Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А35-3373/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Алябьева В.Н.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Алябьева Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Курской области от 25.08.2016 по делу N А35-3373/2016 (судья Григоржевич Е.М.) по заявлению Алябьева Владимира Николаевича о признании незаконным постановления Комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич (далее, ИП Алябьев В.Н., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Курской области (далее - Комитет, административный орган) о признании недействительным постановления от 21.03.2016 N 6-2016, в соответствии с которым ИП Алябьев В.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 25.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ИП Алябьев В.Н обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает на недоказанность того факта, что именно он являлся организатором ярмарки. Ссылается на то, что не был уведомлен надлежащим образом о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет указывает на незаконность проведения ярмарок ИП Алябьевым В.Н.. Считает, что административным органом процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич, зарегистрирован по адресу: 305048, г. Курск, проспект Дружбы, д.22, кв. 124, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - 09.03.2010 за ОГРНИП 310463206800340, ИНН 463001755200.
На основании приказа от 20.02.2016 N 27 Комитета было проведено информационно-аналитическое наблюдение за осуществлением торговой деятельности на ярмарке, организатором которой являлся ИП Алябьев В.Н. проводимой по адресу: г.Курск, проспект Дружбы, 1 (на площадке, прилегающей к магазинам "Пятерочка", "Магнит")
В рамках указанного мероприятия административным органом было выявлено, что ярмарка организована с нарушением Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 02.03.2016 N 103-па (далее - Порядок).
В результате осмотра места проведения ярмарки должностным лицом управления 22.02.2016 составлен протокол осмотра места проведения ярмарки и составлена справка о проведении информационно-аналитического наблюдения. Осмотр проводился при участии понятых, с использованием средств фотографирования и видеосъемки.
ИП Алябьев В.Н. был уведомлен о проведении информационно- аналитического наблюдения за осуществлением торговой деятельности на ярмарке.
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено ИП Алябьеву В.Н. 25.02.2016 заказным письмом (почтовый идентификатор 30500095191009). Указанное уведомление было вручено Предпринимателю 27.02.2016, что подтверждается копией уведомления о вручении почтовой корреспонденции (л.д.58).
Однако Предприниматель для составления протокола осмотра не явился.
9.03.2016 должностным лицом Комитета в отсутствие ИП Алябьева В.Н. был составлен Протокол N 6 об административном правонарушении в отношении организатора ярмарки - ИП Алябьева В.Н., в котором были отражены выявленные нарушения Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области, а именно:
- ярмарка проводилась вне графика проведения ярмарок, утвержденного правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого она проводилась, что является нарушением пункта 4.3 Порядка, документ, подтверждающий согласование проведения ярмарки с органом местного самоуправления отсутствует.
- отсутствовала вывеска с указанием схемы размещения объектов на территории ярмарки, что является нарушением пункта 4.10 Порядка;
-организатором ярмарки не были выданы разрешения хозяйствующим субъектам на участие в ярмарке, что является нарушением пункта 4.14 Порядка;
- организатором ярмарки не было обеспечено соблюдение требований, предъявляемых к организации продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) на торговых местах, что является нарушением пункта 5.1 Порядка;
- в нарушение п.19 Правил продажи отдельных видов товаров" отсутствовали ценники установленного образца на реализуемые товары (п.5.4 Порядка).
Копия протокола ИП Алябьеву В.Н. была направлена 11.03.2016 заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор 30500295006240) и вручена 14.03.2016, что подтверждается материалами административного дела (л.д. 48-49).
О дате и времени рассмотрения дела предприниматель был уведомлен заблаговременно заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор 30500295006240 от 11.03.2016) и вручено 14.03.2016.
21.03.2016 заместителем председателя Комитета в отношении индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича в присутствии защитника предпринимателя было вынесено Постановление N 6-2016 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении, согласно статье 53.5. Закона Курской области от 04.01.2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" и назначено административное наказание в виде 30000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением ИП Алябьев В.Н. обратился с заявлением в Арбитражный суд Курской области.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ст. 1.3 КоАП РФ определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законными субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Курской области протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляют должностные лица органов местного самоуправления.
Вывод арбитражного суда области о том, что постановление вынесено полномочным должностным лицом, является правомерным.
Положением о Комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области (утверждено постановлением Губернатора Курской области от 22.04.2005 N 294) к основным функциям Комитета отнесено, в том числе, организация проведение оптовых ярмарок, выставок-продаж, общеобластных мероприятий с целью изыскания дополнительных товарных ресурсов для улучшения снабжения населения области, содействие участию предприятий торговли в межрегиональных, республиканских выставках-ярмарках, определяет порядок и условия их проведения (пункт 3.9.), осуществление контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов Курской области в области организации и проведения ярмарок и продаж товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (пункт 3.41.).
Постановлением Администрации Курской области от 02.03.2015 г. N 103-па "О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком ярмарки, организуемые индивидуальными предпринимателями, проводятся в соответствии с графиками проведения ярмарок, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они проводятся.
На официальном сайте Администрации Курской области, в открытом доступе размещен сводный график проведения ярмарок на территории Курской области в 2016 году. Вместе с тем, в указанном графике ярмарка, организованная ИП Алябьевым В.Н. 22.02.2016 по адресу: г.Курск, проспект Дружбы, 1 (на площадке, прилегающей к магазинам "Пятерочка", "Магнит"), отсутствует, что также подтверждается материалами дела (т.1 л.д.73-78).
Статья 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" устанавливает административную ответственность за нарушение порядка организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок в виде наложения штрафа на должностных лиц - в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - в размере ста пятидесяти тысяч рублей. Те же действия, совершенные повторно, - влекут наложение штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий организаторами ярмарок, нарушающих Порядок организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области постановлением от 02.03.2015 N 103-па, и Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Согласно п. 4.3 Порядка ярмарки, организуемые органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводятся в соответствии с графиками проведения ярмарок, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они проводятся.
На основании п. 4.10. место проведения ярмарки в установленном порядке оформляется вывеской с указанием наименования организатора ярмарки, места его нахождения, контактного телефона, режима работы ярмарки, схемы размещения объектов на территории ярмарки, адресов и телефонов контролирующих органов.
В силу п. 4.14 Порядка организатор ярмарки рассматривает заявление и не позднее дня, следующего за днем представления заявления, выдает разрешение на участие в ярмарке, составленное по форме, установленной организатором ярмарки, либо письменно отказывает в выдаче такого разрешения с указанием оснований отказа.
Согласно п. 5.1. Порядка, продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ярмарках осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, ветеринарным и фитосанитарным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, правилами продажи отдельных видов товаров и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями.
Согласно п. 19. Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Событие вменяемого административного правонарушения, подтверждаются имеющимися в деле документами: протоколом осмотра места проведения ярмарки от 22.02.2016, справкой о проведении информационно - аналитического наблюдения от 22.02.2016, протоколом об административном правонарушении от 9.03.2016 N 6, постановлением от 21.03.2016 N6-2016 и заключается в несоблюдении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области, санитарных норм на территории Курской области.
В материалах дела имеются фотоснимки с места торговли, из которых усматривается наличие информационного стенда с указанием ИП Алябьева В.Н. в качестве организатора, его телефона, времени и сроков проведения ярмарки. Эти зафиксировано в справке о проведении информационно-аналитического наблюдения от 22.02.2016.
Материалами дела подтверждено, что незаконная торговля организована ИП Алябьевым В.Н.
Таким образом, довод о том, что он не может нести ответственность как организатор ярмарки несостоятелен.
По мнению суда, совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается наличие состава вмененного правонарушения, их данные суд считает объективными и достаточными.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы заявителя о нарушении процедуры уведомления при составлении протокола об административном правонарушении опровергаются материалами делами, при этом имеются доказательства, указывающие на недобросовестное поведение заявителя в административной процедуре (уклонение от явки для участия в осмотре и составлении протокола осмотра и протокола об административном правонарушении).
В связи с чем, является верным вывод о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, в части эпизодов, предусмотренных пунктами 4.3, 4.10, 4.14, Порядка, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 53.5 Закона Курской области N 1 - ЗКО от 04.01. 2003 года "Об административных правонарушениях в Курской области".
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный ст. 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден.
Дело об административном правонарушении в отношении ИП Алябьева рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренном ст. 4.5 КоАП РФ.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что Комитет различными средствами (по телефону, почтой) извещал ИП Алябьева В.Н. о месте, времени и дате осмотра территории, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, предлагал ознакомиться с материалами административного дела.
Своими правами ИП Алябьев В.Н. не воспользовался. Хотя, как видно из его ходатайств, о результатах осмотра и выявленном нарушении ему было известно.
Учитывая его поведение, в том числе немотивированные и неоднократные обращения с заявлениями о переносе дат совершения процессуальных действий, суд расценивает его как имеющее своей целью уйти от ответственности.
Административным органом были предприняты все возможные меры для соблюдения прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
В связи с чем, апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Вместе с тем, в отношении вменяемых ИП Алябьеву В.Н. эпизодов, в части правонарушений, предусмотренных п.п. 5.1, 5.4 Порядка, суд отмечает следующее.
Выводы административного органа о нарушении правил продажи товаров, соблюдение которых наряду с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, ветеринарным и фитосанитарным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, о нарушении Предпринимателем п.5.1, 5.4 Порядка, (отсутствие ценников) предусмотрены федеральным законодательством, ответственность за несоблюдение этих норм предусмотрена КоАП РФ.
Таким образом, указанные эпизоды в случае их доказанности могут образовывать составы иных правонарушений, ответственность за которые предусматривает федеральный закон - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтому вменять в качестве нарушений по статье 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях" несоблюдение таких требований у административного органа оснований не имелось, в том числе привлечение к ответственности по названным основаниям в его компетенцию не входило.
Однако данный вывод не влияет на итоговые выводы о доказанности события и состава вмененного нарушения по другим эпизодам.
Таким образом, основания для привлечения к административной ответственности по вмененной норме усматриваются.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
По существу обжалуемое решение является верным, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 25.08.2016 по делу N А35-3373/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3373/2016
Истец: ИП Алябьев Владимир Николаевич
Ответчик: Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области