г. Челябинск |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А07-9760/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.08.2016 по делу N А07-9760/2016 (судья Юсеева И.Р.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Уфимский завод геологоразведочного оборудования" Неустроев Л.В. (доверенность от 10.02.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Уфимский завод геологоразведочного оборудования" (далее - общество "УЗГО", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации, выраженного в письме Управления земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 4554 от 01.06.2016, об обязании в качестве способа восстановления нарушенного права принять решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 согласно классификатору видов разрешенного использования, а также не противоречащего Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 (с учетом уточнения заявленных требований, л.д. 63).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.08.2016 (резолютивная часть от 29.07.2016) заявление общества "УЗГО" удовлетворено.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апеллянт полагает, что органом местного самоуправления был избран надлежащий вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 - "деловое управление", и определение иного вида разрешенного использования не соответствовало фактическому использованию заявителем земельного участка. Отказ в установлении разрешенного использования был вызван соответствующим решением органа кадастрового учета о приостановлении внесения кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости, в силу чего заинтересованным лицом предприняты все необходимые действия для удовлетворения заявления общества "УЗГО".
Отзыв на апелляционную жалобу Администрации не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество "УЗГО" является собственником объектов недвижимого имущества - бытового корпуса, назначение: нежилое здание, кадастровый номер 02:55:030404:499, площадь 1 165,7 кв.м., и административного здания, назначение: нежилое здание, кадастровый номер 02:55:030404:504, площадь 752,3 кв.м, расположенных по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная, д. 14, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 22.01.2016 (л.д. 8, 9).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030404:931, площадь 3 874 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, адрес местоположения: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная.
25.01.2016 общество "УЗГО" обратилось в Администрацию с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 (л.д. 65).
10.02.2016 общество "УЗГО" обратилось в Администрацию с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 - "деловое управление" и предоставлении в собственность за плату данного земельного участка согласно ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (л.д. 10).
Управление письмом N 4554 от 11.03.2016 (л.д. 11) сообщило заявителю, что подготовлено решение о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, которое проходит необходимые согласования. Срок, установленный п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в течение которого должен быть подготовлен и направлен проект договора купли-продажи земельного участка, будет исчисляться со дня внесения изменений в государственный кадастр недвижимости земельного участка.
Решением Управления от 16.05.2016 N 1061-рз (л.д. 32) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (в ред. приказа Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709), п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением об Управлении, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2015 N 44/11, в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 площадью 3 874 кв.м установлен вид разрешенного использования "Деловое управление".
19.05.2016 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан принято решение N Ф/16-50724 (л.д. 43) о приостановлении внесения кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия о земельном участке с кадастровым номером 02:55:030404:931, на основании части 1 статьи 26 Закона о кадастре до устранения причин, препятствующих его проведению, ввиду установления вспомогательного вида разрешенного использования без установления основного вида разрешенного использования.
Ссылаясь на указанное решение органа кадастрового учета, на невозможность установления вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 площадью 3 874 кв.м - "деловое управление", Управление в письме N 4554 от 01.06.2016 указало на отказ обществу "УЗГО" в оказании муниципальной услуги по предоставлению в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 64).
Полагая отказ Администрации, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Управление) N 4554 от 01.06.2016, незаконным и нарушающим права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:931, общество "УЗГО" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая обоснованными и удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что в целях реализации обществом "УЗГО" исключительного права на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931, в силу п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка заинтересованное лицо должно было установить соответствие разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Администрации, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Заявитель является собственником расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030404:931, площадь 3 874 кв.м объектов недвижимого имущества - бытового корпуса, назначение: нежилое здание, кадастровый номер 02:55:030404:499, площадь 1 165,7 кв.м., и административного здания, назначение: нежилое здание, кадастровый номер 02:55:030404:504, площадь 752,3 кв.м, расположенных по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная, д. 14, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 22.01.2016 (л.д. 8, 9), и в силу изложенного имеет исключительное право на приватизацию либо приобретение права аренды названного земельного участка.
Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу подп. 20 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
В то же время в силу п. 2 ст. 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ указано, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
На основании изложенных правовых норм, а также с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.08.2016 N 18-КГ16-74, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что исключительное право на приобретение земельного участка в собственность в порядке подп. 6 п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 ЗК РФ не может быть ограничено видом разрешенного использования земельного участка, в том числе и отсутствием такового в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Доказательства оформления с обществом "УЗГО" арендных отношений в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931, площадью 3 874 кв.м, материалы дела не содержат.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На основании ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
По смыслу изложенных правовых норм в целях реализации правообладателем объектов недвижимости исключительного права на приобретение земельного участка, на котором они расположены, в собственность в порядке подп. 6 п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 ЗК РФ по заявлению правообладателя орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны установить вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
Общество "УЗГО" дважды обращалось в Администрацию с заявлением от 25.01.2016 об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 (л.д. 65) и заявлением от 10.02.2016 об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 - "деловое управление" и предоставлении в собственность за плату данного земельного участка согласно ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (л.д. 10).
Однако требования данных заявлений общества Администрацией удовлетворены не были, земельному участку с кадастровым номером 02:55:030404:931 не установлен вид разрешенного использования в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ), а также применительно к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне КП-2, к которой относится и указанный земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о том, что Управлением был избран надлежащий вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:931 - "деловое управление", а отказ в установлении разрешенного использования был вызван соответствующим решением органа кадастрового учета о приостановлении внесения кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости, являются необоснованными, так как, вопреки доводам апеллянта, не свидетельствуют о совершении заинтересованным лицом всех зависящих от него мер по установления вида разрешенного использования спорного земельного участка в соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доказательства оспаривания решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" N Ф/16-50724 от 19.05.2016 в установленном законом порядке или устранения причин, послуживших основанием для приостановления внесения кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости, либо рассмотрения заявления общества "УЗГО" от 25.01.2016 (л.д. 65), в котором не обозначался конкретный интересующий заявителя вид разрешенного использования, Администрацией и Управлением в материалы дела не представлено.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что изложенный в письме Управления N 4554 от 01.06.2016 отказ в оказании муниципальной услуги по предоставлению в собственность испрашиваемого земельного участка по мотиву неустановления вида разрешенного использования не соответствует требованиям вышеизложенных правовых норм.
Способ восстановления нарушенных прав заявителя обоснованно избран судом с учетом степени и характера нарушения права, и соответствует требованиям части 5 статьи 201 АПК РФ.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.08.2016 по делу N А07-9760/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9760/2016
Истец: ООО "Уфимский завод геологоразведочного оборудования"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: ООО "УфИМСКИЙ ЗАВОД ГЕОЛОГОРАЗВЕДОВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ", УЗИО АДминистрации ГО г. Уфа РБ, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан