г. Москва |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А41-28535/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - администрации городского поселения им.Цюрупы Воскресенского муниципального района Московской области - Зотовой Т.В. (представителя по доверенности от 18.08.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от администрации Воскресенского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения им. Цюрупы Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.06.2016 по делу N А41-28535/16, принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского поселения им. Цюрупы Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация городского поселения) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ управления, выраженный в сообщении от 04.03.2016 N 029/008/2016-731;
- обязать управление осуществить государственную регистрацию права собственности за администрации городского поселения на земельный участок площадью 6 650 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0020102:2502, расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский район, пос. им. Цюрупы, ул. Рабочий городок, разрешенное пользование: сквер, категория земель: земли населенных пунктов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.06.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации городского поселения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей управления, администрации района.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя администрации городского поселения, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании передаточного акта от 23.12.2008 N 4 имущества находящегося в собственности Воскресенского муниципального района Московской области и передаваемого в собственность вновь образованного в его составе городского поселения им. Цюрупы Воскресенского муниципального района Московской области, администрации городского поселения было передано имущество - сквер, площадью 15 000 кв.м., по адресу: Московская область, Воскресенский район, пос. им. Цюрупы, ул. Рабочий городок.
При оформлении земельного участка для постановки его на государственный кадастровый учет, установлено, что фактическая площадь переданного на основании передаточного акта от 23.12.2008 N 4 земельного участка по адресу: Московская область, Воскресенский район, пос. им. Цюрупы, ул. Рабочий городок, составляет 6 650 кв.м.
На основании постановления администрация района от 27.12.2013 N 2988 в границах городского поселения им. Цюрупы, администрации городского поселения утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал N 50:29:0020102, местоположения: Московская область, Воскресенский район, пос. им. Цюрупы, ул. Рабочий городок, площадью 6 650 кв.м., разрешенное пользование: сквер, категория земель: земли населенных пунктов.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:29:0020102:2502.
Администрация городского поселения 27.01.2016 обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020102:2502.
К заявлению приложены следующие документы: письмо от 27.01.2016 N 37, кадастровый паспорт земельного участка от 21.04.2014 N МО-14/ЗВ-591439, передаточный акт от 23.12.2008 N 4, доверенность от 06.10.2014 N 50АА5405775.
Сообщением от 04.03.2016 N 029/008/2016-731 управление отказало администрации городского поселения в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020102:2502, указав на то, что в представленном передаточном акте от 23.12.2008 N 4 площадь сквера указана 15 000 кв.м., а в кадастровом паспорте от 21.04.2014 N МО-14/ЗВ-591439 площадь земельного участка под этот сквер указана иная площадь - 6 650 кв.м., что не позволяет идентифицировать объект права, а также на то, что администрация городского поселения на устранила причины, препятствующие проведению государственной регистрации.
Администрация городского поселения, полагая, что данный отказ нарушает ее права как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, 26.05.2016 обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая администрации городского поселения в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу требований пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных Законом о регистрации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого имущества.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений
В качестве приложения к заявлению о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020102:2502 площадью 6 650 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский район, пос. им. Цюрупы, ул. Рабочий городок, разрешенное пользование: сквер, категория земель: земли населенных пунктов, администрация городского поселения приложила кадастровый паспорт от 21.04.2014 N МО-14/ЗВ-591439, согласно которому площадь этого участка, сформированного под сквер, действительно, составляет 6 650 кв.м.
Однако в передаточном акте от 23.12.2008 N 4, представленном администрацией городского поселения в подтверждение основания возникновения у соответствующего муниципального образования (им. Цюрупы Воскресенского муниципального района Московской области) права собственности на упомянутый земельный участок, площадь сквера указана 15 000 кв.м.
При таких обстоятельствах у управления возникли обоснованные сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020102:2502 площадью 6 650 кв.м.
В связи с этим государственный регистратор правомерно - в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации - уведомлением от 02.02.2016 приостановил государственную регистрацию до 04.03.2016 и предложил администрации городского поселения представить в этот срок на государственную регистрацию дополнительные документы и сведения по указанному вопросу (различие в площади), предупредив ее о том, что если до окончания срока приостановления не будут представлены дополнительные доказательства (документы, сведения) наличия оснований для проведения государственной регистрации, то государственный регистратор будет вынужден отказать в государственной регистрации в соответствии с положениями статьи 20 Закона о регистрации.
Поскольку администрация городского поселения в указанный срок так и не представила дополнительные доказательства (документы, сведения), государственный регистратор вынес сообщение об отказе в государственной регистрации, оспариваемом по настоящему делу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения сослался на документы и обстоятельства, объясняющие разницу в площади земельного участка и сквера.
Между тем такие документы, объяснения не были представлены администрацией городского поселения государственному регистратору в течение срока, установленного уведомлением о приостановлении государственной регистрации.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что оспариваемый отказ в государственной регистрации подлежит проверке на предмет соответствия закону в судебном порядке исходя из тех доказательств (документов, сведения), которые были представлены государственному регистратору либо могли быть получены им по межведомственному запросу.
В данном случае такие доказательства (документы, сведения) администрация городского поселения не представила на государственную регистрацию, несмотря на соответствующее предложение государственного регистратора в уведомлении о приостановлении государственной регистрации. Эти доказательства не могли быть получены по межведомственному запросу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения затруднился ответить на вопрос суд, почему в течение срока, установленного уведомлением о приостановлении государственной регистрации (более месяца), администрация так и не представила государственному регистратору дополнительные сведения и документы.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в государственной регистрации является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал администрации городского поселения в удовлетворении заявленных требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд принимает во внимание, что администрация городского поселения не лишена права повторно обратиться с заявлением о государственной регистрации права на тот же объект (земельный участок), приложив к заявлению все необходимые документы, в том числе документы, объясняющие разницу в площади земельного участка и сквера, и в случае отказа в государственной регистрации права оспорить его в судебном порядке, заявив также требование об обязании государственного регистратора (управления) произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования (а не администрации городского поселения) на данный объект.
Из доводов администрации городского поселения, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2016 по делу N А41-28535/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28535/2016
Истец: Администрация городского поселения им.Цюрупы Воскресенского муниципального района Московской области
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: Муниципальное учреждение "АДМИНИСТРАЦИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", Управление Росреестра по Московской области