Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки по договору на оказание услуг, по договору энергоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
16 октября 2016 г. |
Дело N А46-3683/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кукаркиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11094/2016) публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Омской области от 21 июля 2016 года по делу N А46-3683/2016 (судья Аристова Е. В.), принятое по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к акционерному обществу "Омскэлектро" (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145) о взыскании 3 167 619 руб. 01 коп.,
при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418),
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Дворниченко В.В. (паспорт, доверенность);
от акционерного общества "Омскэлектро" - Поморгайло И.В. (паспорт, доверенность);
от Региональной энергетической комиссии Омской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро", ответчик) о взыскании 3 167 619 руб. 01 коп., в том числе 3 028 118 руб. 51 коп. задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.08.2011 N 18.5500.468.11, 37 010 руб. 34 коп. процентов за пользование денежными средствами за период с 31.01.2016 по 10.03.2016, 102 490 руб. 16 коп. законной неустойки за период с 31.01.2016 по 10.03.2016. Также истец просит начислять проценты за пользование денежными средствами, законную неустойку по день фактического исполнения обязательства по оплате.
Определением суда от 21.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области, третье лицо).
Решением от 21 июля 2016 года по делу N А46-3683/2016 Арбитражный суд Омской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "МРСК Сибири" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ПАО "МРСК Сибири" указывает, что суд первой инстанции не оценил приказ РЭК Омской области от 26.12.2014 N 663/78 на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что повлекло за собой применение к отношениям сторон нормативного правового акта, не подлежащего применению, как не соответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагает, что признание определением Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2015 по делу N 50-АПГ15-11 недействующим приказа РЭК Омской области от 26.12.2014 года N 660/78 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2015 год", означает несоответствие закону также и индивидуальных тарифов, установленных приказом РЭК Омской области от 26.12.2014 N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области на 2015-2019 годы".
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ответчик представил отзывы на апелляционную жалобу, в которых просит суд апелляционной инстанции оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя РЭК Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства об его отложении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "МРСК Сибири" поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Представитель АО "Омскэлектро" высказался согласно отзывам на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, согласно условиям подписанного между муниципальным унитарным производственно-эксплуатационным предприятием "Омскэлектро" города Омска (в настоящее время - акционерное общество "Омскэлектро", заказчик) и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", исполнитель) договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии (зарегистрирован публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" от 04.08.2011 за N 18.5500.468 11) исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) путём осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии по принадлежащим ему на праве собственности или ином установленном законном основании электрическим сетям, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в порядке, установленном настоящим договором (пункт 1.1 договора).
В силу пунктов 5.1, 5.2 указанного договора (с учётом судебных актов по делу N А46-10006/2011) расчётным периодом для оплаты оказываемых исполнителем по настоящему договору услуг по передаче электрической энергии является один календарный месяц. Расчёт производится до 30 числа месяца, следующего за расчётным, на основании предъявленных акта оказания услуг, счёта-фактуры.
Согласно пункту 9.1 договора последний вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2012 и считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.
Как указывает истец, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в декабре 2015 года оказало ответчику услуги по передаче электрической энергии в необходимом количестве и объёме на общую сумму 171 204 324 руб. 39 коп., направило в адрес ответчика акт об оказании услуг за указанный период.
Для проведения расчётов заказчику предъявлен счёт-фактура от 31.12.2015 N 6/027033 на общую сумму 171 204 324 руб. 39 коп.
Из письма от 02.02.2016 исх.N 04-03-06/867 следует, что акционерное общество "Омскэлектро" согласовало стоимость оказанных услуг в размере 145 961 552 руб. 52 коп. (при указании на недействительность согласования объёма и стоимости оказанных услуг письмом исх. от 21.01.2016 N 455, а также выбора двухставочного тарифа (письмо исх. от 13.01.2016 N 17-05/186)).
Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате задолженности в сумме 3 028 118 руб. 51 коп. послужило основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Обстоятельства оказания истцом во исполнение принятых обязательств по названному договору услуг по передаче электрической энергии подтверждены материалами дела и ответчиком не оспорены.
Имеющиеся материалы дела свидетельствуют о том, что между сторонами возник спор относительно обоснованности применённого истцом в расчёте суммы задолженности тарифа, установленного приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 26.12.2014 N 663/78 (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2015 N 831/81), а также разногласия по оказанным услугам, обусловленные различным определением объёма оказанных услуг по определённым точкам поставки (сдвоенным фидерам).
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьёй 6 Закона об электроэнергетике.
В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по её передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учётом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, далее - Правила N 1178).
В рамках котловой экономической модели денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке (утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, далее - Методические указания N 20-э/2)).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования N 1178, пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчёт единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесённой на передачу электрической энергии.
Для расчёта единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчётов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчёта и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний N 20-э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объёма этих услуг.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчёта тарифов используются объём отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования N 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путём на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утверждённых тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний N 20-э/2).
Из указанных правовых норм следует, что расчёты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных.
При расчётах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу, утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования.
Соответственно, в целях сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Как следует из материалов дела, определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2015 N 50-АПГ15-13 признан недействующим с 1 января 2015 г. приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 г. N 660/78 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2015 год" в части одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на первое и второе полугодия 2015 года для прочих потребителей, установленных в пункте 1.1 приложения N 1 к приказу, по диапазонам напряжения ВН, СН-I, СН-II, НН; двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных в пункте 1.2 приложения N 1 к приказу на первое полугодие 2015 года для прочих потребителей в части ставок на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, по диапазонам напряжения ВН, СН-I, СН-II, НН (пункт 1.2.1, графы 4 - 7); двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных в пункте 1.2 приложения N 1 к приказу на второе полугодие 2015 года для прочих потребителей, в части ставок на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, по диапазонам напряжения ВН, СН-I, СН-II, НН (пункт 1.2.2, графы 8 - 11); одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации, установленных в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4 приложения N 3 к приказу; необходимой валовой выручки общества, установленной в пункте 44 приложения N 1 к приказу.
Согласно приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2015 N 831/81 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями изменены в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 50-АПГ15-11, приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2015 г. N 1317/15 "О согласовании решения Региональной энергетической комиссии Омской области об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утверждённых ФСТ России на 2015 год".
Истец, полагая наличествующей на стороне ответчика задолженность по оплате услуг, обусловливает указанное обстоятельствами пользования услугами истца вне обеспечения необходимой валовой выручки.
По поводу применяемого в расчётах за оказанные в исковой период услуги тарифного решения третье лицо (РЭК Омской области) в отзыве на иск поясняет, что взаиморасчеты по договору между сторонами, участвующими в деле производились по индивидуальным тарифам, установленным Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 26.12.2014 N 663/78 "Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области на 2015-2019 годы" (т. 2, л.д. 118).
Действительно, суд верно констатировал, что в части искового периода действовал приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26.12.2014 N 663/78 об утверждении индивидуального тарифа, применяемого в правоотношениях сторон настоящего спора.
Соответственно, с учётом принципов стабильности и необратимости тарифного регулирования, обоснованным является вывод суда об отсутствии правовых оснований для применения за период с 1 по 30 декабря 2015 г. тарифа, изменённого в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2015 N 831/81.
В силу пункта 7 указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" указы Губернатора Омской области, постановления Правительства Омской области, приказы органов исполнительной власти Омской области вступают в силу на следующий день после дня официального опубликования их полного текста, если указанными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2015 N 831/81, не содержащий сведений об обратном действии, опубликован 30 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
С учётом изложенного для целей определения стоимости оказанных истцом услуг надлежит исходить применения из индивидуального тарифа, установленного приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 26.12.2014 N 663/78, при том, что изменённый приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2015 N 831/81 индивидуальный тариф надлежит применять в целях определения стоимости услуги по передаче электрической энергии, оказанной 31 декабря 2015 г.
При этом суд апелляционной инстанции указывает, что истец (ПАО "МРСК Сибири"), ознакомивших с доводами третьего лица (РЭК Омской области), изложенными в отзыве на иск, в нарушение статьи 65 АПК РФ не занял в рамках настоящего дела активную процессуальную позицию в целях подтверждения приведенных им доводов, не представил суду убедительных и достоверных доказательств в обоснование своих требований, не заявил ходатайство о назначении экспертизы.
При определении стоимости оказанных в декабре 2015 г. у сторон наличествуют разногласия относительно варианта применяемого тарифа (одноставочный, двухставочный).
Как усматривается из материалов дела, письмом исх. от 13.01.2016 N 17-05/186 АО "Омскэлектро" уведомило истца о выборе при расчётах за оказанные в декабре 2015 г. услуги по передаче электрической энергии двухставочного тарифа.
В дальнейшем, письмом исх. от 02.02.2016 N 04-03-06/867 ответчик указал на недействительность выбора двухставочного тарифа, о чём истец был уведомлен вышеуказанным письмом.
Пунктом 81 Основ ценообразования N 1178 предусмотрено, что для расчётов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, входящим в единую (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе к объектам, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путём направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) в предусмотренных настоящим документом случаях выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учёта, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учёта. Выбранный вариант тарифа применяется для расчётов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Поскольку АО "Омскэлектро" не согласилось с возможностью применения в основной части декабря 2015 г. приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2015 N 831/81, данное лицо отозвало уведомление о выборе варианта тарифа на указанный период регулирования (письмо исх. от 02.02.2016 N 04-03-06/867), что не противоречат императивным нормам в сфере электроэнергетики.
В связи с изложенным, стоимость услуги по передаче электрической энергии, оказанной за период с 1 по 31 декабря 2015 г., исходя из определённого истцом объёма данной услуги, составит 145 427 842 руб. 76 коп., в том числе 1 046 628 руб. 01 коп., отнесённых на разногласия относительно объёма услуг по ГПП Куйбышевская ф. 1208АБ, ф. 1221АБ - 1 330 260 кВтч.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту - Основные положения N 442), определение объёма потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учёта электрической энергии, в том числе, включённых в состав измерительных комплексов, систем учёта; при отсутствии приборов учёта и в определённых в настоящем разделе случаях - путём применения расчётных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Согласно пункту 181 названных Основных положений расчёт объёма потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии в отсутствие прибора учёта, если иное не установлено в пункте 179 настоящего документа, производится вплоть до даты допуска прибора учёта в эксплуатацию: объём потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяется расчётным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу, а для потребителя, в расчётах с которым используется ставка за мощность, также и почасовые объёмы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки - расчётным способом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.
Абзацем седьмым пункта 183 Основных N 442 предусмотрено, что в случае неустановки прибора учёта в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, если иное не установлено настоящим пунктом, объём принятой в объекты электросетевого хозяйства (отпущенной из объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций) электрической энергии определяется вплоть до даты допуска прибора учёта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для случая непредоставления показаний расчётного прибора учёта в установленные сроки при отсутствии контрольного прибора учёта.
Правила определения объёма электрической энергии при непредставлении показаний расчётного прибора учёта установлены абзацами вторым и третьим названного пункта, а именно: объём электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства данной сетевой организации, определяется исходя из максимальных среднесуточных значений за месяц, в котором было зафиксировано наибольшее поступление в сеть по данной точке поставки за прошедший год; объём электрической энергии, отпущенной из объектов электросетевого хозяйства сетевой организации в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций, определяется по минимальным среднесуточным значениям за месяц, в котором был зафиксирован наименьший отпуск из сети по данной точке поставки за прошедший год.
Поскольку на отходящих в сторону ответчика фидерах приборы учёта не установлены, суд соглашается с правомерностью определения истцом объёма оказанных услуг при применении расчётного способа, предусмотренного пунктами 181, 183 Основных положений N 442.
Учитывая то, что ответчиком не приведено основанных на законе доводов о неправильности расчёта истца, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о порочности использованных в расчёте величин, суд счел обоснованным определение истцом объёма услуг по ГПП Куйбышевская ф. 1208АБ, ф. 1221АБ - 1 330 260 кВтч.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных ПАО "МРСК Сибири" требований, суд обоснованно исходил из следующего.
Как указывалось выше, стоимость услуги по передаче электрической энергии, оказанной в декабре 2015 г., составила 145 427 842 руб. 76 коп.
Согласно платёжному поручению от 28.01.2016 N 6651 АО "Омскэлектро" в счёт оплаты услуг по передаче электрической энергии за декабрь 2015 г. перечислило ПАО "МРСК Сибири" денежные средства в сумме 167 780 237 руб. 91 коп.
Следовательно, задолженность за оказанные в исковой период услуги на стороне ответчика отсутствует, в связи с чем суд правомерно отклонил исковые требования как в части взыскания задолженности, так и в части применения меры ответственности на основании пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Каких-либо документальных доказательств, дающих основания достоверным образом полагать об обоснованности требований истца, ПАО "МРСК Сибири" ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства не представлено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска, суд принял по существу законное решение.
Наряду с результатом рассмотрения настоящего спора, суд первой инстанции верно отметил наличие на стороне истца возможности компенсировать понесённые расходы (при подтверждении данного обстоятельства) в соответствующей части, поскольку сетевые организации, оказывавшие услуги по передаче электрической энергии, вправе претендовать на получение дополнительного дохода, который может быть распределён в течение этого же периода регулирования с применением индивидуальных тарифов с последующей корректировкой мерами тарифного регулирования. Нормами законодательства о тарифообразовании (пункт 7 Основ ценообразования N 1178, пункты 19, 20 Методических указаний N 20-э/2) установлен механизм корректировки выручки, который предусматривает экспертную оценку обоснованности незапланированных расходов.
Основания для переоценки вывода суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании процентов за пользование денежными средствами в сумме 37 010 руб. 34 коп. в порядке статьи 317.1 ГК РФ, с последующим начислением до даты фактического погашения задолженности, у суда апелляционной инстанции отсутствуют (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В целом доводы апелляционной жалобы заявлены без учета выводов суда первой инстанции по делу и направлены на их переоценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 АПК РФ не имеет.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21 июля 2016 года по делу N А46-3683/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3683/2016
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", ПАО МРСК "Сибири"
Ответчик: АО "ОМСКЭЛЕКТРО"
Третье лицо: Региональная Энергетическая комиссия Омской области