Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2017 г. N Ф07-13588/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А66-5449/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью научно-производственного объединения "Тверской ремонтно-механический завод" представителя Громова Р.М. по доверенности от 05.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью научно-производственного объединения "Тверской ремонтно-механический завод" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 июля 2016 года по делу N А66-5449/2016 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод" (место нахождения: 170040, город Тверь, Старицкое шоссе, дом 30; ИНН 6901037173; ОГРН 1036900064850, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ИНН 6901000920, ОГРН 1066950062717; далее - Администрация) и Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Новоторжская, дом 1; ИНН 6901043057, ОГРН 1036900087806; далее - Департамент) о признании недействительным (ничтожным) расчета арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 69:40:0300009:104 за 2015 год, являющегося приложением к договору от 22.07.2009 N 227-3/09 в части применения удельною показателя кадастровой стоимости за вышеуказанный земельный участок в размере 1124 руб. 80 коп. за 1 кв.м, определенного в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 N 13-нп; установлении размера подлежащей внесению Обществом арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300009:104 за 2015 год в размере 28 728 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 532 руб. 30 коп. за 1 кв.м (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (место нахождения: 107078, Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757; далее - Палата), Министерство по имущественным и земельным отношениям Тверской области (ранее - Комитет по управлению имуществом Тверской области; далее - Министерство).
Решением суда от 05.07.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд ошибочно посчитал, что датой внесения очередных изменений в государственный кадастр недвижимости является 15.01.2015, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300009:104 в размере 1 915 200 руб., установленной решением Тверского областного суда от 29.12.2014 по делу N 3-60/2014, внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 01.07.2015, что подтверждается имеющимися в материалах дела кадастровыми справками о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300009:104. Под словами "до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ГКН" следует понимать "до даты внесения очередных после даты внесения записи о новой стоимости по решению суда результатов определения кадастровой стоимости в ГКН". Запись в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300009:104, внесенная 15.01.2015 согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 N 13-нп, после внесения записи о новой стоимости по решению Тверского областного суда, перешла в разряд "архивной", то есть недействующей, неактуальной. Департамент не наделен полномочиями по самостоятельному определению кадастровой стоимости земельного участка на ту или иную дату при определении расчета арендной платы за земельный участок в силу подпункта 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42. В полученной Обществом кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300009:104 от 19.01.2016 в строке 9 дата начала применения новой кадастровой стоимости по решению суда указана 01.01.2014, при этом дата окончания применения этой стоимости не значится, а с учетом того, что на 01.01.2016 и в настоящее время актуальной (действующей) является кадастровая стоимость, установленная решением Тверского областного суда от 29.12.2014. У Департамента не имелось полномочий и правовых оснований применять при расчете арендной платы в 2015 году иную величину кадастровой стоимости. Суд неправильно применил статью 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28), сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в ГКН.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Администрация в отзыве на жалобу возразила против изложенных в ней доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 22.07.2009 N 227-з/09.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью 3598 кв.м, кадастровый номер 69:40:0300009:104, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: город Тверь, Старицкое шоссе, дом 30, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью. Участок предоставляется арендатору под обслуживание производственной базы.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с расчетом арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора.
Расчет размера арендной платы определяется по формуле, учитывающей среди прочего, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области, утвержденных постановлением Администрации от 30.12.2008 N 503-па (далее - Постановление N 503-па) кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 925 245 руб. 96 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 813 руб. 02 коп.
Решением Тверского областного суда от 29.12.2014 по делу N 3-60/2014, оставленным в силе апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2015 N 35-АПГ15-18, кадастровая стоимость земельного участка установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 29.01.2009 в размере 1 915 200 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 532 руб. 30 коп. за 1 кв.м.
В рамках дела N 3-60/2014 обжаловалась кадастровая стоимость, установленная постановлением Администрации.
В соответствии с указанными судебными актами Департамент произвел перерасчет арендной платы за 2014 год, исходя из кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной решением суда.
Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300009:104 включен в перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Результаты утверждены приказом Министерства имущественных отношений Тверской области от 25.12.2014 N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" (далее - Приказ N 13-нп).
Кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка утверждена Приказом N 13-нп в размере 4 047 030 руб. 40 коп. при удельном показателе кадастровой стоимости 1124 руб. 80 коп. Данные сведения внесены в ГКН 15.01.2015.
В расчете арендной платы за 2015 год Департамент применил удельный показатель кадастровой стоимости в размере 1124 руб. 80 коп. за 1 кв.м, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 4 047 030 руб. 40 коп.
Не согласившись с названным расчетом арендной платы и считая, что при расчете арендной платы должен использоваться удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 532 руб. 30 коп. за 1 кв.м, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 424 ГК РФ, статье 65 ЗК РФ и пунктам 16, 19 Постановления N 73 размер арендной платы за земли, находящиеся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен и определяется с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды; арендодатель по договору вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, без внесения изменений в договор; новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В статье 24.12 Закона об оценочной деятельности указано, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В пункте 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, определено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ГКН.
Пунктом 28 Постановления Пленума N 28 предусмотрено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из пункта 28 Постановления Пленума N 28 установленная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере ее рыночной стоимости для определения величины арендной платы за земельный участок действует до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции установил, что Постановлением Администрации от 16.10.2006 N 255-па принято решение о проведении в 2007 году государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов тверской области.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области приняло распоряжение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области от 28.06.2006 N 1580 по состоянию на 01.01.2013.
Спорный земельный участок включен в перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты актуализации которой утверждены Приказом N 13-нп, который вступил в силу 01.01.2015.
Как установил суд первой инстанции, кадастровая стоимость спорного земельного участка, утвержденная Приказом N 13-нп, составила 4 047 030 руб. 40 коп. при удельном показателе кадастровой стоимости 1124 руб. 80 коп. за кв.м. Данные сведения внесены в ГКН 15.01.2015 и являются актуальными на 2015 год.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет арендной платы за 2015 год правомерно произведен Департаментом с применением величины кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, установленных Приказом N 13-нп, основания для применения установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере ее рыночной стоимости в 2015 году у Департамента отсутствовали.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на внесение в 2015 году в ГКН сведений в соответствии с решением суда общей юрисдикции от 29.12.2014, которые должны быть использованы при расчете арендной платы за земельный участок на 2015 год, является ошибочной.
В данном случае судом общей юрисдикции проверялась правильность определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 29.01.2009.
При этом согласно пункту 28 Постановления Пленума N 28 данная кадастровая стоимость является актуальной до утверждения новых результатов очередной кадастровой оценки и внесения их в кадастр.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось. В удовлетворении заявления отказано правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 июля 2016 года по делу N А66-5449/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью научно-производственного объединения "Тверской ремонтно-механический завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5449/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2017 г. N Ф07-13588/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод"
Ответчик: Администрация города Твери, Департамент управления имущесвтом и земельными ресурсами администрации города Твери
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Фед. службы гос. регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регитсрации, кадастра и картографии" по Тверской области