Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 января 2017 г. N Ф10-5171/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А09-3530/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акимовой Ю.И., при участии в судебном заседании от заявителя директора Емельянова В.А., (паспорт), представителя Афанасенкова Е.В. (доверенность от 25.12.2014, паспорт), от заинтересованных лиц: главного консультанта Департамента экономического развития Брянской области Асадова А.А. (доверенность N Э-Ю-24 от 13.01.2016), Федорцовой Л.А.(доверенность N 1 от 03.02.2016), Воронцовой О.В. (доверенность N 2 от 04.04.2016 г.) от МФО БМФ "Новый мир", Малаева С.С. (доверенность N 07-03 от 09.03.2016) от Министерства экономического развития Российской Федерации, в отсутствие представителей от Счетной палаты Российской Федерации Департамента финансов Брянской области, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (полномочия переданы Управлению Федерального казначейства по Брянской области на основании Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41), о времени и месте судебного разбирательства извещенных надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, апелляционную жалобу Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация" на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.07.2016 по делу N А09-3530/2016 (судья Мишакин В.А.), принятое по требованиям о признании недействительными протокола N1 от 11.12.2015 и соглашения о предоставлении субсидий, установил следующее.
Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация" (далее - Фонд "Брянская Микрофинансовая Организация", Фонд, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным протокола N 1 от 11.12.2015 конкурсной комиссии по определению объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также о признании недействительным соглашения о предоставлении субсидий победителям конкурсного отбора по определению объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, заключенного между Департаментом экономического развития Брянской области и Микрофинансовой организацией Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир".
Заинтересованные лица: Департамент экономического развития Брянской области, МФО БМФ "Новый мир", Министерство экономического развития Российской Федерации, Департамент финансов Брянской области, Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.07.2016 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 18.07.2016 по делу N А09-3530/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что принимая решение, суд первой инстанции неполно выяснил, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
По мнению заявителя, при проведении конкурса, Департаментом были нарушены пункты 2.2., 3.2., 3.8., 3.9., 3.15.-3.17. Порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Правила), кроме того, апеллянт полагает, что победитель конкурсного отбора не соответствует требованиям, установленным Порядком.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент экономического развития Брянской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Департамента экономического развития Брянской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители МФО БМФ "Новый мир", возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Счетная палата Российской Федерации Департамента финансов Брянской области, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей не обеспечили, в связи с чем и на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.12.2015 на официальной сайте Департамента экономического развития Брянской области (далее - Департамент) было размещено объявление о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
28.12.2015 заявитель обратился в Департамент с заявлением об участии в указанном конкурсе и представил пакет документов.
На указанное обращение письмом от 11.01.2016 исх.N Э-3-15 Департамент сообщил заявителю, что прием документов для участия в конкурсном отборе проводился с 3 по 10 декабря 2015 г., 11 декабря 2015 состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были распределены бюджетные средства, предусмотренные на реализацию конкурсного мероприятия. Этим же письмом Департамент сообщил, что представленный Фондом пакет документов не участвовал в конкурсном отборе, так как на дату подачи конкурсной заявки бюджетные средства были уже освоены.
Результаты конкурсного отбора оформлены протоколом N 1 заседания конкурсной комиссии от 11.12.2015, по итогам которого победителем конкурса был признан Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир".
По итогам конкурса между Департаментом экономического развития Брянской области и МФО БМФ "Новый мир" было заключено соглашение о предоставлении субсидии в объеме средств, предусмотренных в 2015 году подпрограммой "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области" государственной программы "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области (2014-2020 годы)".
Полагая, что протокол N 1 от 11.12.2015 конкурсной комиссии по определению объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимися государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также соглашение о предоставлении субсидий победителям конкурсного отбора, заключенное между Департаментом экономического развития Брянской области и Микрофинансовой организацией Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир", не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 447, 449 ГК РФ, что является ошибочным.
Спорные отношения сторон по проведению конкурса не носят гражданско-правового характера, поскольку прямо вытекают из финансово-бюджетных отношений. Сам факт отбора соответствующих субъектов на основе конкурса не означает равенства сторон, автономии воли и свободы договора, характерных для частно - правовых отношений. При этом проводимый конкурс ни по своей процедуре, ни по правовому содержанию не тождественен торгам в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Однако неправильное применение норм материального права не привело суд первой инстанции к принятию ошибочного решения.
Обращаясь с требованиями о признании конкурса недействительным, заявитель должен представить суду не только доказательства нарушения закона при его проведении, но и нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания конкурса недействительным.
Нарушения порядка проведения конкурса не могут являться основаниями для признания его недействительным по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что 02.12.2015 на официальной сайте Департамента экономического развития Брянской области было размещено объявление о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В размещенном объявлении Департаментом было указано, что соответствующие пакеты документов для участия в конкурсе принимаются с 3 по 10 декабря 2015.
Заседание конкурсной комиссии по рассмотрению конкурсных заявок состоялось 11.12.2015, по итогам которого победителем конкурса был признан Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир", что было зафиксировано в протоколе N 1.
Вместе с тем из доказательств, имеющихся в материалах дела, не усматривается, что заявитель - Фонд "Брянская Микрофинансовая Организация" в установленном порядке подавал соответствующую заявку на участие в конкурсе и являлся его участником.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Фондом "Брянская Микрофинансовая Организация" не доказано, что Фонд может быть отнесен к числу заинтересованных лиц, имеющих право на признание результатов указанного конкурса недействительными. В данном случае признание результатов конкурса недействительными не может привести к восстановлению прав и имущественных интересов заявителя, так как он участия в нем не принимал.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд правомерно основывался на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенной нормы арбитражного процессуального законодательства следует, что в частности ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным при одновременном наличии двух обязательных условий: если данный ненормативный правовой акт не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, Фондом "Брянская Микрофинансовая Организация" не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемые им итоги конкурсного отбора, каким-либо образом затрагивают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на Фонд какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку они основываются на нормах гражданского законодательства, которое, как было указано выше, к рассматриваемым отношениям не применимы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была уплачена в размере 3 000 руб., излишне уплаченные 1 500 руб. госпошлины подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 18.07.2016 по делу N А09-3530/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Фонду поддержки малого и среднего предпринимательства "Брянская Микрофинансовая Организация" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3530/2016
Истец: Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Брянской области "Брянский Фонд Микрозаймов"
Ответчик: Департамент финансов Брянской области, Департамент экономического развития Брянской области, Министерство экономического развития Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Фонд Микрофинансовый "Новый мир"
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5171/16
11.10.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5525/16
10.10.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5525/16
18.07.2016 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3530/16