Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2017 г. N Ф07-13704/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А56-10322/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Толстикова С.Г. по доверенности от 10.07.2015, Исаева В.Э. по доверенности от 04.08.2015;
от заинтересованного лица: Конторикова И.С. по доверенности от 18.01.2016;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21927/2016) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2016 по делу N А56-10322/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15, далее - ПАО "Ростелеком", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, далее Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 25.01.2016 по жалобе N Т02-49/16 при организации и проведении закупок (извещения NN 31503129743, 31503168821, 31503142879, 31503168799, 31503170497, 31503170562, 31503168744, 31503022297, 31503170837, 31503130718, 31503170574, 31503170750, 31503170334, 31503131154, 31503168757, 31503170541, 31503131526, 31503129186).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - ООО "Спецстрой").
Решением суда от 29.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель апелляционной жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания недействительными решения и предписания Управления от 25.01.2016.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий и объектов связи в рамках проекта "Подключение корпоративных клиентов в Екатеринбурском филиале ПАО "Ростелеком".
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в Кировской области.
24.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по прокладке медных линий связи для подключения клиентов сегмента B2B/B2G 2016 г. в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в Республике Марий Эл.
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в республике Мордовия.
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в Нижегородской области.
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до крупных корпоративных клиентов в Нижегородской области.
30.11.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи MCC/FTTC и ЛКСС в Нижегородском филиале в 2016 году.
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в Оренбургской области.
22.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий и объектов связи в рамках проекта "Подключение корпоративных клиентов в Пермском филиале ПАО "Ростелеком".
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в Самарской области.
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до крупных корпоративных клиентов в Самарской области.
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в Республике Татарстан.
22.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий и объектов связи в рамках проекта "Подключение корпоративных клиентов в филиале в Тюменской и Курганской областях ПАО "Ростелеком".
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в Удмуртской Республике.
29.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий связи до клиентов сегмента B2B/B2G в Ульяновской области.
22.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий и объектов связи в рамках проекта "Подключение корпоративных клиентов в Челябинском филиале ПАО "Ростелеком".
22.12.2015 Общество разместило на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ линий и объектов связи в рамках проекта "Подключение корпоративных клиентов в Ямало-Ненецком филиале ПАО "Ростелеком".
Закупки проводились в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Закона N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Ростелеком", утвержденным решением Совета директоров ПАО "Ростелеком" от 27.11.2015 N 12, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте в Реестре опубликованных положений о закупках, документацией о закупках.
ООО "Спецстрой" обратилось с жалобой в УФАС на действия организатора закупки, выразившиеся в неправомерном объединении в один лот строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ по каждой из процедур закупок.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС вынесла решение от 25.01.2016, которым признала жалобу обоснованной; в действиях организатора торгов признала нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем объединения в один лот по каждой из процедур закупок работ по проектированию и строительству.
Организатору закупки выдано предписание об устранении нарушений от 25.01.2016, согласно которому ему необходимо совершить действия, направленные на устранение нарушений процедур проведения торгов путем аннулирования каждой из процедур закупок с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе организации и проведения каждой из процедур закупок.
Не согласившись с решением и предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, сделав вывод об отсутствии в его действиях нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение сторон, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) указанный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений (часть 3 статьи 17 Закона N 173-ФЗ).
Согласно части 5 этой же статьи Закона положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N 223-ФЗ).
Исходя из логического и смыслового содержания вышеприведенных норм, запрет на включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, распространяется только на проведение закупок для государственных и муниципальных нужд по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, и, соответственно, не распространяется на закупки, осуществляемые на основании Закона N 223-ФЗ, что не было учтено УФАС при вынесении оспариваемого решения.
Кроме того, при вынесении обжалуемого решения, судом при установлении фактических обстоятельств дела приняты во внимание следующие правовые нормы, регулирующие правила закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В статье 3 Закона N 223-ФЗ закреплены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, согласно пункту 2 части 1 которой при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг; реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к ее участникам.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
По смыслу положений статей 1, 2 и 3 Закона N 223-ФЗ при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе критерия измеримости (пункт 4 части 1 статьи 3 названного Закона).
Предоставление в Законе N 223-ФЗ заказчику широкого спектра возможностей самостоятельного регулирования своей закупочной деятельности повлекло установление закрытого перечня оснований для обжалования действий заказчика в административном порядке, а также сужение сферы государственного контроля.
В рассматриваемом случае спорная закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Ростелеком", утвержденным решением Совета директоров ПАО "Ростелеком".
Ограничение по формированию лотов ни Закон N 223-ФЗ, ни утвержденное заказчиком Положение о закупках товаров не содержит.
Кроме того, Закон о защите конкуренции в части установления запретов при закупке товаров для государственных и муниципальных нужд допускается возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально связанных между собой.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с аукционной документаций, в том числе техническим заданием, предусмотрены к выполнению виды работ, которые технологически и функционально связаны друг с другом.
Как обоснованно указал суд, предусмотренные Закупкой работы, выступающие комплексным предметом торгов, связаны между собой по значимым критериям (технологически и функционально) и размещение заявленных работ в одном лоте не противоречит законодательству РФ о закупках и законодательству РФ о конкуренции. Формирование предмета Закупки подобным образом позволяет сосредоточить функции управления всеми стадиями процесса создания готовой продукции в одной организационной структуре и осуществить процесс выполнения работ непрерывным образом, сокращая временные затраты. Объединение работ по проектированию и строительству, с поставкой оборудования и материалов для электроснабжения позволит обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рационально и экономно расходовать выделенные денежные средства.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности антимонопольным органом в действиях Общества нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, что свидетельствует о незаконности вынесенных антимонопольным органом решения и предписания УФАС от 25.01.2016.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение и предписание УФАС не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2016 по делу N А56-10322/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10322/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2017 г. N Ф07-13704/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "СпецСтрой"