г. Челябинск |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А76-11080/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2016 по делу N А76-11080/2016 (судья Попова Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк" - Мизина И.П. (паспорт, доверенность от 05.08.2015);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области - Ишаева Л.Р. (удостоверение, доверенность от 11.01.2016), Затеев А.Н. (удостоверение, доверенность от 11.01.2016).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк" (далее - заявитель, налогоплательщик, предпринятие, ФГУП ПО "Маяк") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области (далее по тексту - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.12.2015 N 390 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 5 881 454 руб., соответствующих пени по налогу по состоянию на 15.12.2015 в сумме 2 130 458,48 руб., применения ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 392 096,93 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2016 (резолютивная часть решения объявлена 27.07.2016) требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным решение от 15.12.2015 N 39 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 5 881 454 руб., соответствующих пени в сумме 2 130 458,48 руб., штрафа в сумме 392 096,93 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы ссылается на неверное применение судом норм материального права.
Податель жалобы указывает, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество спорные земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов. В графе "Существующие ограничения (обременения) права" ограничений не зарегистрировано, что по мнению инспекции указывает на то, что спорные земельные участки не являются изъятыми из оборота.
Фактически спорные земельные участки используются не только для обеспечения уставной деятельности ФГУП "ПО "Маяк", лечебно-профилактического питания работников ФГУП "ПО "Маяк", для приема гостей и членов делегаций, для проведения совещаний, реабилитации работников ФГУП "ПО "Маяк", обеспечения связи ФГУП "ПО "Маяк", производства полиграфической продукции для подразделений ФГУП "ПО "Маяк", а также используются для организации отдыха, лечения, питания населения, сдачи помещений в аренду, сдачи номеров отдыха на платной основе, благоустройства территорий, оказания услуг связи населению и юридическим лицам, изготовления бланков, журналов, конвертов, карточек, абонементов, папок для населения и сторонних организаций, и проведения просветительской деятельности путем демонстрации информационных стендов и информирования общественности.
Также указывает, что для проведения работ в области использования атомной энергии используются только три земельных участка: 74:41:0101046:8, 74:00:0000000:15, 74:09:1301001:26. На остальных земельных участках отсутствуют объекты использования атомной энергии.
До начала судебного заседания от ФГУП "ПО "Маяк" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель предприятия просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ФГУП "ПО "Маяк" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и уплаты, в том числе земельного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, в ходе которой инспекцией установлена неполная уплата земельного налога за 2011, 2012, 2013 годы в размере 5 881 454 руб..
Выявленные в ходе выездной налоговой проверки нарушения отражены инспекцией в акте выездной налоговой проверки от 30.10.2015 N 36.
15.12.2015 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией было вынесено решение N 39 о привлечении ФГУП "ПО "Маяк" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 25.03.2016 N 16-07/001312 Управление ФНС России по Челябинской области утвердило решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области от 15.12.2015 N 39.
Не согласившись с решением от 15.12.2015 N 39, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки расположены на территории ЗАТО Озерского городского округа, находятся в федеральной собственности и заняты объектами, находящимися в федеральной собственности, предоставлены для обеспечения основной и единственной цели деятельности ФГУП "ПО "Маяк" - обеспечение безопасности РФ, и деятельность объектов социально-культурного назначения, расположенных на данных земельных участках направлена исключительно на обеспечение указанной цели, в связи с чем являются изъятыми из оборота и не подлежат обложению земельным налогом.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
ФГУП ПО "Маяк" создано в соответствии с приказом Министерства среднего машиностроения СССР от 24.10.1988 N 807 и является правопреемником Химического комбината "Маяк", созданного в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 01.12.1945 N 3007-892, что отражено в пункте 1.1 Устава ФГУП "ПО "МАЯК", утвержденного приказом Госкорпорации "Росатом" от 11.09.2014 N 1/862-П.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 508 утвержден перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов, в том числе, закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) Озерск, центр ЗАТО - город Озерск.
Указом Президента Российской Федерации от 27.04.2007 N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" утвержден Перечень организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, находящихся в ведении Федерального агентства по атомной энергии, приватизация которых запрещена. ФГУП "ПО "Маяк" включен в данный перечень.
Имущественный комплекс ФГУП "ПО "Маяк" неделим и находится в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" имущество, не подлежащее приватизации, является изъятым из оборота и может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.
Указом Президента Российской Федерации Российской Федерации от 26.06.2014 N 467 ФГУП "ПО "Маяк" присвоен статус федеральной ядерной организации, которая осуществляет работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа по производству оборонной продукции и проведению мероприятий, обеспечивающих поддержание боевой готовности, надежности и безопасности ядерных зарядов и ядерных боеприпасов на этапах разработки, испытаний, производства и утилизации.
ФГУП "ПО "Маяк" является стратегической организацией, обеспечивающей реализацию единой государственной политики согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р.
Для выполнения задач, поставленных перед федеральной ядерной организацией, ФГУП "ПО "Маяк" в рамках законодательства обязано осуществлять все виды деятельности, указанные в Уставе, утвержденном приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 25.04.2008 N 38, включая:
- осуществление издательских и полиграфических услуг;
- проведение психологических и психофизических обследований, а также мероприятий функциональной реабилитации по итогам обследования;
- организацию общественного питания, торговое обслуживание;
- деятельность, связанную с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, решением задач гражданской обороны;
- обеспечение работоспособности сетей газоснабжения, связи, оказание услуг местной телефонной связи, подвижной радиосвязи;
- эксплуатацию, содержание и ремонт средств сигнализации и связи и т.д.
Согласно Уставу предприятия, имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может распределено по вкладам, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
На указанных участках расположено движимое и недвижимое имущество ФГУП "ПО "Маяк": столовая N 10, дом оператора, типография, дом связи, музей, центр здоровья, центр делового сотрудничества, поликлиника, памятник Курчатову И.В., благоустройство сквера.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ФГУП "ПО "Маяк" принадлежат следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 74:41:0101023:3, общей площадью 2912 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, улица Мишенкова, 1 "а", дата регистрации возникновения права собственности - 15.11.2001, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения столовой N 10 и склада продовольственных товаров";
- с кадастровым номером 74:41:0101045:1, общей площадью 80584 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, улица Музрукова, 33, дата регистрации возникновения права собственности - 22.10.2013, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения профилактория" (Центр здоровья);
- с кадастровым номером 74:41:0101037:3, общей площадью 5 273 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, улица Архипова, 2 "а", дата регистрации возникновения права собственности - 22.10.2013, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения комплекса зданий и сооружений - деловой центр с наружными сетями и благоустройством";
- с кадастровым номером 74:13:1002004:49, общей площадью 2961 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, поселок Метлино, улица Марта, 37, дата регистрации возникновения права собственности - 13.11.2001, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения Дома оператора и организации подъездной дороги к нему в поселке Метелино, улица 8 Марта, 37";
- с кадастровым номером 74:41:0101031:4, общей площадью 2 479 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, улица Блюхера, 19, дата регистрации возникновения права собственности - 21.12.2009, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения Дома связи";
- с кадастровым номером 74:13:1002003:108, общей площадью 27750 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, поселок Метлино, улица Центральная, 96, дата регистрации возникновения права собственности - 19.09.2012, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения зданий поликлиники на 100 посещений со стационаром на 50 коек и гаража на 4 автомобиля";
- с кадастровым номером 74:41:0101022:121, общей площадью 6224 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, в 40 м. на северо-запад от здания заводоуправления по пр. Ленина, 31, дата регистрации возникновения права собственности - 24.01.2013, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения сооружения - памятник Курчатову И.В. и благоустройство сквера";
- с кадастровым номером 74:41:0101022:120, общей площадью 1 296 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, в 5 м на северо-запад от Здания заводоуправления по пр. Ленина, 31, в районе площади им. Курчатова, дата регистрации возникновения права собственности - 03.07.2013, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения сооружения - благоустройство от пр. Ленина до ул. Ермолаева";
- с кадастровым номером 74:41:0101005:11, общей площадью 2521 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, пр. Ленина, 40 "а", возникновения права собственности - 01.10.2013, назначение объекта - "земли населенных пунктов - под общественную застройку (типография)";
- с кадастровым номером 74:41:0101038:8, общей площадью 5839 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Озерск, пр. Ленина, 32 "а", возникновения права собственности - 27.08.2013, назначение объекта - "земли населенных пунктов - для размещения музея им. Курчатова".
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки: изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
При этом перечень объектов, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами - деятельности которых созданы ЗАТО.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, из содержания указанной нормы статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что ограничение земельных участков в обороте связано с категорией земель, разрешенной к использованию, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Для отнесения земельного участка к землям, предоставленным для нужд безопасности, таможенных нужд, принципиальным является его использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что земли указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.
В соответствии с разделом 2 Устава ФГУП "ПО "Маяк" целями деятельности предприятия является деятельность в области обеспечения безопасности РФ, сфере интересов РФ.
Согласно правовой позиции изложенной в Письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 13.03.2007 N Д08-840 характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне пп. 1-10 указанного пункта.
В данном случае не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение (использование).
В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов и их принадлежность РФ на праве собственности.
Суд первой инстанции установил, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 74:41:0101022:120, 74:41:0101022:121, 74:41:0101038:8, 74:13:1002003:108, 74:41:0101037:3, 74:41:0101023:3, 74:13:1002004:49, 74:41:0101031:4, 74:41:0101005:11, 74:41:0101045:1:
- расположены на территории ЗАТО Озерского городского округа;
- находятся в федеральной собственности и заняты объектами, находящимися в федеральной собственности;
- предоставлены для обеспечения основной и единственной цели деятельности ФГУП "ПО "Маяк" - обеспечения безопасности РФ, и деятельность "объектов социально-культурного назначения" расположенных на данных земельных участках направлена исключительно на обеспечение указанной единственной цели (включая необходимость обеспечения требований по предоставлению специального питания, нормальных условий труда, условий снижающих воздействие вредных факторов на организм человека и т.д.).
Также судом первой инстанции установлено:
- Дом связи - в здании установлено и эксплуатируется оборудование, предназначенное для передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите; управляющий центр систем транкинговой радиосвязи для обеспечения охраны предприятия и города; система радиосвязи в случае чрезвычайных ситуаций со штабом ГО области; система радиосвязи в случае чрезвычайных ситуаций с подразделениями предприятия; оборудование районной автоматизированной системы централизованного оповещения; аппаратура ФОБОС (пожарная сигнализация города); локальная система оповещения предприятия (требования ФЗ "О связи", ФЗ "О гражданской обороне", ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Услуги оказываются на основании лицензии от 15.11.2015 N 130315, выданной ФГУП "ПО "Маяк" Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
- Типография - в здании располагается полиграфический участок ФГУП "ПО "Маяк", который в первую очередь обеспечивает все структурные подразделения предприятия:
а) полиграфической продукцией, необходимой для производственно-технологического процесса: бланки, паспорта, технические задания, журналы и карточки учета наличия, состояния и движения заказов на изготовление изделий и выпуск готовой продукции, карты типового (группового)технологического процесса, паспорта производственного оборудования, схемы и графики подготовки цехов к производству и выпуску продукции, журнал учёта входного процесса, журналы учета ядерных материалов, журналы учета радиоактивных веществ, журнал передачи смен, карты учета получения и расходования материалов при производстве спецпродукции, журнал приемки и выдачи готовой продукции и др.,
б) конструкторской документацией (документы, имеющие нестандартную форму и большой объем, печатные формы, которые должны быть выполнены в соответствии с установленными требованиями по контрастности и цвету, брошюрование в альбомы),
в) абонементами для лечебно-профилактического питания,
г) пропусками, удостоверениями,
д) плакатами и знаками по технике безопасности.
Типографией обеспечивается: - проведение секретных работ (переплет, печать, брошюрование совершенно секретных и секретных материалов); - переплет, печать, брошюрование документов, содержащих сведения, которые могут быть отнесены к коммерческой и/или служебной тайне.
Данные работы могут выполняться только работниками, имеющими соответствующую форму допуска, в соответствии с законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и обязательно в присутствии работников режимно-секретных подразделений.
- Профилакторий - создан и используется для проведения оценки функционального состояния работоспособности и уровня психофизиологических резервов работников предприятия, а также для осуществления лечебно-оздоровительной деятельности работников предприятия и мероприятий функциональной реабилитации по итогам обследования.
Использование атомной энергии является потенциальным источником промышленных аварий со значительными негативными последствиями для окружающей среды и человека. Для снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, связанными с отклонениями в состоянии здоровья отдельных работников, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (ежегодные) медицинские осмотры и психофизиологические обследования работников объектов использования атомной энергии.
Оперативный персонал указанных объектов проходит предсменные осмотры, имеющие цель предотвратить допуск к работе специалиста в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации. Внеплановые медицинские осмотры и психофизиологическое обследование проводятся после перенесенного работником объекта использования атомной энергии тяжелого заболевания, травмы или длительного перерыва в трудовой деятельности по другим причинам, перед допуском его к работе.
Психофизиологические обследования работников объектов использования атомной энергии проводятся в лабораториях психофизиологического обеспечения, и включают в себя исследование профессионально значимых особенностей личности, психического состояния и психофизиологических показателей. Отклонение от профессиональных стандартов психофизиологических показателей или от собственных индивидуальных уровней при последующих обследованиях являются основанием для отстранения работника от работы и направления его на клиническое обследование.
Проведение психофизиологических обследований утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Проведение психологических и психофизиологических обследований функциональной реабилитации работников объектов использования атомной энергии обязательны и регламентированы:
Федеральным законом от 25.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 01.03.2012 N Пр-539);
Приказом от 30.08.2000 N 532 "О введении в действие Положения о лаборатории психофизиологического обеспечения объекта использования атомной энергии;
Положением П-ЦРРП-ГПФО и ВК-07-2014;
Положением о лаборатории психофизиологического обеспечения объекта использования атомной энергии (типовое) РД ЭО-0159-99.
- Столовая N 10 - по заявкам войсковых частей в столовой N 10 формируются продовольственные наборы для караулов по охране специальных грузов (Приказ по предприятию от 24.06.2013 N 193/494-П).
В столовой хранится продовольствие для САБ (специальной аварийной бригады) и, в случае введения режима повышенной готовности, обеспечивается его выдача. Столовая N 10 также используется в целях организации пункта подвижного питания формирований ГО и ЧС.
Являясь особо важным объектом, нежилое здание - столовая N 10 находится под охраной Филиала N 18 ФГУП "Атом-охрана".
- Деловой центр - используется для приема делегаций, проведения совещаний и деловых конфиденциальных встреч исключительно для решений вопросов, связанных с деятельностью предприятия и Госкорпорации "Росатом", организации питания и проживания командированных на предприятие лиц.
Дом оператора в поселке Метлино был построен и введён в эксплуатацию в составе пускового комплекса пускорезервной котельной Южно-Уральской атомной станции для обеспечения безопасной работы газораспределительной станции (ГРС).
Согласно выписке из технического паспорта для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, серия В N 540180, выданной 28.02.2008, назначение комплекса зданий и сооружений "Дом оператора газораспределительной станции" -производственный комплекс.
С целью обслуживания ГРС пускорезервной котельной Южно-Уральской атомной станции и газопровода-отвода, принадлежащих ФГУП "ПО "Маяк" на праве хозяйственного ведения, были заключены договоры между ФГУП "ПО "Маяк" и ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург".
В соответствии с "Правилами технической эксплуатации магистральных газопроводов", "Положением по технической эксплуатации газораспределительных станций магистральных газопроводов" для обеспечения бесперебойной и безопасной работы ГРС, с поддержанием заданных параметров, необходимо постоянное круглосуточное наблюдение. Для несения непрерывной вахты двух сменных операторов был построен, а затем предоставлен для выполнения работниками своих обязанностей, Дом оператора в поселке Метлино.
В служебные обязанности операторов входит: круглосуточный контроль технологических параметров работы газопровода и ГРС по приборам установленным в Доме оператора; круглосуточный контроль за датчиками пожарной и охранной сигнализации, установленными в ГРС с выводом на/ пульт в Доме операторов; обход, осмотр закрепленного оборудования по графику; ежедневные доклады диспетчеру о состоянии оборудования с установленной периодичностью; обслуживание станции катодной защиты газопровода, расположенной в Доме оператора.
Памятник Курчатову И.В. и благоустройство сквера, на которых находятся смежные с участком с кадастровым номером 74:41:0101022:2, на котором размещается режимный объект - здание управления ФГУП "ПО "Маяк".
Развитие технических средств слежения, в том числе с целью шпионажа, требует проведения дополнительных мероприятий по противодействию террористической угрозе и обеспечению защиты информации. Для установки сооружений и оборудования, исключающих ведение постороннего видеонаблюдения и аудиофиксации в районе центрального входа здания управления предприятия ФГУП "ПО "Маяк", приобрело в постоянное (бессрочное) пользование, дополнительно к изъятому из оборота участку с кадастровым номером 74:41:0101022:2, смежные участки с кадастровыми номерами 74:41:0101022:120, 74:41:0101022:121.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:41:0101022:120, 74:41:0101022:121, 74:41:0101038:8, 74:13:1002003:108, 74:41:0101037:3, 74:41:0101023:3, 74:13:1002004:49, 74:41:0101031:4, 74:41:0101005:11, 74:41:0101045:1 изъяты из оборота как занятые, находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых, создано закрытое административно-территориальное образование.
Также суд первой инстанции указал, что в соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 12.08.2010 N 03-05-05-02/61 и Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), является Минэкономразвития России.
Таким образом, вопросы, связанные с отнесением земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота, относятся к компетенции Минэкономразвития развития России, при этом налоговый орган, не обладает полномочиями по переоценке земельно-правовых отношений.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Доводы апеллянта судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как указано в части 1 статьи 4 Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В силу с абзацем первым части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничением (обременением) является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Земельный кодекс не содержит требований о государственной регистрации обременения - изъятые из оборота.
С учетом изложенных норм Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" земельные участки, изъятые из оборота в силу оснований, указанных в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат государственной регистрации.
Данные земельные участки изъяты из оборота в силу закона.
Сам по себе факт, что доступ на спорные объекты является свободным, как для работников ФГУП "ПО "Маяк", так и для населения города Озерска, не является основанием для вывода, что спорные земельные участки не являются изъятыми из оборота.
Суд установил местонахождение земельных участков, нахождение на них объектов, в соответствии с видами деятельности которых создано ЗАТО.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2016 по делу N А76-11080/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11080/2016
Истец: ФГУП "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАЯК"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ