Требование: об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг, по договору энергоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А33-29369/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца- общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт Сибирь" - Вагановой О.В., представителя по доверенности от 11.01.2016 N РЭСС008/16,
от третьего лица - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" - Костина А.В., представителя по доверенности от 08.07.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
(ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 09 августа 2016 года по делу N А33-29369/2015, принятое судьёй Блиновой Л.Д.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт Сибирь" (ИНН 2465115953, ОГРН 1072465010408, далее - ООО "Русэнергосбыт Сибирь", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - ПАО "МРСК Сибири", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.10.2015 N 07-15/18.2400.11126.15, принятии приложений N 1, 2, 3, 4, 6 к договору в указанной истцом редакции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2016 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-наличие технологического присоединения между сетевыми организациями является основным квалифицирующим признаком для определения сетевых организаций как смежных, а также обязательным условием для заключения договора;
-ПАО "МРСК Сибири" принадлежат на праве собственности линии ВЛ ПОкВ С-44, С-46, С-43, имеющие непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства истца и посредством которых стороны оказывают друг другу услуги по передаче электроэнергии, в связи с чем ответчик правомерно настаивает на оставлении спорных точек поставки в договоре;
-отсутствие утверждённого индивидуального тарифа не препятствует заключению договора оказания услуг.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2016 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 06.10.2016.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ПАО "МРСК Сибири", ОАО "Иркутская электросетевая компания".
Представитель истца пояснил, что при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.10.2015 г. N 07-15/18.2400.11126.15 на 2016 год стороны не пришли к соглашению по вопросу о включении в договор точек поставки подстанций ОАО "РЖД" "Запань-тяговая" и "Кварцит-тяговая", находящихся на территории Иркутской области. У ПАО "МРСК Сибири" нет статуса сетевой компании на территории Иркутской области и, соответственно, возможности оказания услуг по передаче электрической энергии на объекты потребителя, расположенные в Иркутской области и получения оплаты за оказанные услуги по установленным тарифам.
ПАО "МРСК Сибири" не является сетевой организацией на территории Иркутской области в 2016 году, поскольку не участвует в тарифном регулировании. Необходимая валовая выручка ПАО "МРСК Сибири" не была учтена регулирующим органом при утверждении единых (котловых тарифов). В отношении ПАО "МРСК Сибири" не установлен и индивидуальный тариф для расчетов со смежными сетевыми организациями. ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ СИБИРЬ" является энергосбытовой организацией и заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах своего потребителя - ОАО "РЖД". К отношениям сторон применяются нормы раздела II Правил N 861, регулирующие условия договоров между сетевыми компаниями и потребителями. Стоимость услуг по передаче электрической энергии является существенным условием договора между потребителем и сетевой организацией. При этом стоимость услуг определяется сторонами не произвольно, а исходя из установленных государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Сетевая организация вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии только после установления в отношении нее соответствующего тарифа (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 N 13881/11 по делу N А19-966/2011).
Представитель ОАО "РЖД" пояснил, что из информации, размещенной на официальном сайте Службы по тарифам Иркутской области следует, что ОАО "МРСК Сибири" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в отношении которой не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год. Не имея статуса сетевой организации в Иркутской области, ввиду не установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, ответчик не вправе препятствовать перетоку через его объекты электрической энергии для потребителей и требовать за это плату, а, следовательно и настаивать на включении в условия договора точек поставки электрической энергии, по которым он не вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии. Ответчик не отвечает критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
11.09.2016 между ООО "Русэнергосбыт Сибирь" (продавец) и ОАО "РЖД" (покупатель) заключен договор купли-продажи электроэнергии в границах Красноярского края N 251Д-07, в соответствии с которым продавец обязуется передавать покупателю в точках поставки электроэнергии (мощности) определенное договором количество электроэнергии (мощности), а покупатель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию, в том числе мощность, услуги по передаче электроэнергии, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасную эксплуатацию электрических сетей, исправность используемых им приборов и оборудования (пункт 1.1 договора).
В силу пункта 1.2. договора для исполнения договора продавец заключает с соответствующей сетевой организацией договор, обеспечивающий передачу электроэнергии в точки поставки электроэнергии (мощности по указанному договору). Продавец вправе самостоятельно определять условия договора.
Между ООО "Русэнергосбыт Сибирь" (заказчик) и ПАО "МРСК Сибири" (исполнитель) 06.12.2012 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 21-12/18.2400.132.13, в соответствии с которым заказчик заключает договор в интересах своего потребителя - ОАО "РЖД" (пункт 1.2 договора).
Письмом от 28.10.2015 ООО "Русэнергосбыт Сибирь" уведомило ПАО "МРСК Сибири" о намерении расторгнуть с 01.01.2016 договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 06.12.2012 N 21-12/18.2400.132.13; направило проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2016 года, предложив подписать и скрепить его печатью.
Письмом от 03.12.2015 ПАО "МРСК Сибири" возвратило в адрес истца проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.10.2015 N 07-15, подписанный с протоколом разногласий, предложив подписать и скрепить печатью экземпляр указанного протокола.
Поскольку стороны не пришли к соглашению по следующим условиям договора: приложение N 1 "Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки", приложение N 2 к договору "Акт разграничения ответственности сторон в части приема-передачи электрической энергии, приложение N 3 к договору "Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств заказчика, присоединенных к электрической сети исполнителя", приложение N 4 к договору "Величина заявленной мощности и энергии, в пределах которой исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в точках поставки", приложение N 6 к договору "Однолинейные схемы электрической сети потребителей заказчика", в целях урегулирования возникших разногласий по условиям спорных пунктов договора истец обратился в суд с иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 446 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон, разногласия сторон по приложениям N 1, 2, 3, 4, 6 к договору возникли в связи с включением ответчиком в договор точек поставки N47,87,88,89, находящихся на подстанциях "Запань-тяговая" и "Кварцит-тяговая", расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
ПС "Кварцит-тяговая" и ПС "Запань-тяговая" находятся на территории Тайшетского района Иркутской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.03.2004 серии 24 ГС N 004563, выпиской из "Технической документации на сооружение-комплекс Саянская дистанция электроснабжения" от 30.09.2005, выданной ФГУП "Ростехинвентаризация".
Довод заявителя жалобы о том, что услуга по поставке электрической энергии до подстанций потребителя ООО "Русэнергосбыт Сибирь" - ОАО "РЖД" оказывается с помощью линий ВЛ 110 кВ с-44, С-46, С-43, принадлежащих на праве собственности ПАО "МРСК Сибири", по этой причине указанные точки поставки ответчик включает в договор от 16.10.2015, поскольку иная сетевая организация не имеет права оказывать услугу с помощью оборудования, не принадлежащего ей на том или ином праве владения, отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона Российской Федерации N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ) "территориальная сетевая организация" - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) "сетевые организации" -организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 установлены следующие критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям:
-владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА;
-владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения: высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше; среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ; среднее второе напряжение (СН2) - 1 - 20 кВ; низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ;
-отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных;
-наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению;
-наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На дату вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации N 184 от 28.05.2015 (12.03.2015) ПАО "МРСК Сибири", являясь владельцем объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Иркутской области, не соответствовало критерию, указанному в пункте 1 постановления.
При установлении единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год Служба по тарифам Иркутской области не включила ПАО "МРСК Сибири" в перечень сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что ПАО "МРСК Сибири" не является сетевой организацией на территории Иркутской области, поскольку не участвует в тарифном регулировании на 2016 год.
Указанное обстоятельство подтверждается тарифными решениями Службы по тарифам Иркутской области, принятыми на 2016 год.
Перечень сетевых организаций, чья необходимая валовая выручка (НВВ) учтена при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии Иркутской области на 2016 год, приведен в пункте 1.2.2 Таблицы N 1 Приложения N 1 к Приказу СТ Иркутской области от 29.12.2015 г. N 621-спр. В указанном перечне не отражена НВВ ПАО "МРСК Сибири".
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 29.12.2015 N 620-спр утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Указанным нормативным правовым актом не установлен индивидуальный тариф в отношении ПАО "МРСК Сибири".
Подпунктом 1 пункта 2 данного приказа признан утратившим силу пункт 37 приложения 1 Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 26.12.2014 N 764-спр, в соответствии с которым были установлены долгосрочные параметры регулирования с 2015 года по 2019 год в отношении ПАО "МРСК Сибири".
Следовательно, поскольку в отношении сетевой организации не установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, сетевая организация в силу пункта 6 Правил N 861 не вправе оказывать данные услуги и требовать за это оплату, поскольку существенным условием договора между потребителем и сетевой организацией.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к отношениям по передаче электрической энергии между поставщиком электрической энергии (энергоснабжающей организацией) и собственником объектов электросетевого хозяйства применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Заявитель жалобы вправе оказывать платные услуги по передаче электрической энергии только после установления соответствующего тарифа.
Вместе с тем, доказательства обращения заявителя жалобы с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему электрическим сетям в Службу по тарифам Иркутской области, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного, ссылка заявителя жалобы на то, что отсутствие утвержденного в отношении ПАО "МРСК Сибири" индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии не является препятствием для заключения договора с потребителем, а цена договора оказания услуг по передаче электрической энергии не относится к существенным условиям договора, отклонена судом апелляционной инстанции как противоречащая нормам действующего законодательства.
Поскольку ответчик в 2016 году утратил статус сетевой компании на территории Иркутской области, он не вправе требовать от потребителя заключения договора возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии в отношении спорных точек поставки.
Ссылка заявителя на пункты 38 и 39 Правил N 861, устанавливающие перечень существенных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями несостоятельна, поскольку данные правовые нормы не применимы к правоотношениям между истцом как потребителем услуг и ответчиком - сетевой компанией. Раздел III Правил N 861, на который ссылается ответчик, устанавливает порядок заключения и исполнения договора между смежными сетевыми организациями.
Согласно материалам дела, пояснениям сторон, ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ СИБИРЬ" является энергосбытовой организацией и заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах своего потребителя - третьего лица ОАО "РЖД".
Согласно пункту 4 Правил N 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 13 Правил N 861 одним из существенных условий таких договоров является порядок определения размера обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 15 (1) настоящих Правил, включающий: сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств, или порядок определения такого объема; порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии.
При этом в силу пункта 15 (1) Правил N 861 стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V настоящих Правил, и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск ООО "Русэнергосбыт Сибирь" в полном объеме и исключил спорные точки поставки из редакции договора.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2016 года по делу N А33-29369/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29369/2015
Истец: ООО "Русэнергосбыт Сибирь"
Ответчик: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Третье лицо: ОАО "Иркутская электросетевая компания", ОАО "РЖД"