10.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12506/16
05.07.2016 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-30972/15