Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
12 октября 2016 г. |
Дело N А64-3469/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прошуниной М.П.,
без вызова сторон в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.08.2016 по делу N А64-3469/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Макарова Н.Ю.), по исковому заявлению Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская центральная районная больница" (ОГРН 1026800954256, ИНН 6808003236) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" о взыскании 35 812 руб., третье лицо - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мордовская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Мордовская центральная районная больница", истец) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области", ответчик) о взыскании задолженности в размере 209 932 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.08.2016 исковые требования удовлетворены в размере 35 812 руб.
Не согласившись с указанным решением, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что он не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является заказчиком проведения спорных лабораторных исследований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции без вызова сторон.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, за период с января по февраль 2015 года в рамках весенней и осенней призывной комиссии ТОГБУЗ Мордовская центральная районная больница" оказывало Военному комиссариату Тамбовской области услуги по лабораторным и диагностическим исследованиям.
Договор о предоставлении медицинских услуг подписан не был.
Истцом были выполнены исследования на общую сумму 35 812 руб., что подтверждается счетом N 2 от 24.02.2015. Однако оказанные услуги ответчиком не оплачены.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств ответчиком по оплате оказанных услуг, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из фактического оказания услуг, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания внедоговорных услуг по проведению диагностических обследований для перечисленной категории граждан ответчиком не оспаривается, возражения по расчёту отсутствуют, о некачественном оказании истцом услуг не заявлено.
С учётом положений ст. 59 Конституции РФ и соответствующих норм Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), оказываемые ТОГБУЗ "Мордовская центральная районная больница" Военному комиссариату услуги обладают особой спецификой и направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов в сфере обеспечения обороноспособности РФ и боеготовности её Вооруженных Сил.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". В силу п. 7 ст. 1 этого Федерального закона компенсация расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 1441 от 31.12.1999 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение N 1441), п. 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. "д" п. 2 Положения N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в частности, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации соответствующих расходов определён утверждёнными постановлением Правительства РФ N 704 от 01.12.2004 Правилами компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", (далее - Правила N 704).
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учёте, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил N 704, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ (п. 3 Правил N 704).
Согласно п. 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1-3 и 5 п. 2 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтённых на лицевом счёте получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Таким образом, исходя из системного анализа указанных положений законодательства, затраты, понесенные медицинскими учреждениями, в результате проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом их на воинскую службу, подлежат компенсации военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Установлено, что оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу. Истец на регулярной основе оказывал услуги, не терпящих отлагательства до момента заключения государственного контракта в установленном порядке. Деятельность истца, в виде оказания диагностического обследования граждан подлежащих призыву на военную службу в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении ВС РФ от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, А77-602/2013.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу ч. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из вышеприведённого следует, что у истца имеется субъективное материальное право требовать от ответчика оплаты внедоговорных услуг медицинского характера оказанных с января по февраль 2015 году на общую сумму 35 812 руб. 00 коп.
Ответчик доказательств, подтверждающих погашение задолженности за оказанные медицинские услуги, в материалы дела не представил.
Довод ответчика о том, что возмещение расходов медицинских организаций на проведение обязательных диагностических исследований перед медицинским освидетельствованием граждан, поступающих на военную службу по контракту, осуществляется в порядке и в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов подлежит отклонению как несоответствующий указанным выше положениям Закона о воинской обязанности и военной службе.
Как следует из раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273, в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.08.2016 по делу N А64-3469/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3469/2016
Истец: ОГБУ Тамбовское здравоохранения "Мордовская центральная районная больница" (ТОГБУЗ "Мордовская ЦРБ")
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Тамбовской области" (Военный комиссариат Тамбовской области")
Третье лицо: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Тамбовской области (ТФОМС Тамбовской области), Девятнадцатый арбитражный апелляционный уд