Требование: о привлечении к административной ответственности в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2016 г. |
дело N А32-11739/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заедания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 18.01.2016 Деряженцева А.В.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Лучезарное" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2016 по делу N А32-11739/2016 по заявлению товарищества собственников жилья "Лучезарное",
заинтересованное лицо: государственная жилищная инспекция Краснодарского края, принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Лучезарное" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган, инспекция) от 06.10.2015 N 001291 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях товарищества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Товарищество собственников жилья "Лучезарное" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции проигнорирован довод товарищества о том, что разрушение козырька балконной плиты произошло по вине собственника квартиры N 30, что подтверждается актом комиссии товарищества и мировым соглашением от 18.11.2015. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что в чем состоит нарушение правил содержания и ремонта жилых домов проверяющий орган в своем постановлении не указал. Товариществом были предприняты все меры по устранению правонарушения. Более того, податель жалобы указывает на то что, судом первой инстанции также оставлены без внимания доводы товарищества о том, что постановление административного органа направлено ТСЖ "Лучезарное" с нарушением установленного срока, а также то, что при назначении административного наказания не было учтено имущественное положение юридического лица.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить. На вопрос суда пояснил, что товарищество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении этого дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заместителем руководителя государственной жилищной инспекции выдано распоряжение от 03.09.2015 N 3714 о проведении внеплановой проверки ТСЖ "Лучезарное" с целью рассмотрения обращения от 21.08.2015 о фактах нарушения товариществом прав потребителей в жилом многоквартирном доме N 20/2 по ул.Коммунистической в г. Ейске, выразившееся в неудовлетворительном техническом содержании общего имущества в многоквартирном доме, а именно непринятие мер по ремонту балконной плиты в данном доме; неисправное состояние внутридомовых инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, канализации; не проведение общих (весенних и осенних) и внеочередных осмотров общего имущества в данном доме с составлением актов.
В ходе проверки с 17.09.2015 по 22.09.2015 установлено, что управление жилым домом, расположенном по адресу: г. Ейск, ул. Коммунистическая, 20/2, осуществляет ТСЖ "Лучезарное". В ходе обследования данного многоквартирного жилого дома выявлены многочисленные нарушения.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 22.09.2015 N 004582.
На основании выявленных фактов консультантом отдела инспекционного и лицензионного контроля государственной жилищной инспекции Краснодарского края Мысак И.И. в присутствии председателя товарищества Гумерова Р.Г. составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2015 N 003083, предписание от 22.09.2015 N 002406, в котором товариществу предложено принять меры по обеспечению безопасности людей и восстановлению поврежденной балконной плиты квартиры N 30 в жилом многоквартирном доме N 20/2 по ул. Коммунистической в г. Ейске в срок до 09.11.2015.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя госжилинспекции Краснодарского края Скрипкин В.Н. вынес постановление по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Лучезарное" от 06.10.2015 N 001291 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей с учетом повторного привлечения товарищества к административной ответственности аналогичной статье постановлением от 16.07.2015 N 000876.
Общество не согласилось с данным постановлением, что и послужило поводом для обращения с заявлением в суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в области содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет, в том числе, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 9 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, являются:
выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;
контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.);
выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;
контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами;
контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы);
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см., в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Из материалов дела следует, что в ходе обследования многоквартирного жилого дома выявлены нарушения подпункта з пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также пункта 9 раздела I Минимального перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2013 N 290, пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, а именно: повреждение краев балконной плиты квартиры N 30 вышеуказанного дома, не принятие мер по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего повреждения балконной плиты квартиры N 30.
Данные нарушения правил содержания жилого дома подтверждаются в частности, актом проверки, фотоматериалами и постановлением от 06.10.2015 N 001291.
Довод подателя жалобы о том, что вины товарищества в совершенном правонарушении нет, разрушение козырька балконной плиты произошло по вине собственника квартиры N 30, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела и акта обследования балконной плиты, составленного председателем и членами ТСЖ "Лучезарное" обнаружены сколы на краях плиты, которые, вероятно, имеют механическое происхождение. Данный акт составлен 04.08.2015.
Выявленные нарушения были обнаружены административным органом 22.09.2015. Мировое соглашение было заключено между собственником квартиры и товариществом 18.11.2015. Оплаты собственником квартиры была произведена 11.12.2015. Устранены недостатки лишь 16.12.2015.
Таким образом, с момента выявления повреждения балконной плиты товариществом до выявления инспекцией правонарушения прошло больше месяца и товарищество не предпринимало никаких действий по устранению повреждений. Повреждение балконной плиты относится к местам общего пользование, что также самим заявителем не оспаривается.
Мировое соглашение, заключенное между товариществом и собственником квартиры не исключает ответственность ТСЖ "Лучезарное" по соблюдению установленных правил и норм по содержанию жилого фонда, товарищество могло самостоятельно устранить недостатки, а в случае необходимости взыскать убытки с виновного лица.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения требований действующего законодательства в области эксплуатации жилищного фонда.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что в действиях товарищества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов товарищества при производстве по делу об административном правонарушении инспекцией не допущено и товариществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Как видно из материалов дела, в присутствии председателя товарищества Гумерова Р.Г. составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2015 N 003083. Копия протокола была вручена Гумерову Р.Г. нарочно. Указанным протоколом назначена дата рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении товарищества на 06.10.2015.
Постановление по делу об административном правонарушении от 06.10.2015 N 001291 вынесено в отсутствие представителя товарищества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Довод товарищества о нарушении административным органом части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в нарушении срока направления в адрес заявителя оспариваемого постановления, судом рассмотрен и отклонен, поскольку данное нарушение не затронуло права и законные интересы заявителя, в том числе право на обжалование, десятидневный срок которого исчисляется с момента получения копии постановления (часть 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Правом на обжалование постановления товарищество воспользовалось, обратившись с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Кроме того, по смыслу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдение либо нарушение административным органом требований части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (порядок вручения или отправки вынесенного постановления по делу об административном правонарушении) не могут рассматриваться как имеющие самостоятельное правовое (процедурное) значение для оценки законности постановления о привлечении к административной ответственности (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Доводы подателя жалобы о том, что при назначении административного правонарушения не было учтено имущественное положение товарищества, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в названном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкретные обстоятельства дела, характер вмененного в вину административного правонарушения, посчитал возможным не снижать товариществу административный штраф.
Назначенное товариществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, как усматривается из материалов дела, товарищество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-35447/2015 от 21.01.2016).
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2016 по делу N А32-11739/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11739/2016
Истец: ТСЖ "Лучезарное"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, государственная жилищная инспекция Краснодарского края