Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2017 г. N Ф05-21723/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А40-107609/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
помощником судьи Нурбаевой Д.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2016 по делу N А40-107609/16, принятое судьей О.Ю. Суставовой,
по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2"
к МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Морозова О.В. по дов. от 28.01.2016; Чистякова по дов. от 19.11.2015; |
от заинтересованного лица: |
Ирклиевская М.Т. по дов. от 20.09.2016 |
установил:
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК-2", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 20.11.2015 N 49 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Арбитражный суд города Москвы решением от 27.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказал полностью в связи с истечением срока исковой давности.
Налогоплательщик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что срок исковой давности не пропущен.
Налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в связи с соответствием выводов в решении суда фактическим обстоятельствам дела и правильным применением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого решения проверяется в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Так, на основании представленной 24.04.2015 обществом первичной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2015 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 572 205 026 руб. инспекцией была проведена камеральная проверка.
По результатам проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки от 07.08.2015 N 70.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 07.08.2015 N 70, возражений на акт МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 принято решение от 20.11.2015 N 49 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с решением от 20.11.2015 N 49 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "ТГК-2" отказано в предоставлении налогового вычета НДС в размере 219 938,78 руб., начислены пени в размере 5 715,41 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога в виде штрафа в размере 43 987,80 руб.
Решением ФНС России от 16.03.2016 N СА-4- 9/4348@ апелляционная жалоба ОАО "ТГК-2" оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В связи с окончанием предельного срока эксплуатации объекта Ляпинской котельной в г. Ярославле, созданной на базе 4 Ярославской ГРЭС в 1932 году, ОАО "Ярэнерго" в 2002 году было принято решение о строительстве замещающего энергоисточника, в связи с чем последовала разработка проекта строительства и обоснования инвестиций в строительство замещающего Ляпинскую котельную теплоисточника.
К данной разработке был привлечен контрагент ООО "ДСК-Стройсервис", с которым ОАО "Ярэнерго" заключило следующие договор от 05.09.2002 N 17/1 на проектные работы, связанные с разработкой обоснования инвестиций в строительство замещающего Ляпинскую котельную теплоисточника, отвечающим условиям задания на разработку ОИС и договор от 20.04.2004 N 7-КС на корректировку обоснования инвестиций.
Исполнение обязательств подтверждается актами сдачи-приемки научно-технической продукции. При этом исполнителем выставлены счета-фактуры, оплаченные заказчиком: от 31.03.2003 N 1 на сумму 560 905 (НДС 20% 93 484 руб., платёжное поручение от 11.04.2003 N2208); от 15.05.2003 N5 на сумму 752 720 (НДС 20% 125 453 руб., платёжное поручение от 22.05.2008 N 8597; от 25.06.2003 N8 на сумму 644 260 (НДС 20% 107 377 руб., платёжное поручение от 18.07.2003 N351); от 08.07.2004 N000000002 на сумму 550 000 (НДС 18% 107 377 руб., платёжное поручение, подтверждающее частичную оплату выполненных работ от 03.08.2004 N7123).
В 2005 году в результате реорганизации ОАО "Ярэнерго" в форме разделения обязательства по незавершенному строительству замещающего Ляпинскую котельную энергоисточника были переданы ОАО "Ярославская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЯЭК"). В свою очередь ОАО "ЯЭК" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК-2") и прекратило в связи с этим своё существование. Все обязательства ОАО "ЯЭК", в том числе, в части незавершенного строительства замещающего Ляпинскую котельную теплового источника, были переданы в порядке универсального правопреемства ОАО "ТГК-2", которое продолжило строительство объекта. Суммы затрат по договору ОАО "Ярэнерго" с ООО "ДСК-Стройсервис", а так же суммы НДС по выставленным счетам-фактурам 2003-2004 года были переданы по разделительному балансу от 11.01.2005 ОАО "ЯЭК", далее правопреемнику ОАО "ЯЭК" - ООО "ТГК-2" по вступительному балансу 01.07.2006.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно применил п. 5 ст. 162.1 НК РФ, согласно которому в случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном 21 главой НК РФ. Вычеты сумм налога, производятся правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам) продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) правопреемником (правопреемниками) этой организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в период выставления вышеуказанных счетов-фактур) вычетам подлежали суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Пунктом 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) было предусмотрено, что вычеты сумм НДС, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
В пункте 2 статьи 259 НК РФ указано, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Законом N 119-ФЗ внесены изменения в статью 172 НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2006. В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 119-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками- застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Кодекса.
Из содержания статьи 3 Закона N 119-ФЗ следует, что переходными нормами не регулируется порядок вычета "входного" НДС, который относится к иным, чем строительно-монтажные работы, видам расходов, связанных со строительством. На основании пункта 5 статьи 172 НК РФ (в редакции Закона N 119-ФЗ) вычеты сумм НДС, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 173 Кодекса установлено, что в случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы НДС, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для строительно-монтажных работ, подлежат вычету в порядке, установленном пунктом 5 статьи 172 Кодекса в редакции Закона N 119-ФЗ, то есть в течение трех лет, начиная с 01.01.2006 - с момента действия изменений, внесенных в пункт 5 статьи 172 Кодекса данным Законом.
Относительно спорных хозяйственных операций судом первой инстанции отмечено следующее.
Так, согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с положениями статьи 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику; по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику; если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 119-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, приобретенные обществом результаты работ по договорам с ООО "ДСК-Стройсервис" на проектные работы, связанные с разработкой и корректировкой обоснования инвестиций, не могут быть отнесены к операциям по проведению работ по капитальному строительству объектов основных средств, выполняемых в соответствии с заключенным с иным подрядчиком самостоятельным договором строительного подряда, с учетом того, что проектная документация является предметом самостоятельных сделок, совершенных заявителем с проектными организациями, не являющимися исполнителями строительных работ в отношении объектов строительства, документация не является оборудованием к установке либо нематериальным активом, хотя и связана с последующими операциями по выполнению комплекса строительно-монтажных работ по капитальному строительству объектов.
Принимая во внимание, что первичная документация по операциям, связанным с приобретением налогоплательщиком результатов проектной работы, связанной с разработкой обоснования инвестиций и ее корректировкой, оформлена в период 2002- 2004 года, все условия для применения обществом налоговых вычетов по счетам- фактурам 2003-2004 года возникли в указанный период и на момент заявления о применении налогового вычета в поданной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2015 года срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 НК РФ истек, что свидетельствует об обоснованности и правомерности отказа инспекции в применении спорных налоговых вычетов и возмещении налога из бюджета (аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 N А40-43152/15).
Таким образом, общество заявило спорные вычеты по НДС в 1 квартале 2015 года неправомерно, поскольку трехлетний срок, установленный пунктом 2 статьи 173 НК РФ, истек, что является самостоятельным основанием для отказа в их применении, в связи с чем решение инспекции является законным и обоснованным.
В связи с изложенными обстоятельствами, апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворению не подлежит.
Существенных нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.07.2016 по делу N А40-107609/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107609/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2017 г. N Ф05-21723/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N2", ОАО ТГК N 2
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N4