Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Москва |
|
13 октября 2016 г. |
А40-56208/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Юговодоканал"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.06.2016 по делу N А40-56208/16 судьи Уточкина И.Н. (92-477)
по заявлению ООО "Юговодоканал" (ОГРН 1062320038384)
к ФАС России
третье лицо: РЭК Департамента цен и тарифов Краснодарского края
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Кыров Д.Н. по дов. N ИА/64335/15 от 16.11.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016 в удовлетворении заявленных ООО "Югводоканал" требований об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы от 19.01.2016 N СП/2011/16 о прекращении рассмотрения заявления о досудебном рассмотрении спора отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили. С учетом мнения явившегося представителя ответчика, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ООО "Югводоканал" является организацией коммунального комплекса, обеспечивающей водоснабжение.
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.12.2014 N 67/2014-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду" были установлены тарифы ООО "Югводоканал" на 2015 год, в том числе по филиалу "Ейский групповой водопровод".
ООО "Югводоканал" 17.02.2015 обратилось в Федеральную службу по тарифам России с заявлением о рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края.
Постановление Правительства РФ от 12.10.2007 N 669 утверждены Правила рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) (Далее правила досудебного рассмотрения споров).
Указанное заявление ООО "Югводоканал" (филиал "Ейский групповой водопровод") было подано в ФСТ России с соблюдением сроков на его подачу, установленных Правилами.
Приказом ФСТ России от 03.03.2015 N 361-д заявление ООО "Югводоканал" (по филиалу "Ейский групповой водопровод") было принято к рассмотрению.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2015 года N 373 "О некоторых вопросах Государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам была упразднена, функции Федеральной службы по тарифам переданы Федеральной антимонопольной службе, которая является правопреемником Федеральной службы по тарифам.
Оспариваемым решением ФАС России от 19.01.2016 N СП/2011/16 рассмотрение заявления ООО "Югводоканал" о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края прекращено.
В В силу действия отдельных положений Закона о водоснабжении, Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 (далее также - Методические указания) в отношении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в многостадийном процессе коммунального водоснабжения, устанавливаются регулируемые уполномоченным государственным органом тарифы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию в сфере холодного водоснабжения подлежит, в том числе, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Согласно части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) и Законом о водоснабжении постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 N 669 утверждены Правила, которые определяют порядок и сроки рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила).
Исходя из пункта 2 Правил основанием для рассмотрения спора является заявление хозяйствующего субъекта.
На основании пункта 2 Правил ООО "Югводоканал" заявило требование о признании незаконным приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.12.2014 N 67/2014-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду" (далее - Приказ N 67/2014-окк), в части установления тарифа на питьевую воду для филиала "Ейский группой водопровод" на 2015 год и утверждения производственной программы в сфере холодного водоснабжения на указанный период.
В рамках рассмотрения материалов по досудебному спору было установлено, что Приказом N 67/2014-окк на основании экспертного заключения и решения правления РЭК Краснодарского края установлены тарифы на питьевую воду на период действия с 01.01.2015 по 31.12.2015 года включительно с календарной разбивкой; утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения со сроком реализации на аналогичный период.
Предметом рассмотрения спора в силу действия пункта 3(1) Правил являются требования заявителей, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых в соответствии с Законом о водоснабжении.
Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении (пункт 1 Основ ценообразования).
По смыслу пункта 12 Основ ценообразования регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении, настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования, по смыслу абзаца 21 пункта 2 Основ ценообразования, - расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом.
В случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью (пункт 15 Основ ценообразования).
ФАС России при рассмотрении заявления Общества установил, что оспариваемый Приказ N 67/2014-окк является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования тарифов в сфере водоотведения и опубликованным в установленном законом порядке.
Как указано в Решении ФАС России антимонопольный орган не наделен полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, которые фактически утратили силу и на момент рассмотрения спора не действуют.
В случае несогласия с установленными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения тарифами на 2016 год, организация вправе обратиться в ФАС России с соответствующим заявлением в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе с аналогичными требованиями, если они не были учтены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения и водоснабжения при тарифном регулировании на 2016 год.
В соответствии с пунктом 12 Правил рассмотрение спора прекращается в случае выявления в ходе рассмотрения спора, в том числе по результатам проведения экспертизы, обстоятельств, свидетельствующих о том, что рассмотрение вопросов, содержащихся в заявлении, не относится к предмету рассмотрения спора.
В связи с вышеизложенным, с учетом отсутствия предмета рассмотрения досудебного спора, указанного в заявлении Общества о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, ФАС России обосновано 19.01.2016 принято решение N СП/2011/16 о прекращении рассмотрения заявления заявителя о досудебном рассмотрении спора с РЭК Краснодарского края.
Довод о том, что предметом заявления является досудебное рассмотрении спора по статьям затрат, не принятых РЭК Департамента цен и тарифов Краснодарского края, а не сам Приказ, в связи с чем данное обстоятельство привело к принятию ФАС России незаконного решения, является несостоятельным, поскольку в случае удовлетворения ФАС России заявления Общества, потребуется внесение изменений в Приказ.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на тот факт, что ответчиком были нарушены сроки рассмотрения заявления, поскольку заявления было рассмотрено спустя 11 месяцев после обращения, в то время как согласно п. 13 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, решение по результатам рассмотрения спора должно быть вынесено не позднее 90 дней с даты принятия заявления к рассмотрению.
Суд апелляционной инстанции не принимает данный довод, поскольку бездействие ФАС России по рассмотрению заявления в установленный указанным пунктом срок, не является предметом настоящего спора.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Необходимо учитывать, что оспариваемое Решение не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не содержит распоряжений о совершении либо воздержании от совершения каких-либо действий, никаким иным образом не ограничивает возможности заявителя осуществлять свою обычную хозяйственную деятельность, поскольку в случае ошибочности не включения расходов в 2015 году, они могут быть учтены при установлении тарифов на последующий год.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.06.2016 по делу N А40-56208/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56208/2016
Истец: ООО "Югводоканал", ООО "Юговодоканал"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского края, РЭК департамента цен и тарифов Краснодарского края