Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А38-2704/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 10.10.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терек" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.07.2016 по делу N А38-2704/2016, принятое судьей Лежниным В.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терек" (ИНН 6319151774, ОГРН 1116319005153) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл о признании недействительным предписания от 07.12.2015 N 1264.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Терек" в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-6856/16(1) от 04.10.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-6856/16 от 05.10.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
03.12.2015 во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27.08.2015 N ОГ-П12-5877, на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление, Роспотребнадзор, контролирующий орган) от 30.11.2015 N 1264 проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Терек" (далее - ООО "Терек", Общество, заявитель), по результатам которой составлен акт от 25.12.2015 N 1264.
В ходе проверки 03.12.2015 были выявлены нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении санитарных правил, а именно не обеспечено выполнение требований к программе производственного контроля: в программе производственного контроля отсутствует раздел, определяющий соответствие санитарно-эпидемиологических условий реализации продукции (БАД) нормативным требованиям, что является нарушением требований части 2 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пункта 3.6 СП 1.1.1058-01 и пункта 8.4. СанПиН 2.3.2.1290-03.
ООО "Терек" выдано предписание от 07.12.2015 N 1264 об устранении выявленных нарушений в срок до 10.12.2015.
Не согласившись с предписанием от 07.12.2015 N 1264, ООО "Терек" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.07.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общество отмечает, что санитарные правила СП 1.1.1058-01 в отношении порядка проведения производственного контроля на этапах оборота пищевой продукции применению не подлежат, а положения Закона N 52-ФЗ и СанПиН 2.3.2.1290-03 прямо указывают, что порядок проведения производственного контроля пищевой продукции должен регулироваться действующим TP ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 880, требования которого в аптеке соблюдаются.
Заявитель считает, что оспариваемым предписанием нарушено право Общества на свободу предпринимательской деятельности. Неисполнение данного предписания может повлечь привлечение Общества к административной ответственности.
Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, просит оставить решение суда без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (пункт 1 Положения).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
- осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (пункт 5.1.2).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В силу статьи 1, пункта 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно пункту 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора в пределах своих полномочий осуществило проверочные мероприятия в отношении ООО "Терек" и по результатам проверки выдало ему предписание.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам в том числе реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 утверждены Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований. Санитарные правила зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 30.10.2001 и действуют на территории Российской Федерации.
Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят и с 01.07.2013 вступил в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), который распространяется на биологически-активные добавки.
Статьями 1, 2 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что технический регламент, в том числе устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
Целями принятия настоящего технического регламента являются: 1) защита жизни и (или) здоровья человека; 2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); 3) защита окружающей среды.
Следовательно, положения ТР ТС 021/2011 предполагают необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических, гигиенических и ветеринарных требований.
Из содержания вменяемых Обществу нарушений, установленных контролирующим органом в ходе проверки, следует, что они в первую очередь посягают именно на правоотношения по поводу порядка проведения производственного контроля на этапе оборота пищевой продукции.
Довод заявителя о том, что в связи с введением в действие ТР ТС 021/2011 санитарные правила СП 1.1.1058-01 утратили силу, что следует по его мнению из письма Роспотребнадзора от 15.02.2012 N 01/1350-12-32, не принимается во внимание суда.
Указанные правила действуют в части, не противоречащей требованиям ТР ТС 021/2011.
Пункт 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 предусматривающий, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее производителем, не означает, что не должен обеспечиваться производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований на стадии реализации пищевой продукции, в данном случае, биологически активных пищевых добавок, поскольку его отсутствие создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поэтому производственный контроль за реализацией БАД осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами, в части, не противоречащей СП 1.1.1058-01.
Действие СП 1.1.1058-01 на территории Российской Федерации подтверждено Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ответ на судебный запрос (л.д. 100).
Следовательно, ООО "Терек" при составлении программы производственного контроля должно было соблюдать требования, установленные СП 1.1.1058-01.
Пунктом 3.6 СП 1.1.1058-01 предусмотрено, что программа производственного контроля должна включать, в том числе, мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.
Требования к реализации БАД регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 50.
Согласно пункту 8.4 СанПиН 2.3.2.1290-03 программа производственного контроля должна включать в том числе разработку санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по обеспечению безопасности продукции; определение соответствия санитарно-эпидемиологических условий производства и реализации продукции нормативным требованиям.
Таким образом, в программу производственного контроля должен быть включен раздел, определяющий соответствие санитарно-эпидемиологических условий реализации продукции (БАД) нормативным требованиям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Обществом разработана и утверждена Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на 2015-2017 годы в аптеке ООО "Терек" по реализации готовых лекарственных средств, расположенной по адресу: 424006, Республика Марий Эл, ул. Яналова, д. 4. Данная программа производственного контроля разработана, в том числе в соответствии с СП 1.1.1058-01, однако в ней отсутствует раздел, определяющий соответствие санитарно-эпидемиологических условий реализации БАД нормативным требованиям (л.д. 44-48), что является нарушением требований части 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ, пункта 3.6 СП 1.1.1058-01, пункта 8.4. СанПиН 2.3.2.1290-03.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания контролирующего органа недействительным, в данном случае, отсутствует.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ООО "Терек" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.07.2016 по делу N А38-2704/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терек" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2704/2016
Истец: ООО Терек
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл