Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2017 г. N Ф06-16742/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
14 октября 2016 г. |
А55-3789/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
в судебное заседание явились:
от Департамента образования Администрации городского округа Самара - представитель Дмитриева Н.Б. (доверенность от 11.01.2016 N 12-01-02/10),
от Автономной некоммерческой образовательной организации Дошкольного образования Центр развития ребенка "Белые кораблики" - Милослова Е.К. - директор (паспорт, выписка),
от Министерства образования и науки Самарской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования Администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2016 года по делу N А55-3789/2016 (судья Гордеева С.Д.),
по исковому заявлению Департамента образования Администрации городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
к Автономной некоммерческой образовательной организации Дошкольного образования Центр развития ребенка "Белые кораблики", Самарская область, г. Самара,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования и науки Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о взыскании 1 164 484 руб. 30 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования Администрации городского округа Самара (далее - истец, Департамент, Департамент образования) обратился в Арбитражный суд Самарской области о взыскании с Автономной некоммерческой образовательной организации Дошкольного образования Центр развития ребенка "Белые кораблики" (далее - ответчик, организация, АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики") субсидии в размере 1 164 484 руб. 30 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечено Министерство образования и науки Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2016 года по делу N А55-3789/2016 и принять по делу новый судебный акт, указывая на несоблюдение ответчиком условий предоставления субсидии (предоставлена недостоверная информация о посещаемости). Истец в жалобе также приводит расчет субсидии, выделенный на одного ребенка за два года ( 67320 рублей), и указывает, что даже с учетом мнения суда о неправомерности требования возврата субсидий за 19 человек, субсидия возвращена ответчиком не в полном объеме (объем невозвращенных средств составляет 57923 рубля ( 67320 - 9397).
В судебном заседании апелляционного суда 10.10.2016 представитель Департамента апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции оставить без изменения решение суда первой инстанции от 01.08.2016.
Третье лицо в судебное заседание апелляционного суда не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сторонами заключены Соглашение N 1009 о предоставлении субсидий от 24.03.2014, Соглашение N 1081 о предоставлении субсидий от 08.10.2014, Соглашение N 517 о предоставлении субсидий от 05.02.2015 (далее - Соглашения).
По утверждению истца, во исполнение Соглашений им выплачены ответчику субсидии из бюджета городского округа Самара для возмещения затрат за содержание 20 детей (присмотр и уход за детьми) в размере 2805 рублей из расчета на одного воспитанника ежемесячно в общей сумме 1 173 381,3 руб., из которых:
за период с 03.02.2014 по 31.12.2014 - 616 699,30 руб.;
за период с 01.01.2015 по 31.10.2015 - 557 182,00 руб.
Указанные обстоятельства подтверждается материалами дела и не опровергается ответчиком.
В декабре 2015 года в Департамент образования Администрации городского округа Самара поступила информация Управления; МВД Российской Федерации по городу Самаре Отдела полиции N 4 (далее - Отдел полиции N 4) от 02.12.2015 N 58/11342 о том, что в период с апреля 2014 года по июль 2014 года АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" в целях получения субсидии на возмещение затрат за содержание детей, присмотр и уход за ними подавалась в Департамент образования недостоверная информация о посещаемости детей. Согласно информации Отдела полиции N 4, воспитанник АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" Рознер Борис Павлович в указанный выше период времени в городском округе Самара не проживал.
На основании данного письма Департаментом образования была проведена проверка, в ходе которой выявлено:
Рознер Борис Павлович зачислен в АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" на основании договора N 21 от 09.01.2014, заключенного между АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" и родителями (Ольховской Анной Александровной) воспитанника, в соответствии с приказом N 21/2 от 31.01.2014 о зачислении и являлся воспитанником вышеуказанного учреждения до июля 2015 года (приказ АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" об отчислении N 317/15 от 31.07.2015);
в отчетных документах за период с 21.03.2014 по июнь 2014 года АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" в табелях посещаемости воспитанников Рознер Борис Павлович подавался, и на него выделялась субсидия из бюджета городского округа Самара.
В результате проверки истец пришел к выводу, что АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" были представлены в Департамент образования недостоверные сведения, так как в табеле учета посещаемости отражена явка в учреждение фактически не посещавшего учреждение воспитанника, чем нарушены условия предоставления субсидий установленные Порядком предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования", утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.1013 N 94 (далее -Порядок).
В соответствии с п 5.6 Порядка и п.4.1. Соглашения о предоставлении субсидии, Департаментом образования направлено в адрес АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" требование N 12-01-02/807 от 23.12.2015 о возврате в бюджет городского округа Самара денежных средств в сумме 1 164 484,3 (один миллион сто шестьдесят четыре тысячи четыреста восемьдесят четыре рубля тридцать копеек).
Размер требований обусловлен тем, что из перечисленных АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" Департаментом образования за 2014-2015 годы субсидий в размере 1 173 881,3 рублей АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" платежным поручением N 207 от 26.11.2015 возвращены на счет Департамента образования денежные средства в сумме 9 397 руб.
В Департамент 29.01.2016 года образования поступил ответ АНОО ДО ЦРР "Белые кораблики" об отказе возвращения субсидий в полном объеме.
Отказ в добровольном порядке исполнить указанное требование послужил основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом, условия предоставления субсидий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления субсидий, определенные указанными актами, не подлежат расширительному толкованию.
Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.
Нарушение получателем субсидии условий ее использования: недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии.
Указанный вывод согласуется со сложившейся в судах правоприменительной практикой (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 N 309-АД15-19447, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу NА12-38111/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по делу NА55-16269/2015).
В силу пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ субсидия подлежит возврату лишь в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
В силу части 3.1. БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 2.2 Порядка Условиями предоставления субсидий являются:
использование субсидий получателями в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
плата, взимаемая с родителей (законных представителей) на содержание ребенка, присмотр и уход за ребенком в негосударственном дошкольном образовательном учреждении, не должна превышать размер платы за содержание ребенка, присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Самара, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утверждаемый постановлением Администрации городского округа Самара. Общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка за предоставление образовательных услуг в негосударственном дошкольном образовательном учреждении и содержание ребенка, присмотр и уход за ребенком, не должен превышать 5960 (пять тысяч девятьсот шестьдесят) рублей;
наличие соглашения о предоставлении субсидий с Главным распорядителем согласно приложению к настоящему Порядку;
ежемесячное представление получателем документов, подтверждающих произведенные затраты, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка, за истекший период, списочный состав детей и табель учета посещаемости детьми негосударственного дошкольного образовательного учреждения;
открываемые негосударственные дошкольные образовательные учреждения должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц и поставлены на учет в налоговом органе по местонахождению учреждения не ранее 1 января 2012 г.
Согласно п. 3.4. Порядка для получения субсидий юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не позднее 10-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, представляет Главному распорядителю:
копии документов, подтверждающих произведенные затраты, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка, за истекший период с приложением актов выполненных работ (оказанных услуг), выставленных счетов и платежных поручений;
списочный состав детей;
табель учета посещаемости детей;
копии приходно-кассовых (квитанций) либо платежных поручений с указанием реквизитов плательщиков, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов или иные документы, подтверждающие оплату каждым родителем (законным представителем) образовательных услуг, включая плату за содержание ребенка, присмотр и уход за ребенком, в негосударственном дошкольном образовательном учреждении;
копии приказов об отчислении детей и соглашений о расторжении договоров с родителями (законными представителями) детей (в случае выбывания детей) с приложением копий приказов о зачислении детей и договоров с родителями (законными представителями) (в случае принятия на их место новых детей);
копии договоров аренды помещений с приложением платежных поручений, подтверждающих оплату арендной платы;
копии договоров с организациями, поставляющими питание, с приложением платежных поручений, подтверждающих оплату услуг по указанным договорам, счетов, актов выполненных работ;
копии расчетной ведомости административно-хозяйственного персонала;
копии табеля учета рабочего времени с указанием фамилии, имени и отчества сотрудников и их должностей (профессий).
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии, выразившиеся в указании недостоверных сведений о списочном составе детей и сведений в табелях учета посещаемости детей за период с 21.03.2014 по июнь 2014, поскольку воспитанник Рознер Б.П. в указанный период не посещал организацию, а следовательно в этот период ответчик не нес расходов на его содержание.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлены доказательства того, что Рознер Б.П. в период с 21.03.2014 по июнь 2014 посещал организацию.
Однако, ответчик ссылается на то, что субсидию полученную в качестве возмещения затрат на содержание воспитанника Рознер Б.П. в период с 21.03.2014 по июнь 2014 в размере 9 397 руб. 00 коп. вернул Департаменту (распорядителю бюджетных средств) платежным поручением N 207 от 26.11.2015.
Данное обстоятельство истцом не опровергалось. В ходе рассмотрения дела истец подтвердил, что субсидия, полученная на содержание Рознер Б.П. в период, когда он не посещал организацию, не взыскивается в рамках настоящего дела.
Как следует из искового заявления и подтверждено представителями истца, в рамках настоящего иска взыскиваются субсидии, выплаченные на содержание других 19 воспитанников организации.
По утверждению истца, поскольку ответчик представил недостоверные сведения о посещаемости Рознер Б.П. в период с 21.03.2014 по июнь 2014, то он неправомерно получил субсидии на возмещение затрат по содержанию других воспитанников за весь период действия Соглашений.
Данный довод истца является несостоятельным.
Согласно п. 5.1 Порядка, субсидии предоставляются на каждого ребенка, фактически посетившего негосударственное дошкольное образовательное учреждение, в размере не более 2 805 руб. в месяц на одного ребенка, общий размер субсидий определяется путем суммирования размеров субсидии в месяц на каждого ребенка.
Таким образом, субсидии предоставляются в качестве возмещения затрат на содержание конкретного воспитанника, указанного в представляемых распорядителю списках детей и табелях учета посещаемости детей.
Истцом не представлено доказательств того, что ответчиком нарушены условия получения субсидий на возмещение затрат по содержанию других детей, помимо Рознера Б.П. в период с 21.03.2014 по июнь 2014.
Однако, в рамках настоящего иска субсидия, выплаченная ответчику в возмещение содержания Рознера Б.П. в период с 21.03.2014 по июнь 2014, не взыскивается.
Истец не представил доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных ответчиком сведений для получения субсидий на содержание других 19 воспитанников.
В ходе рассмотрения дела истец не заявлял о фальсификации ответчиком доказательств, также не заявлял ходатайств о назначении соответствующих экспертиз.
В материалы дела истцом не представлены заключения независимых экспертных учреждений или оценщиков свидетельствующие о наличии оснований для возврата ответчиком спорной суммы субсидий.
Таким образом, истец неправомерно требует от ответчика возврата субсидий, выплаченных в качестве возмещения затрат на содержание других 19 детей.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению, поскольку не опровергают установленных по делу обстоятельств и правильных выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчика суммы субсидии в заявленном размере.
Расчет, произведенный истцом в жалобе (объем невозвращенных средств составляет 57923 рубля ( 67320 - 9397)), также не может быть принят во внимание, поскольку произведен исходя из общей суммы субсидий, выделенных на одного ребенка за два года - 2014, 2015 (67320 рублей) и приведен без учета фактических обстоятельств настоящего дела. Истцом не представлено суду доказательств того, что ответчиком возвращены не все средства, полученные на содержание Рознер Б.П. в период, когда он не посещал организацию. Более того, в ходе рассмотрения дела истец подтвердил, что субсидия, полученная на содержание Рознер Б.П. в период, когда он не посещал организацию, не взыскивается в рамках настоящего дела.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2016 года по делу N А55-3789/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3789/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2017 г. N Ф06-16742/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент образования Администрации городского округа Самара
Ответчик: Автономная некоммерческая образовательная организация Дошкольного образования Центр развития ребенка "Белые кораблики"
Третье лицо: Министерство образования и науки Самарской области