Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2017 г. N Ф03-6521/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А51-6961/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Ильинского Дмитрия Юрьевича
апелляционное производство N 05АП-7265/2016
на решение от 26.07.2016
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-6961/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильинского Дмитрия Юрьевича (ИНН 253802541381, ОГРНИП 304253836400291, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2004)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
об оспаривании решения;
при участии:
от индивидуального предпринимателя Ильинского Дмитрия Юрьевича: представитель Мамошин В.И. по доверенности от 01.03.2016 сроком на 3 года, паспорт;
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явился;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ильинский Дмитрий Юрьевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) от 02.03.2016 N 20/03/02-13/5253 в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 1162 кв.м., находящегося в районе д. 19, ул. Трансформаторная, г. Владивостока на кадастровом плане территории и обязании Департамента в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и предоставить утвержденную схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 1162 кв.м., находящегося в районе д. 19, ул. Трансформаторная, г. Владивостока на кадастровом плане территории, для размещения на нем стоянки транспортных средств.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что земельное и градостроительное законодательство РФ не отождествляет элемент планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами с конкретной территориальной зоной.
Виды территориальных зон во Владивостокском городском округе содержатся в Правилах землепользования и застройки, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, между тем, элемент планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами содержится в Генеральном плане Владивостокского городского округа и соответствующей документации по планировке территории, принимаемой и разрабатываемой в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края "Об утверждении Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории Владивостокского, Артемовского городских округов и поселений Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов" от 29.02.2016 N 78-п. В законе отсутствует "привязка" территориальной зоны к элементу планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, поскольку для выделения такого элемента, требуется соответствующая градостроительная документация, содержащая технические и архитектурные характеристики строений, позволяющих идентифицировать их соответствующим образом, определить их местоположение. Более того, суд первой инстанции не дал надлежащую оценку тому обстоятельству, что испрашиваемый земельный участок вовне не расположен вблизи многоквартирных домов, в силу чего определять его местонахождение в элементе планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, не представляется возможным.
Настаивает на том, что территория возле земельного участка занята стоянками, гаражами и другими нежилыми объектами, таким образом в рассматриваемом случае оснований для отказа заявителю в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не было.
Кроме того, указывает на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка основаниям отказа, изложенным в оспариваемом решении департамента.
В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя департамента.
От Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 29.12.2015 предприниматель обратился в Департамент с заявлением (вх.N 20-183 от 11.01.2016) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в районе ул.Трансформаторная, д.19 в г.Владивостоке, площадью 1162 кв.м, условный номер 25:28:010036:ЗУ1, для размещения стоянки автомобильного транспорта с приложением графического материала.
По результатам рассмотрения заявления Департамент письмом от 02.03.2016 N 20/03/02-13/5253 сообщил заявителю о невозможности подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку согласно представленной схеме расположения земельного участка, испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта и находится в территориальной зоне Ж-3; граница испрашиваемого земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:010036:4969; минимальное расстояние от границ земельного участка до красных линий автодорог более 15 метров, в связи с чем образовать земельный участок невозможно.
Предприниматель, не согласившись с отказом Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ определено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель воспользовался предоставленным ему законом правом и обратился в департамент с заявлением об образовании земельного участка в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1162 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Трансформаторная, д. 19, цель использования: для размещения стоянки автомобильного транспорта.
В свою очередь, департамент, в соответствии с действующими правовыми нормами, отказал обществу в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1162 кв. м, поскольку согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый план территории от 05.02.2016 N 25/00-16-37710), границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:010036:4969, установленные в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. Кроме того, не соблюдено минимальное расстояние от границы испрашиваемого земельного участка до красной линии территории общего пользования, установленное пп. 1 п. 2 ст. 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
Оценив оспариваемое решение департамента в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела обзорных схем земельного участка, изготовленных на основании сведений государственного кадастра недвижимости, границы испрашиваемого предпринимателем земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:010036:4969, установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Таким образом, процедура образования земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит требованиям земельного законодательства.
Доказательств того, что содержащиеся в указанных графических документах сведения, не соответствуют действительности, не представлено.
Соответственно у департамента имелись законные основания для принятия решения от 02.03.2016 N 20/03/02-13/5253 об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка по указанному основанию.
Оценивая довод департамента, положенный в обоснование оспариваемого отказа, о несоблюдении минимального расстояния от границы испрашиваемого земельного участка до красной линии территории общего пользования, коллегия суда апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно примечанию "<*>" к пункту 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, стоянки автомобильного транспорта в зоне Ж-3 могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, или к границам зоны объектов автомобильного транспорта, или к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, или к техническим зонам охраны инженерных сетей с соблюдением 15-метрового расстояния от красных линий улиц и дорог всех типов.
Понятие красных линий установлено в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), согласно которому красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Как следует из имеющейся в материалах дела обзорной схемы земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Трансформаторная, в районе д. 19 расстояние от границ испрашиваемого земельного участка до красных линий автодорог составляет 16 и 17 метров соответственно.
В то же время согласно акту обследования планируемого земельного участка с приложением фототаблицы испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости (менее 0,3 метра) к гравийной дороге, являющейся подъездом к комплексу капитальных гаражных боксов.
Указанная гравийная дорога, исходя из смысла пунктов 11, 12 статьи 1 ГрК РФ, является территорией общего пользования.
То обстоятельство, что существующие границы территорий общего пользования не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования. Иного материалами дела не доказано.
В этой связи департамент ошибочно посчитал, что размещение спорного земельного участка противоречит примечанию "<*>" к пункту 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки.
Вместе с тем, оценивая возможность подготовки и утверждения схемы расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9.1 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (пп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
При этом ЗК РФ предусматривает, что если образование земельного участка осуществляется из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов, то подготовка схемы расположения земельного участка заинтересованным лицом не допускается.
То же правило содержит пункт 5 статьи 11.10 ЗК РФ, согласно которому подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Следовательно, законодателем в указанных нормах права заложен подход, заключающийся в возможности инициировать аукцион заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами только при наличии утвержденного проекта межевания территории, на основании которого образуется земельный участок в границах населенного пункта.
Так, в пункте 1 статьи 83 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ).
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа Решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, согласно которому в состав последнего вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Следовательно, на территории г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Как верно указано судом первой инстанции, на территории г. Владивосток согласно пункту 5 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка заинтересованным лицом до межевания территории не допускается.
Законодателем в указанных нормах права заложен подход, заключающийся в возможности инициировать аукцион заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами только при наличии утвержденного проекта межевания территории, на основании которого образуется земельный участок в границах населенного пункта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний (части 1, 5 статьи 46 ГрК РФ).
Таким образом, именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования земельных участков.
Из положений части 1 статьи 41 ГрК РФ следует, что элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Пунктом 2 раздела 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150, предусмотрено, что проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки.
Соответственно элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах городских и сельских поселений, являясь в дальнейшем основанием для разработки проекта планировки и проектов межевания территории, закрепляя уже сложившиеся в существующей застройке элементы планировочной структуры, но, не образуя их вновь.
Как подтверждается представленной в материалы дела обзорной схемой земельного участка в районе ул. Трансформаторная, д. 19 в г. Владивостоке, испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 1162 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 25:28:010036, входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами (территориальная зона Ж-3), ограниченного улицами Трансформаторная, Ватутина, участком автомобильной дороги общего пользования, обозначенного красными линиями, что свидетельствует о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры (квартала).
При этом, отсутствие проекта планировки (проекта межевания территории) в районе ул. Трансформаторная, д. 19 в г. Владивостоке само по себе не свидетельствует о фактическом отсутствии элемента планировочной структуры (квартала) на уже застроенной, а не подлежащей застройке, территории.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии оснований для неутверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка апелляционной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании заявителем вышеуказанных норм материального права.
Учитывая изложенное, коллегия суда апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение департамента в целом не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 150 руб. на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.07.2016 по делу N А51-6961/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6961/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2017 г. N Ф03-6521/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Ильинский Д.Ю., ИП ИЛЬИНСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ