Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф06-16488/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А65-4327/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" - до и после перерыва: представитель Зарифуллин Р.Т. (доверенность от 19.04.2016),
от иных участвующих в деле лиц - представители не явились, надлежаще извещены о начавшемся процессе,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2016 года по делу N А65-4327/2016 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1061651022652, ИНН 1644036551), г.Нижнекамск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 10616444004487, ИНН 1644036551), г.Казань,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Ягудиной Аделины Альбертовны, г.Нижнекамск,
о признании недействительным решения и предписания,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - Управление земельных и имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС России) по делу N 06-356/2015 года от 29.12.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ягудина Аделина Альбертовна (далее - Ягудина А.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Управление земельных и имущественных отношений обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность решения, заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 16:53:040103:4394 был предоставлен в порядке, установленной статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Извещение о возможном представлении в аренду земельного участка для размещения объекта обслуживания населения и магазина было опубликовано в газетах "Нижнекамская Правда" N 53 от 12.07.2013 и "Туган Як" N 68 от 16.07.2013. Считает, что публикация извещения предусматривает равные возможности хозяйствующим субъектам на получение земельного участка в аренду. Обращает внимание суда на то, что сама по себе несвоевременная оплата по договору аренды не свидетельствует о представлении преимущества Ягудиной А.А. и в свою очередь не влечет ограничение конкуренции.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.10.2016 объявлялся перерыв до 16 час. 10 мин. 12.10.2016.
Представитель Управления земельных и имущественных отношений в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления земельных и имущественных отношений, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании приказа от 16.07.2015 N 02/505-пр Татарстанского УФАС России была проведена плановая проверка Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан.
В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что 07.05.2013 Ягудина А.А. обратилась в Управление земельных и имущественных отношений с заявлением вх. N 757-ППР о выделении земельного участка площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, г. Нижнекамск, ул. Сююмбике для строительства многоквартирного жилого дома.
07.06.2013 Ягудина А.А. обратилась к Начальнику управления строительства и архитектуры Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м с вида "для размещения объекта обслуживания населения и магазина" на "для размещения многоквартирного жилого дома".
Постановлением Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан от 27.06.2013 N 78 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394" разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м было изменено с "для размещения объекта обслуживания населения и магазина" на "для размещения многоквартирного жилого дома выше 10 этажей".
04.07.2013 Ягудина А.А. обратилась к Начальнику управления строительства и архитектуры Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района с заявлением о представлении земельного участка площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, г. Нижнекамск, ул. Сююмбике, в аренду сроком на 5 лет для размещения объекта обслуживания населения.
В газетах "Нижнекамская Правда" от 12.07.2013 N 53 и "Туган Як" от 16.07.2013 N 68 была размещена информация Управлением земельных и имущественных отношений о возможном (предстоящем) предоставлении на праве аренды сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, г. Нижнекамск, ул. Сююмбике с разрешенным видом использования "для размещения объекта обслуживания населения и магазина".
Постановлением от 21.08.2013 N 1194 Исполнительный комитет г. Нижнекамска Республики Татарстан предоставил Ягудиной А.А. на праве аренды сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м, расположенный по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, г. Нижнекамск, ул. Сююмбике с разрешенным видом использования "для размещения объекта обслуживания населения и магазина".
21.08.2013 между Управлением земельных и имущественных отношений и Ягудиной А.А. был заключен договор аренды N 01-13-278 земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 для размещения объекта обслуживания населения и магазин.
Распоряжением от 18.09.2013 N 1226 заместитель руководителя Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан утвердил градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м, находящийся на праве аренды у Ягудиной А.А., под строительство магазина по ул. Сююмбике г. Нижнекамска.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м постановлением от 11.10.2013 N 128 Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан был изменен на вид использования "для размещения объекта обслуживания населения".
Приказом Татарстанского УФАС России от 14.10.2015 N 02/727-к было возбуждено дело N 06-356/2015 по признаком нарушения Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На момент рассмотрения дела комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что на сайте публичной кадастровой карты разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 "для многоэтажной застройки".
По результатам рассмотрения дела N 06-356/2015 комиссией антимонопольного органа было принято решение от 29.12.2015, в соответствии с которым Управление земельных и имущественных отношений признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части предоставления Ягудиной А.А. преимущественного положения, при котором земельный участок с кадастровым номером 16:53:040103:4394 был представлен для жилищного строительства без проведения торгов и использовался без оплаты арендной платы земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В целях устранения данного нарушения в адрес Управления земельных и имущественных отношений было выдано предписание от 29.12.2015 N 06-356/2015, согласно которому не позднее 30 дней со дня получения настоящего предписания Управлению земельных и имущественных отношений предписано прекратить нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно обеспечить расторжение договора аренды N 01-13-278 от 21.08.2013 земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394, предоставить доказательства возврата муниципального имущества - земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394, площадью 3000 кв.м (фотоматериалы, акт приема-передачи).
Не согласившись с решением и предписанием Татарстанского УФАС России, Управление земельных и имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, для констатации события нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить факт ограничения, недопущения, устранения конкуренции или возможность наступления таких последствий; действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа от 29.12.2015 по делу N 06-356/2015 следует, что Татарстанское УФАС России в качестве нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции квалифицировало действия Управления земельных и имущественных отношений, выразившиеся предоставлении Ягудиной А.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м с разрешенным использованием для размещения многоквартирного жилого дома без проведения торгов.
Отказывая Управлению земельных и имущественных отношений в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Ягудина А.А. получила в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м разрешенным использованием для размещения многоквартирного жилого дома без проведения торгов.
Суд апелляционный инстанции считает данный вывод суда первой инстанции противоречащим представленным в материалы дела доказательствам.
Судом апелляционной инстанции установлено и антимонопольным органом не оспаривается, что 21.08.2013 между Управлением земельных и имущественных отношений и Ягудиной А.А. был заключен договор аренды N 01-13-278 земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 для размещения объекта обслуживания населения и магазин.
Как следует из материалов дела, в газетах "Нижнекамская Правда" от 12.07.2013 N 53 и "Туган Як" от 16.07.2013 N 68 была размещена информация Управлением земельных и имущественных отношений о возможном (предстоящем) предоставлении на праве аренды сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: Нижнекамский муниципальный район, г. Нижнекамск, ул. Сююмбике с разрешенным видом использования "для размещения объекта обслуживания населения и магазина".
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок с кадастровым номером 16:53:040103:4394 в качестве вида разрешенного использования земельного участка указано "для размещения объектов обслуживания населения и магазин".
Распоряжением заместителя руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района N 1226 от 18.09.2013 был утвержден градостроительный план земельного участка 16:53:040103:4394 под строительство магазина.
Апелляционный суд отклоняет ссылки суда первой инстанции и антимонопольного органа о том, что на сайте публичной кадастровой карты разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394 "для многоэтажной застройки".
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что зоне застройки многоэтажными жилыми домами выше 10 этажей вид разрешенного использования недвижимости "для многоэтажной застройки" отсутствует, а есть вид разрешенного использования "многоквартирные жилые дома выше 10 этажей".
Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан участок с кадастровым номером 16653:040103:4394 входит в зону Ж-4 - зона застройки многоэтажными жилыми домами выше 10 этажей. Вид разрешенного использования земельного участка зоны Ж-4 включает в себя в том числе магазины товаров первой необходимости (общей площадью не более 400 кв.м) и объекты обслуживания населения (предприятия по ремонту бытовой техники, парикмахерские, ателье и др.).
Доказательств возведения на арендуемом участке многоквартирного жилого дома в материалы дела антимонопольным органом не представлено.
Таким образом, действия Управлением земельных и имущественных отношений необоснованно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Оспариваемым решением антимонопольного органа в качестве нарушения также вменяется предоставления Ягудиной А.А. преимущественного положения, при котором земельный участок используется без оплаты арендной платы земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Управления земельных и имущественных отношений могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части представления Ягудиной А.А. преимущественного положения, при котором земельный участок использовался без оплаты арендной платы земельных участков.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод ошибочным и противоречащим материалам дела.
Согласно пункту 2.1 договора аренды стороны предусмотрели, что арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размер 1 444 126,50 руб. в год. Арендная плата по договору является расчетной и рассчитывается в соответствии с механизмом определения Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Судебная коллегия считает, что наличие задолженности у Ягудиной А.А. по договору аренды N 01-13-278 земельного участка кадастровый номер 16653:040103:4394 не свидетельствует об освобождении от арендной платы и предоставления преференции.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что каких-либо распорядительных документов, исходящих от Управления земельных и имущественных отношений о полном или частичном освобождении Ягудиной А.А. от арендных платежей, не имеется. Кроме того, фактические либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды антимонопольным органом не подтверждены.
Данные обстоятельства не опровергнуты антимонопольным органом надлежащими доказательствами.
Согласно представленной в материалы дела справке от 27.06.2016 с исх. N 2195 по состоянию на 27.06.2016 задолженность по договору аренды земельного участка N 01-13-278 от 21.08.2013 отсутствует (т.1 л.д.103).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у антимонопольного органа предусмотренных законом оснований для признания Управления земельных и имущественных отношений нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и для выдачи ему предписания, обязывающего предпринять действия, направленные на расторжение договора аренды N 01-13-278 от 21.08.2013 земельного участка с кадастровым номером 16:53:040103:4394.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает новый судебный о признании недействительными оспариваемых решения и предписания Татарстанского УФАС России.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2016 года по делу N А65-4327/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Заявленное требование удовлетворить.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-356/2015 от 29 декабря 2015 года и предписание N 06-356/2015 от 29 декабря 2015 года признать недействительными.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4327/2016
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г.Нижнекамск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Ягудина А.А.